В 1909 в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в 16 в. находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М.Волнухин).
Вот и славно. И по сути, и по месту.
Но нынешние церковники не могли не примазаться:
В 1998 на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком — первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.
(Митрополит Макарий — покровитель Фёдорова в его начинаниях.)
Слёзы умиления наворачиваются, не правда ли?
Однако, как оно было:
19 апреля 1563 «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой — Деяниями и посланиями святых Апостолов (которые ныне сокращенно именуют Апостол).
…Вслед за Деяниями св. Апостолов Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 — два издания Часовника (Часослова), тоже богослужебную книгу, содержащую молитвословия и песнопения для ежедневных церковных служб. Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению.
Итак, книги были церковными.
Тексты были каноническими, а если были в них кое-какие исправления, то под приглядом и с согласия церкви (цитат, иллюстрирующих это, не привожу из соображений компактности изложения).
Но:
Отношение к новшеству вызвало протест значительной группы духовных лиц. Рукописное создание Апостола обычно начинался после молитв и омовений; бездушный же типографский станок воспринимался ими как нечто нечистое. Кроме того, новые веяния в книжном деле вызвали протест монахов-переписчиков (их труд становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле).
Так что же первично в негативном отношении к печати церковных книг — «нечистота» печатного станка или ущемлённый коммерческий интерес монахов-переписчиков?
Печатников обвинили в распространении ереси.
Вот так вот, ни больше, ни меньше! Печатаешь их книги, и они тебя же обвиняют в ереси.
Поскольку же главный защитник Ивана Федорова — митрополит Макарий умер в 1563, первопечатники остались без покровительства.
Сдаётся мне, что митрополит Макарий был тем, о ком говорят «в семье не без урода». То есть «уродом» он был средь церковников. Кабы не помер он, его, глядишь, тоже загнобили бы.
В 1566 в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они (печатники) приняли решение срочно покинуть столицу Московии. «Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе», — записал позже И.Федоров.
Подведём итоги.
1. Первые печатные книги на Руси были церковными. (А другие тогда были?)
2. Книги эти печатались при личном покровительстве одного выскопоставленного церковника и неприятии этого дела остальными.
3. Первопечатник подвергался гонениям со стороны церкви.
4. Печатный станок церковниками объявляется «нечистым» (ну чисто дьяволькое что-то).
5. Через несколько сот лет церковники (опаньки!) рисуют иконы с изображениями печатного станка и первопечатника.
С чего такая перемена в отношении?
А просто церковь тогдашняя и нынешняя — две разные церкви (мысль не новая, да и не моя).
Нынешняя к тогдашней не имеет никакого отношения.
Разве нет? Ведь та церковь была, если я ничего не путаю, старообрядческой. А нынешняя не только не старообррядческая, а и создана под покровительством И. Сталина лишь в середине XX века.
Но эта нынешняя церковь на всех углах трубит, что она, и только она исконно российская, исконно русская. Ещё она трубит о своих заслугах перед русской культурой и т.п.
Ну и в чём заслуга в данном конкретном случае? В том, что иконку намалевали? Велика важность!
Или нынешняя церковь присваивает себе заслуги тогдашней?
Но и у тогдашней церкви в этом деле заслуги не велики, и даже наоброт.
Что с того, что Фёдорова поддерживал митрополит? Его поддержка, похоже на то, была тем, что называется злоупотреблением служебным положением (из корыстных побуждений или из альтруистических — в данном случае не важно), а не деятельностью должностного лица в рамках своих полномочий.
То есть, имеем пример того, как РПЦ в очередной раз попросту примазалась к великому имени, к великому свершению.
А что дальше?
Икона с ликом Юрия Гагарина?
Изображение на иконе компьютера?
Не удивлюсь, если при определённом стечении обстоятельств (изменении политической ситуации) на православных иконах появится Чарльз Дарвин.
[/quote]