Форум портала "Наука и религии мира"

Мировоззренческие типы

Пока структура форумов только формируется - все пишем здесь.

К какому типу Вы себя относите?

материалисты-атеисты
19
70%
единство научного знания и религиозного чувства
1
4%
вежливая форма религиозности
0
Голосов нет
прагматики
2
7%
научное объяснение религии
3
11%
верующий
2
7%
алим, богослов
0
Голосов нет
 
Всего голосов : 27

Мировоззренческие типы

Сообщение dargo » Вт янв 08, 2008 23:35

Ханбабаев К.М. на основе изучения средств массовой информации в Дагестане сделал некоторые выводы:
Анализ мировоззренческих установок научной, творческой и исламской интеллигенции Дагестана по отношению к исламу позволяет выделить семь их типов.

1. Небольшая часть интеллигенции относится к первому типу мировоззренческих ориентаций – материалистически-атеистическому.

2. Для второго типа мировоззренческих установок относительно ислама характерно сочетание религиозности и рациональности.
К этому типу относятся представители интеллигенции с религиозным мировоззрением, обладающие, по словам академика Б.Раушенбаха, «геном религиозности». По мнению таких интеллигентов, особенно из среды ученых, рациональное научное знание и религиозное чувство, основанное на внелогическом знании, всегда дополняют друг друга. При этом они образуют известное единство, которое может стать основой целостного мировоззрения, объединяющего в гармонию науку и религию.

3. Третий тип мировоззренческих ориентаций относительно ислама можно определить словами того же академика Б.Раушенбаха как «вежливую форму религиозности в материалистическом мире» .
Интеллигенция с такой ориентацией считает, что они не принадлежат ни к одной конфессии, в том числе и исламу. В то же время, они верят в существование высших космических сил. Они отрицают, что Вселенная развивается по слепым, безразличном ко всему объективным законам материального мира, что возникновение жизни на Земле – это случайность, которая не имеет никакого смысла и цели. Им трудно представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без «источника духовной теплоты», лежащего «вне материи и ее законов». По мнению академика А.Д.Сахарова, «такое чувство можно назвать религиозным» . К сожалению, представители данного мировоззренческого типа не афишируют в открытой печати свои взгляды. О них можно узнавать только в личной беседе с ними. Так как нет опубликованных ими трудов, поэтому мы не можем привести их данные, хотя нам известны несколько десятков представителей дагестанской интеллигенции с таким типом мировоззрения.

4. Для четвертого типа мировоззренческих ориентаций в отношении к исламу характерен прагматический характер.
Ученые и представители творческой интеллигенции с такой ориентацией могут быть неверующими. Но при этом они считают, что религия, в частности, ислам, необходима для обуздания низменных животных страстей человека: агрессивности, вражды, зависти, жадности и т.п. По их мнению, человек биологически предрасположен к идее Бога, поскольку ощущает потребность в сопереживании, в том числе и со стороны высшего авторитета. Материалистическое объяснение мира, по их мнению, является утопической ошибкой. Отсюда они делают вывод о том, что нельзя отказываться от Бога, даже если он не существует. Как известно из истории свободомыслия такие взгляды восходят к позиции французского деиста Вольтера.

5. Пятый тип мировоззренческой ориентации по отношению к исламу характеризуется обоснованием учеными тех или иных положений ислама с позиций современной науки.
Эти ученые не скрывают своих религиозных взглядов, более того, они являются активными пропагандистами мусульманского вероучения в республике и за ее пределами.

6. Своего рода «исламской субкультурой», которая способствует распространению ислама среди дагестанцев, является часть художественной интеллигенции республики. К этой шестой мировоззренческой группе по отношению к исламу относятся поэты, писатели, художники, актеры, представители художественной интеллигенции.
В их работе большую роль играют воображение, фантазия, эстетические и поэтические чувства. Они в большой степени, чем научная интеллигенция, являются верующими или положительно относящимися к исламу. Многие представители творческой интеллигенции Дагестана за последние 15 лет все чаще стали обращаться к религиозным образам. Исламская символика, образы и мотивы пронизывают современную дагестанскую литературу, как светскую, так и религиозную.

7. За последние 15 лет в Дагестане получила широкую известность исламская теологическая мысль, представителей которых можно отнести к седьмому мировоззренческому типу по отношению к исламу.
Представители исламской интеллигенции, доминировавшие в досоветском Дагестане , были выведены из многих сфер жизни в годы советской власти. Возрождение исламской интеллигенции также началось за последние 15 лет.
Характерной чертой данного типа мировоззрения является сочетание глубокой веры с глубокими знаниями по исламу. Представители этого типа мировоззрения умеют аргументировано защищать ценности ислама и профессионально заниматься пропагандой ислама среди населения. Многие представители данного типа занимались самостоятельно или в различных исламских учебных заведениях, как в нашей стране, так и за рубежом. Многие из них и сейчас занимаются преподавательской деятельностью в исламских учебных заведениях республики, руководят различными исламскими организациями.


ЗЫ. Статья касается только Дагестана, но чуть пошевелив извилинами, можно найти себя...
Мне хотелось бы проголосовать сразу за 2 и 4 пункты, но сервис форума не позволяет такого... Голосую за 2 пункт.
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Сообщение dargo » Вт янв 08, 2008 23:41

Всю стаью (в 4-х частях) можно найти здесь
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Сообщение Коля » Ср янв 09, 2008 00:13

Что интересно, первый тип только назван, безо всяких объяснений. Надо понимать, и так всё понятно?

Я, пожалуй, дам себе труд его объяснить (исходя, скажем, из описания третьего типа). После чего проголосую за него. Итак, что-то в таком роде:

1. не принадлежат ни к одной конфессии, в том числе и исламу. Они не верят в существование высших космических сил. Они считают, что Вселенная развивается по объективным законам материального мира, что возникновение жизни на Земле – это закономерный процесс, который не имеет никакого заранее заданного смысла и цели; смысл жизни может восприниматься (осознаваться), а цель оной форм(ул)ироваться каждым человеком в зависимости от сформировавшихся у него ценностей и представлений.

Впрочем, можно открыть для этого восьмой пункт и придумать для него название...
И назавтра мне скажет повешенный раб:
"Ты не прав, господин!" — и я вспомню твой взгляд
И скажу ему: "Ты перепутал, мой брат, —
В этой жизни я не ошибаюсь."
Аватара пользователя
Коля
 
Сообщения: 408
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:41

Сообщение dargo » Ср янв 09, 2008 16:56

Фигасе - одни материалисты собрались...
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Сообщение dargo » Чт янв 24, 2008 23:45

Все чаще людям в голову приходит мысль: не назрел ли синтез двух систем познания, религиозной и научной? Хотя я не стал бы разделять религиозное и научное мировоззрения. Я бы взял шире — логическое, в том числе и научное, и внелогическое, куда входит не только религия, но и искусство — разные грани мировоззрения. Так вот, если грубо рассуждать, очень грубо, то можно сказать, что они друг от друга не зависят. Одна половина мозга занимается логической частью, другая — внелогической. Это даже в какой-то мере разделено физиологически, на левое и правое полушария. Одно включает логические знания, в том числе и науку, и речь, и так далее, другое занимается внелогическим познанием мира, там сосредоточены чувство красоты, поэзия, религия... Но это очень грубая схема. Мне не хотелось бы, чтобы так препарировали человека: вот левое, вот правое, и они совершенно не связаны. На самом же деле человек — это некое единство, и ему свойственно целостное понимание мира. И обе части одинаково важны, и обе части одинаково дополняют друг друга, если можно так выразиться.

Академик Раушенбах Б.В.
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Сообщение dargo » Сб мар 22, 2008 11:37

Убит Гаджи Абашилов. Про него рассказывается в статье, которая легла в основу данной темы.

Для четвертого типа мировоззренческих ориентаций в отношении к исламу характерен прагматический характер.
Ученые и представители творческой интеллигенции с такой ориентацией могут быть неверующими. Но при этом они считают, что религия, в частности, ислам, необходима для обуздания низменных животных страстей человека: агрессивности, вражды, зависти, жадности и т.п. По их мнению, человек биологически предрасположен к идее Бога, поскольку ощущает потребность в сопереживании, в том числе и со стороны высшего авторитета. Материалистическое объяснение мира, по их мнению, является утопической ошибкой. Отсюда они делают вывод о том, что нельзя отказываться от Бога, даже если он не существует. Как известно из истории свободомыслия такие взгляды восходят к позиции французского деиста Вольтера. Подобных взглядов придерживается, на наш взгляд, главный редактор общественно-политического еженедельника «Молодежь Дагестана» Г.А.Абашилов и его первый заместитель А. Мехтиханов. Вот что говорит о своих взглядах на ислам и религиозных активистов Г.А.Абашилов: «Я - за просвещенный ислам, ровно как христианство, иудаизм, буддизм или бахаи. Но я отвергаю всякую агрессию, экстремизм, попытки оказать давление, в том числе и физическое, на оппонентов, ровно, как и притязания малограмотных, не очень воспитанных и амбициозных людей навязывать себя в качестве духовных лидеров, учителей и наставников. Пока многие дагестанцы, к сожалению, сталкиваются с такими людьми» .

Анализируя религиозную обстановку, сложившуюся в республике к 1998 г., Г.А.Абашилов считал, что «одна из самых больших опасностей для мира и благополучия в Дагестане таится именно в противостоянии тарикатистов и ваххабитов. Люто ненавидя друг друга, не высказывая ни малейшего намерения найти точки соприкосновения и пойти на разумные компромиссы, они, вольно или невольно, приближают ситуацию к серьезнейшему конфликту» .

Г.А.Абашилов отрицательно относится к деятельности исламских партий, которые действовали в 90-х гг. ХХ в. в Дагестане. Он пишет: «Исламские партии принесли бы большую пользу Дагестану, если бы лучше разъясняли верующим бесперспективность претензий на верховную власть в Дагестане и предложили бы сильную программу экономического, социального и духовного его развития» .

Он, выступает за светский путь развития России, Дагестана, установление в них гражданского общества. Г.А.Абашилов пишет: «В принципиальном плане я признаю приоритет гражданских прав над правами по конфессиональному, национальному, расовому или политическому признакам» .


Жаль человека, жаль его семью. Мои соболезнования.
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?


Вернуться в Кают-компания

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3