Форум портала "Наука и религии мира"

Реформация как радикальный креационизм

Все, что касается философских вопросов.

Реформация как радикальный креационизм

Сообщение gogosha » Пт июн 19, 2009 18:02

Реформация как радикальный креационизм

Передо мною стоят две задачи:
1. доказать что реформация это радикальный креационизм (автоматически получая ответ на вопрос – почему люди перестали верить в чудеса).
2. объяснить истоки реформации, понятой именно в таком формате.

Для начала необходимо обозначить, чем Манифестационизм отличается от Креационизма.
Cмысл манифестационизма состоит в том, что имманентная реальность воспринимается как внешнее выражение Божества, единосубстанциональное Ему самому. Мир видится как открытие предшествующего сокрытого, причем сокрытое наличествует (являет себя) в каждой открытой вещи. Из этого следует, что каждая вещь, каждое существо, каждое явление мира хранит в себе прямое присутствие трансцендентного Первоначала. Это присутствие может быть завуалированным и неочевидным, но в последней глубине оно наличествует везде….Манифестационизм утверждает мир, человека, явления и предметы (естественные или искусственные) как множество обнаружений спрятанной истины, чьим инобытием, непрерывно связанным с истоком, и является множество существ и вещей. В теологических терминах это иногда описывается как creatio ex deo, т.е. "творение из Божества" ……В манифестационистской модели не существует непроходимых пределов и неснимаемых разграничений. Между всем существует возможность многосложных метаморфоз, так как все состоит из единой ткани и организовано в соответствии с единым порядком
Творение ex nihilo (креационизм)
Важнейшим моментом религии Откровения, в нашем случае, христианства, является концепция "творения из ничто", ex nihilo. Важность этого момента для гносеологии состоит в том, что здесь впервые в древнем сознании строго разводится имманентное и трансцендентное, между миром и божеством утверждается неснимаемая, непреодолеваемая бездна. Мир отныне представляет собой нечто радикально иное, нежели Бог. Концепция Творения воспринимает сотворенное по аналогии с ремесленным объектом, чья природа фундаментальным образом отлична от природы его создателя (ремесленника). Природа Бога-Творца одна, природа сотворенного мира - радикально иная. И хотя изделие несет на себе отпечаток его создателя, никогда оно не имеет шансов слиться, отождествиться с ним, стать с ним единым и нераздельным целым

Таким образом, в язычестве мир был целиком и полностью чудесным, так как если «все во всем, ибо все есть одно» то нет никакой принципиальной разницы между человеком и, например деревом. Поэтому чудеса в древности это банальность, ведь имея одну сущность с миром можно самостоятельно принимать любой облик, превращаться в таракана и обратно, потом стать бамбуком, например.

С приходом креационизма ситуация с чудесами кардинально меняется. Разведя творца и тварное в разные уголки вселенной, мы на самом деле получили «мертвый» мир, где «душу» имеет только человек, соответственно, все метаморфозы (чудеса) автоматически становятся невозможными. Человек не может стать собакой или рекой, ибо жив только человек, весь остальной мир мертв. Никаких человеческих превращений, метаморфоз в «классическом» христианстве нет, в библии чудеса творит только бог.

Однако для человека традиции такой мертвый мир невыносим и немыслим, поэтому в чистом виде креационизм так и не смог утвердиться. Всеми силами (в рамках формального креационизма) человек пытался «оживить» мир, приблизить бога. Лешие, вампиры, иконы, таинства, святая вода, видения, чудесные выздоровления и другие элементы язычества были необходимыми условиями существования традиционного человека.

Именно потому, что «классическое» Христианство не смогло полностью избавиться от язычества, концептуально разные манифестиционизм и креационизм объединены в одну парадигму «Премодерна».


Радикальный Креационизм
Рене Генон указывал на то обстоятельство, что протестантизм в сфере религии был прямым аналогом наступления парадигмы Нового времени в сфере культуры, философии, науки. Оба эти явления представляли собой переход к новой модели понимания мира, человека и их взаимоотношений. Протестантская религия имеет дело с рассудочным индивидуумом, отрицающим авторитет традиции, полагающимся на собственное критическое толкование Священного Писания. Природа же рассматривается в крайне креационистском духе - как отчужденный и механический аппарат, созданный Творцом и предоставленный самому себе, имеющий смысл простой декорации, на фоне которой разворачивается сугубо человеческая моральная драма выбора. Отсюда доминирующая у протестантов теория "предестинации", согласно которой Бог никак не вмешивается в свое творение после того, как изначальный процесс завершен. Далее же действуют простые причинно-следственные механизмы.
Протестантизм

Критика Лютером схоластов и Аристотеля исходит из предпосылки того, что здесь мы имеем дело с "завуалированным язычеством", предполагающим оживленность Вселенной, качественное содержание у органической природы. Лютер критикует остаточный манифестационизм схоластики в духе раннехристианских авторов, полемизировавших с языческим окружением (вожди Реформации сделали из такого концептуального хода систему).
Гиперкреационизм
С парадигматической точки зрения Реформация акцентировала крайний креационизм, воспроизводя в новом историческом контексте средневековый номинализм. Бог-Творец выносился настолько далеко за пределы мироздания, что оказывался лишенным качеств, чисто трансцендентным началом, не имеющим с сотворенными существами никаких прямых отношений. Он воспринимался как механик, часовщик, который однажды запустил сложный механизм, а затем предоставил его самому себе. Церковные таинства в протестантизме ликвидировались, само представление о Христе сводилось к некой образцовой человеческой личности. Если его божественность эксплицитно и не отрицалась, она виделась как совершенство морального начала. Здесь парадигма луча, свойственная в разной степени всем религиям Откровения, доводилась до радикального предела.

Таким образом, протестантизм, как это ни парадоксально, это «идеальный» креационизм без примесей язычества. И на этом этапе, вполне логично, чудеса действительно исчезают, объявляются бабушкиными сказками, традиционный человек начинает высмеиваться Рабле и Сервантесом. В мертвом причинно-следственном мире, где А=А чудес быть не может.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Реформация как радикальный креационизм

Сообщение Atmel » Пт июн 19, 2009 19:28

Честно сказать, я не увидел связи между появлением протестантства и утратой веры в чудеса.

Начнем с того, что в Творении в канонической Библии нет ничего такого, что бы прямо указывало на разделение тварного мира и самого творца. На самом деле мы имеем дело с двумя основными традициями - Жреческой и Девтерономической. Жреческая традиция, составляющая самую значительную часть Ветхого Завета, вовсе не рассматривает творца вне материального мира (хотя и часто допускает вне мира земного, который есть Его жилище и "подножие"). Она наследовала основные черты языческих верований, такие как кровавые жертвоприношения, очистительные ритуалы и т.д. Трансцендентное достаточно явно начинает прослеживаться только во Второзаконии (девтерономической традиции), которое составляет сравнительно небольшую часть Ветхого Завета. (см. также Жреческий кодекс и Девтерономист). Хотя трансцендентное ли божественное и здесь в смысле "творения"? - не уверен (а человеческая душа в нем смертна). Первая же глава книги Бытия ("жреческая традиция") вовсе не содержит слов "сотворил из ничего". Их там нет. Creatio ex Nihilo появляется в неканонической второй книге Маккавеев (см. 2 Мак. 7:28 - "Посмотри на небо и землю, и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего"). В источнике же "Бытия" сказано только о том, что Элогим (он, они?) сотворил небо и землю. Из чего - не сказано. Но этот акцент на ex nihilo сделало уже католичество, т.е. задолго до появления протестанционизма. По крайней мере книги Маккавеев в католицизме являются каноническими, в то время как в Вестминстерском Исповедании Веры эта книга даже не упоминается:
Вестминстерское Исповедание Веры 1648 года
Глава 1. О Священном Писании
... 2. Священным Писанием, или начертанным Словом Божиим, содержащим все книги Ветхого и Нового Заветов, являются следующие книги:
ВЕТХОГО ЗАВЕТА: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, Ездры, Неемии, Есфирь, Иова, Псалтирь, Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.
НОВОГО ЗАВЕТА: Евангелие )....
Все эти книги даны Богом для того, чтобы быть правилом веры и жизни
3. Книги, имеющие название Апокрифы, не имея божественного происхождения, не входят в канон Священного Писания, и посему не имеют авторитета для Церкви Божией. Не должно принимать или применять их с отличием от других человеческих писаний


Во-вторых, я не наблюдаю признаков деизма (воспользуемся этим термином для обозначения описанного Вами в протестанской теологии непричастия Бога к земным делам) в реальной протестанской и вообще западной религии. Может, я просто плохо ее знаю. Разве там нет молитвенных обращений к Богу? Зачем такой Бог, к которому нельзя обратиться за помощью, нужен людям и их воображению? Мне кажется, с таким деизмом не по пути даже протестантам.

В третьих, для Рабле и других гуманистов целью сатиры становится и само христианство, и я не понимаю, как это прямо связано с протестанскими нововведениями.
Впрочем, надо бы его перечитать. ))
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Реформация как радикальный креационизм

Сообщение gogosha » Пн июн 22, 2009 09:06

в то время как в Вестминстерском Исповедании Веры эта книга даже не упоминается:

я вам верю что какие то тексты изначально канонические, какие то нет. Но разве это принципиально? Католической, православной и протестантской традициями в конце концов творение "мира из ничего" принято как высший онтологический факт. честно говоря я не ожидал что будет спор по этому поводу. Вот выдержка из Вестминстерского Исповедания Веры
Глава 4. О ТВОРЕНИИ

4. 1. Богу Отцу, Сыну и Святому Духу 76 – для явления славы Его вечной силы, мудрости и благости 77 – было угодно вначале сотворить (или соделать) из ничего мир и все находящееся в нем, видимое и невидимое; сие было сотворено за шесть дней; и все весьма хорошо. 78



Во-вторых, я не наблюдаю признаков деизма (воспользуемся этим термином для обозначения описанного Вами в протестанской теологии непричастия Бога к земным делам) в реальной протестанской и вообще западной религии.
в реальной - это значит в современной или второй вариант какой то есть?
В третьих, для Рабле и других гуманистов целью сатиры становится и само христианство, и я не понимаю, как это прямо связано с протестанскими нововведениями.
Впрочем, надо бы его перечитать. ))
Гаргантюа я читал в детстве, поэтому совсем не помню , а вот Дон кихот это показательный пример литературы реформации. Христианство в этой книге совсем никак не обозначено - ни с хорошей ни с плохой стороны - нейтрально. А этот факт уже сам по себе является бомбой замедленного действия. открытая атака на Христа зашла с другой стороны - с критики Чудес. Отрицая чудеса и надсмехаясь над Дон ки Хотом фактически отрицается даже теоретическая возможность божественного вмешательства в земные дела. напоминаю, что в христианстве чудеса может творить только бог и соответственно отрицание чудес влечет с необходимостью отрицание бога.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Реформация как радикальный креационизм

Сообщение gogosha » Пн июн 22, 2009 09:31

Зачем такой Бог, к которому нельзя обратиться за помощью, нужен людям и их воображению? Мне кажется, с таким деизмом не по пути даже протестантам.
Вы совершенно правы! Именно поэтому сейчас в храмах и нет людей, действительно, бог от которого нет обратной связи никому нафиг не нужен. Правда, понадобилось 400 лет чтобы Деизм "выстрелил", дошел до своего логического конца - атеизма . Конечно у протестантов остались какие жалкие остатки церковных таинств, молитвенного общения - но это инерция, которая затухает уже 400 лет.

Благими намерениями выстлана дорога в ад. протестанты на самом деле хотели приблизить бога к себе, убрав "лишние" инстанции. Ну а получилось то что получилось.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Реформация как радикальный креационизм

Сообщение Atmel » Пн июн 22, 2009 12:58

gogosha писал(а):я вам верю что какие то тексты изначально канонические, какие то нет. Но разве это принципиально? Католической, православной и протестантской традициями в конце концов творение "мира из ничего" принято как высший онтологический факт. честно говоря я не ожидал что будет спор по этому поводу. Вот выдержка из Вестминстерского Исповедания Веры

Я сомневался потому, что протестантизм ничего в этом отношении не внес нового.

gogosha писал(а):
Во-вторых, я не наблюдаю признаков деизма (воспользуемся этим термином для обозначения описанного Вами в протестанской теологии непричастия Бога к земным делам) в реальной протестанской и вообще западной религии.
в реальной - это значит в современной или второй вариант какой то есть?

В любой. Хоть в современной, хоть в прошлом. Если протестанты принимают Деяния (а они их принимают), то по-идее должны бы уважать "чудесные способности", коими "наделяет" избранных людей "святой Дух".

Да и в ВЗ тоже упоминаются "чудеса", например, случай с Елисеем, костей которого случайно коснулся умерший и сразу же от этого воскресший. Отсюда растут ноги у православной страсти к святым мощам. Почему же протестанты отказались от "чудес"? Может, потому, что католики в то время спекулировали на авторитете своих католических "святых"?
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Реформация как радикальный креационизм

Сообщение gogosha » Пн июн 22, 2009 15:04

.... протестантизм ничего в этом отношении не внес нового.
именно в этом и состоит суть моего исходного тезиса. Протестантизм действительно ничего принципиального нового не привнес, Цель реформации - вернуться к "чистому" незамутненному элементами язычества креационизму,
Почему же протестанты отказались от "чудес"?
это фундаментальный вопрос, на который я могу пока ответить только фрагментарно....

Основной догмат протестантизма - "О божественном предопределении" превращает условно-живой-боговдохновенный католический "мир" в "часовой механизм", который однажды был запущен творцом и теперь этот механизм (мертвый по умолчанию) работает согласно установленному богом алгоритму. Божественный алгоритм идеален, не требует вмешательства ( ибо это нарушает догмат о всемогуществе бога) , фактически и юридически самодостаточен.

А что есть чудо в христианской традиции? Это божественное вмешательство в человеческую жизнь. соотвественно, логика "божественного предопределения" делает чудеса лишними, собственно как и лишними становятся храмы, таинства, монастыри - то есть вся та инфраструктура, которая работала "на диалог ( обратную связь) с богом".
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Реформация как радикальный креационизм

Сообщение Антон Завожский » Вт июл 07, 2009 21:31

Гогоша молодец, опять меня порадовал своей зоркостью заметив своеобразное влияние христианства на сознание людей.
Так и есть, огромное количество спекуляций на "чудесных" явлениях привело к утрате веры в них.
Антон Завожский
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: Вс мар 16, 2008 14:43
Откуда: краснодарский край

Re: Реформация как радикальный креационизм

Сообщение gogosha » Чт июл 09, 2009 16:14

Антон Завожский писал(а):Гогоша молодец, опять меня порадовал своей зоркостью заметив своеобразное влияние христианства на сознание людей.
Так и есть, огромное количество спекуляций на "чудесных" явлениях привело к утрате веры в них.
я вообще то не говорил о "спекуляциях"! О чем Вы????
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Реформация как радикальный креационизм

Сообщение Антон Завожский » Чт июл 09, 2009 19:00

/Таким образом, протестантизм, как это ни парадоксально, это «идеальный» креационизм без примесей язычества. И на этом этапе, вполне логично, чудеса действительно исчезают, объявляются бабушкиными сказками, традиционный человек начинает высмеиваться Рабле и Сервантесом./

Гогоша, так я понял это и другие ваши рассуждения о чудесах и христианстве.
Может не совесем верно?
Но согласитесь, ведь на деле попы все неизученные и необьясненные наукой явления называют чудесами, спекулируя на этом стараются приподнять авторитет христианства.
Антон Завожский
 
Сообщения: 708
Зарегистрирован: Вс мар 16, 2008 14:43
Откуда: краснодарский край


Вернуться в Религия и философия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1