Форум портала "Наука и религии мира"

Что дает атеизм кроме пустоты?

Все, что касается философских вопросов.

Re: Что дает атеизм кроме пустоты?

Сообщение gogosha » Ср июн 16, 2010 10:37

Да не верой или неверием определяется стоимость вещи, а ее пользой для человека.
Интересная тема была. я перестал отвечать потому что уже по третьему кругу одно и тоже обсуждали - у меня "круги кончились" :)

ну давайте со свежими силами еще на один круг.....

"Польза для человека" - это в марксистских терминах определяется как потребительная стоимость. И если мыслить в рамках развитого модерна ( 19 века) то все что Вы говорите - совершенно правильно. проблема в том что сейчас 21 век и модерн кончился( хотя правильнее сказать что модерн и постмодерн сосуществуют синхронно).

Структурализм и тем более постструктурализм камня на камне не оставил на "потребительной стоимости".

Классический пример из структурализма - "потлач" - систематическое уничтожение "потребительной стоимости, пользы" в архаических обществах. В потлаче уничтожается все "полезное" - еда,одежда, лодки, орудия труда - короче все что может пригодится в быту. и не просто уничтожаются излишки еды ( хотя как могут быть запасы еды излишними?) а все под чистую - что не съели - то сожгли.

что же остается после потлача? Только бесполезные с точки зрения модерна вещи! Это грубо говоря ритуальные принадлежности. то есть никакой "пользы" индейцы именно в этой еде не видели, хотя перед этим собирали ее именно как средство пропитания.

Таким образом, реально существует только "символическая стоимость", которую можно "вложить" в вещь и только после этого появляется "польза". То есть "символическая стоимость" создает ( или отменяет) потребительную стоимость.

чтобы не зацикливаться на архаике, приведу реальный пример из сегодняшней жизни:

У человека есть жигули "шестерка". Казалось бы - езди на здоровье, вот она очевидная "польза" от машины. Однако человек ездит на маршрутке (явно менее полезной), так как ему стыдно признаться что у него жигули.

Более того он всем говорит ( вернее хвастается) что у него Мазда, которую он вхлам разбил (это правда) поэтому ездит на маршрутке.

Таким образом, мы видим что работающая вещь является абсолютно бесполезной (более того она просто исчезает, так как про нее никто не знает) , а с другой стороны "польза" возникает из ничего - "хлам" приобретает реальную "потребительную стоимость", ценность - фотографии разбитой машины ходят по офису, Статус владельца повышается - к нему обращаются за советом мужчины, девушки к нему благосклонны.

Так что "польза" определяется (возвращаясь к исходной точке нашего разговора) именно верой или как говорят специалисты по структурной лингвистике - денотата (вещи) не существует, есть только коннотат - текст
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Что дает атеизм кроме пустоты?

Сообщение gogosha » Ср июн 16, 2010 11:41

чтобы придать капельку научности моим тезисам :) хочу процитировать классическую работу по потребительной стоимости: Жан Бодрийяр "К критике политической экономии знака" 1972 г

Миф первичных потребностей

Законность этого понятия основывается на существовании некоего прожиточного антропологического минимума, который должен быть минимумом «первичных потребностей» - неуничтожимой территорией, на которой индивид определял бы самого себя, поскольку здесь он якобы знает, чего хочет: есть, пить, спать, заниматься любовью, где-то жить и т.д. На этом уровне он вроде бы не может быть отчужден от самой потребности, которая у него имеется, он может быть только лишен средств ее удовлетворения.

Этот биоантропологический постулат тотчас ведет к неразрешимой дихотомии первичных потребностей и вторичных: по ту сторону порога выживания Человек больше не знает, чего он хочет, — так он становится для экономиста собственно «социальным», то есть отчуждаемым, подверженным манипуляциям и мистификациям. По ту сторону он оказывается жертвой социального и культурного, а по эту - автономной неотчуждаемой сущностью. Мы видим, как это различение, уводя всю область социокультурного во вторичные потребности, позволяет - позади функционального алиби потребности-выживания - восстановить уровень индивидуальной сущности, некую человекосущность, имеющую основание в природе. Впрочем, это
довольно зыбкая идеология, поскольку иногда (спиритуалистская версия) первичные потребности отделяют от вторичных, чтобы отослать первые к животности, а вторые - к нематериальному (Ruyer, La Nutrition psychique), иногда же (рационалистическая версия) одни потребности определяются как единственно объективно обоснованные (то есть рациональные), а другие -как субъективно переменчивые (и, следовательно, иррациональные). Такая идеология, впрочем, внутренне согласована потому, что и в том, и в другом случае человек первоначально определяется как некая сущность или рациональность, которую социальность лишь затемняет.

В действительности же «прожиточный антропологический минимум» не существует: во всех обществах он определяется по остаточному принципу в соотношении с фундаментальной необходимостью некоего избытка - доли Бога, доли жертвы, излишней траты, экономической прибыли. Именно эти отчисления на роскошь негативно определяют уровень выживания, а не наоборот (идеалистическая фикция). Повсюду в определении социального богатства наличествует предшествование прибыли, выручки, жертвы, предшествование «бесполезной» траты по отношению к функциональной экономии и минимуму выживания.

Никогда не существовало ни «обществ нужды», ни «обществ изобилия», поскольку затраты общества выстраиваются - каков бы ни был объективный объем ресурсов — в зависимости от структурного избытка и столь же структурного недостатка. Огромный избыток может сосуществовать с самой страшной нуждой. В любом случае некоторый избыток сосуществует с некоторой нуждой. И в любом случае именно производство этого избытка управляет целым: уровень выживания никогда не определен снизу, но всегда сверху. Есть вероятность, что, если того потребуют социальные императивы, никакого выживания вообще не будет: будут уничтожаться новорожденные (или военнопленные - прежде чем раб станет рентабельным в новом контексте производственных сил). Сианы с Новой Гвинеи, обогатившись в контакте с европейцами, все просаживают на праздниках, продолжая жить ниже «прожиточного минимума». Невозможно выделить некую абстрактную «природную» стадию нужды и абсолютным образом зафиксировать «то, что нужно людям, чтобы жить». Кому-то может нравиться проигрывать все в покер и оставлять свою семью помирать с голоду. Известно, что самые большие неудачники растрачивают все самым иррациональным образом. Известно, что эта игра расцветает в прямой зависимости от недоразвития. Существует та же самая жесткая корреляция между недоразвитием, избытком бедных классов и
щупальцевидным развитием религии, военщины, увеличением числа домашней прислуги и расширением сектора бесполезных трат.

И обратно: так же, как выживание может пасть ниже прожиточного уровня, если производство избытка того потребует, порог обязательного потребления может установиться намного выше строго необходимого, всегда находясь в зависимости от производства прибавочной стоимости: это случай нашего общества, в котором никто не волен жить сырыми корнями и свежей водой.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Что дает атеизм кроме пустоты?

Сообщение Кн. Мира Сего » Вс апр 10, 2011 14:46

gogosha писал(а):чтобы придать капельку научности моим тезисам :) хочу процитировать классическую работу по потребительной стоимости: Жан Бодрийяр "К критике политической экономии знака" 1972 г


Это всё хорошо, но не раскрыта проблема сверхстоимости или как там её можно обозвать... святость :D Если бриллианты порождают в людях священный трепет и становятся совершенно никчемными каменьями вдали от богем, в борьбе за выживание, то сверхстоимостные предметы вроде как наоборот... скажем, для христианина попавшего в передряги "потребительская стоимость" алюминиевого нательного крестика многократно возрастает...
Аватара пользователя
Кн. Мира Сего
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Сб апр 09, 2011 19:24

Re: Что дает атеизм кроме пустоты?

Сообщение gogosha » Сб ноя 26, 2011 23:49

Кн. Мира Сего писал(а):
gogosha писал(а):чтобы придать капельку научности моим тезисам :) хочу процитировать классическую работу по потребительной стоимости: Жан Бодрийяр "К критике политической экономии знака" 1972 г


Это всё хорошо, но не раскрыта проблема сверхстоимости или как там её можно обозвать... святость :D Если бриллианты порождают в людях священный трепет и становятся совершенно никчемными каменьями вдали от богем, в борьбе за выживание, то сверхстоимостные предметы вроде как наоборот... скажем, для христианина попавшего в передряги "потребительская стоимость" алюминиевого нательного крестика многократно возрастает...


Как же не раскрыта? Я и вел речь в основном о символической стоимости. А именно о приоритете символической стоимости над потребительной стоимостью.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Пред.

Вернуться в Религия и философия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1