gogosha писал(а):Получается по вашему что Бог не относится к Бытию, к онтологии?
Нет. Бог, конечно, относится к онтологии. Возможно, дело в другом. Бог - это сверхъестественная личность, создавшая мир и человека. Бог - это универсальный объяснительный принцип, который действовал тысячелетия. Он действует и сейчас. Однако человеческое общество пережило не одну научно-техническую революцию, социальную революцию. Сознание изменилось. Особенно важна здесь теория Дарвина, - гениальное открытие научной мысли, которое привело к глобальным изменениям в общественном сознании. Буржуазно-демократические революции - тоже веха в развитии общества, общественного сознания.
Общество накопило опыт, достигну своего предела, опыт породил качественные изменения в общественном бытии, общественном сознании. Появился человек Нового времени. Именно в это время (XVII-XVIII вв.) права и свободы гражданина были объявлены смыслом законов. Было введено понятие "гражданин" вместо дворянин, крестьянин и пр. Для лучшей защиты гражданина произведено разделение властей на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Я считаю, это гениальным открытием юридической науки. Равные права и свободы получили все без исключения граждане. Исчезла дискриминация: "благородное" сословие имело права, а "неблагородное" - только обязанности.
Чего стоят истории семейства Батори в средневековой Румынии! Я напомню - Эжмерет Батори ("Кровавая графиня"), та самая, которая уничтожила около 610 девушек, истязая их. Сама эта история о сумасшедшем примате поучительна: сословие "благородных", которые совпадало с классом феодалов скрывало ее преступления, т.к. они касались "неблагородных" людей. Подумаешь, что просто так обмазали девушку медом да привязали к дереву в лесу. Подумаешь, кусают осы да муравьи, а ночью могут и медведи съесть. Скучно.
С этим было покончено. Это, кстати, одно из великих завоеваний буржуазно-демократических революций Европы! Ту же Батори судил парламент, а не граф.
Таким образом, общество прошло большой исторический путь. Человек понял, что не Бог имеет значение (который, кстати, постоянно молчал, спал и никак не реагировал на страдания, мучения, убийства невиновных и неповинных людей), а он сам. Его права и свободы. Почему граф имеет право насиловать крестьянскую невесту, прикрываясь каким-то "правом первой ночи"? Почему лес и вся живность в нем - собственность графа? Почему графы сотнями губили ни в чем не повинных крестьян только из-за скуки? Почему низшему сословию отказывали в элементарных правах, - праве на жизнь и неприкосновенность, в свободе передвижения? На каком основании? На основании Библии? На основании указов тех же феодалов? Крестьянские войны - вот что получили Средние века. Средние века - это большой котел, в котором варились и Великая хартия вольностей, и буржуазно-демократическая революция, и Декларация прав и свобод гражданина.
А что Бог? Он молчал сотни лет. Его не было, когда убивали, жгли, насиловали крестьян. Терпение лопнуло. Феодальные усадьбы загорелись. В Германии возникло крестьянское движение "Башмака", во Франции - Жакерия. Вся Европа начала бурлить. Поп как и граф - одного класса, одного "благородного" сословия получили по заслугам: вспоротые животы священников и графов, набитые зерном и навозом.
Недаром, буржуазно-демократические революции, крестьянские движения несли в себе большой заряд материализма, а то и стихийного атеизма (идеи Мюнцера в Германии - вождя крестьян). В центре онтологии Нового времени возник человек, личность - как реальный объект-субъект истории, общества, философского анализа. Далее, вместо бога онтологический трон в философии занял сам мир, - объективная реальность, данная нам в ощущении, и отображаемая сознанием человека.
Почему Бог "ушел" из онтологии? Причины ясны из истории. Эти причины имеют социально-экономический характер. Изменилось общественное бытие, а вслед за ним стало меняться и общественное сознание. Возникла мысль: так больше жить нельзя. Все идолы "старого" мира подверглись критике, анализу - всеми. А ведь только "вчера" Библию было запрещено читать обычным людям! Бог Яхве, христианский бог оказался феодалом, а значит, и врагом крестьян, "неблагородных". Его свергли с небес, растоптав тяжелым Башмаком.
"...Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное". Луций Анней Сенека (ок. I до н.э.-65 н.э.).