Форум портала "Наука и религии мира"

Эпикур против богов

Все, что касается философских вопросов.

Эпикур против богов

Сообщение Atmel » Вт фев 12, 2008 16:38

.
Андре Боннар. Эпикур и спасение людей

Конспективно:

Люди несчастны, констатирует Эпикур. А между тем люди созданы для радости. У Эпикура имеется глубокая уверенность в необходимости и простоте непосредственного ощущения радости. Радость во всякое время у нас под рукой. Но люди боятся. Этот страх внушен им ложным представлением о действительности. Страх чего?
Наш первый страх, наш главный страх - это страх смерти. Все люди знают, что они должны умереть. Мысль о смерти всюду их преследует: они все время ищут возможности отвлечься от этого страха, но в их самых ошеломляющих забавах эта мысль беспрестанно возвращается к ним, она закрывает все горизонты, она наполняет людей ужасом, у них кружится голова, как если бы они находились на краю пропасти, которая должна их поглотить. Я не настаиваю. У нас есть Монтень, у нас есть Паскаль, целиком поглощенные Эпикуром.
Есть и другой страх, связанный, однако, с первым, - это страх перед богами. Люди воображают, что боги наблюдают за ними, подстерегают их с высоты небес, что они вмешиваются в человеческую жизнь, что они наказывают людей за неповиновение, за пренебрежение к верховному авторитету. И поэтому люди вопрошают оракулов, ждут от жрецов предсказаний, просят руководства их поведением. Но эти жрецы ровно ничего не знают об истинной природе богов. Отсюда в жизни людей невероятное множество нелепостей, безумия и иногда преступлений. Преступлений, внушенных, если верить мифическим преданиям, самой религией.

Но обоснован ли этот двойной ужас? Эпикур уверен, что для этого ужаса нет никаких оснований. И все усилия философа направлены к тому, чтобы освободить от него человечество. Для этого нужно разъяснить людям, что такое вселенная, и показать, что в ней нет места для этих нелепых богов и для этого страшилища - смерти.
Именно тут Эпикур смело творит свое самое блестящее дело освобождения, самое простое на свете.

Вот наконец философ, который довольно простодушно верит в свидетельство чувств, философ, который не желает искажать нас, философ, который судит просто со здравым смыслом. Нам достаточно знать, что этот солнечный мир наших свободных чувств, этот мир радости существует для Эпикура и для нас. Эпикур находит иногда запоминающиеся оттенки для восхваления этого мира: "Солнце обходит с пляской вселенную, объявляя нам, чтобы мы пробуждались для прославления счастливой жизни" (Лукреций, т. II с. 621).

Эпикур решительно закладывает в своей физике основы здорового материализма, не перестававшего, несмотря на свои пробелы, из которых самый важный в древности -o это отсутствие научного доказательства, обусловленное шатким состоянием науки того времени,- питать философские искания и, в более общей форме, питать человеческую энергию.

Эпикур возвращает материи ее отныне неоспоримую реальность. Он возвращает нашему телу, обесславленному Платоном, его подлинную устойчивость материального предмета. Он определяет для нашей души ее удельный вес - быть смертной, как и все другие существа в природе.

Прежде всего - боги и страх перед богами. Эпикур верит в богов: он не атеист в строгом смысле этого слова. И в то же время он устраняет богов, так сказать, из жизни человека. Практически он атеист. В своем межмировом пространстве блаженные, живущие в высшем покое,- зачем боги будут заниматься нами и, главное, зачем они будут делать нам зло? У богов нет другого объекта заботы, кроме их собственного благополучия. Они, таким образом, дают нам пример, и мы были бы глупцами, не делая того же, что делают они. Эпикур пишет:
"Блаженное и бессмертное [существо] и само не имеет хлопот [беспокойств], и другому не причиняет их, так что оно не одержимо ни гневом, ни благоговением; все подобное находится в немощном".
В другом месте он заявляет, что нелепо воображать, будто боги обременяют себя заботой наказывать виновных и вознаграждать честных людей: "...высказывания толпы о богах являются не естественными понятиями, но лживыми домыслами, согласно которым дурным людям боги посылают величайший вред, а хорошим - пользу". Пусть понаблюдают хорошенько человеческую жизнь! Увидят ли в ней что-нибудь подобное? Что касается возмездия и вознаграждения в потустороннем мире - ясно, что это просто бредни. Душа и не бессмертна и не существовала до рождения тела.
Ни мир, ни история человечества не могут быть объяснимы действием провидения, потому что ни в чем нельзя заметить действий разумных, справедливых и доброжелательных. Однако это не значит, что жизнь человека обречена на полный хаос. Но порядок, который можно в ней обнаружить, устанавливается человеком с того самого момента, как человек появился в природе.

В решительном выводе, который Эпикур делает в одном из его сохранившихся писем (к Менекею), он показывает что смерть ничто для нас. "...Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем"". Таким образом, у нас никогда, ни на одну минуту нет соприкосновения с ней. Наши волнения и наши ужасы перед ней также смешны, как страхи и волнения ребенка перед воображаемым букой. Раз мы будем мертвы, мы будем так же нечувствительны к явлениям этого мира, как были до нашего рождения. Мы грустим о том, что не жили столетие тому назад? Так почему же грустить, что мы не будем существовать через столетие? Конечно, Эпикур не забывает о физических страданиях, которые могут предшествовать смерти, но разве у нас нет в противовес мужества и достоинства? Эпикур имеет право так говорить, потому что он ужасно страдал, годами страдал физически. Он никогда не жаловался на свою серьезную болезнь, и физические страдания никогда не нарушали его внутреннего мира и счастья. Что касается нравственных страданий, он их побеждал, считая их недостойными разумного человека. И вот с прекращением страхов, которые больше всего волнуют людей, развеяна главная причина человеческих несчастий. Но что же остается человеку? Эта мудрость на первый взгляд кажется в достаточной степени негативной. Но она не такова по Эпикуру. Действительно, достаточно того, чтобы скорбь прекратилась, достаточно, чтобы простые потребности, элементарные желания были удовлетворены - и человек возвращается к своему естественному призванию; достаточно, чтобы страдание, коверкающее человека и заставляющее его кричать, было устранено, и человек снова полностью обретает себя и чувствует себя счастливым. Призвание человека - можно повторять это без конца - радость. Устраните страдание. Этого достаточно, чтобы возникла радость.

И вот, пожалуй, эпилог:
Нечего бояться богов. Нечего бояться смерти. Можно переносить страдания. Можно достичь счастья.
Между тем христианская мысль с давних пор признала в материализме, в "атеизме" Эпикура самого опасного врага своей веры, явного противника своего духовного господства. Климент Александрийский писал: "Если апостол Павел нападает на философов, то он имеет в виду только эпикурейство".
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Эпикур против богов

Сообщение Vivekkk » Чт июл 10, 2008 04:05

Хочу заметить, что философия Эпикура немного наивно решала вопрос о существовании богов и о смерти. Боги существуют, но почему они находятся в блаженном состоянии? Являются ли они творцами людей и животных, мира в целом? Смерть же также существует, наивно исключать факт смерти на основании отсутствия ощущения смерти. Смерть состоит в другом, - в прекращении существования. Эту проблему Эпикур не решил.
"...Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное". Луций Анней Сенека (ок. I до н.э.-65 н.э.).
Аватара пользователя
Vivekkk
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: Чт июл 10, 2008 02:00

Re: Эпикур против богов

Сообщение Игнатья » Пт июл 11, 2008 14:31

Vivek писал(а):Смерть же также существует, наивно исключать факт смерти на основании отсутствия ощущения смерти. Смерть состоит в другом, - в прекращении существования. Эту проблему Эпикур не решил.

Но разве вы не поняли, что Эпикур этого не боялся и такой страх просто был ему непонятен?
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20

Re: Эпикур против богов

Сообщение Vivekkk » Сб июл 12, 2008 06:58

Игнатья писал(а):Но разве вы не поняли, что Эпикур этого не боялся и такой страх просто был ему непонятен?
А вы верите, что Эпикур не боялся смерти? Я нет. Эпикур прекрасно знал, что такое страх смерти. Сам он был очень болезненным человеком, и постоянно находился под угрозой смерти.

Однако вопрос был поставлен по другому: отрицание страха перед смертью, только на основании отсутствия ощущения смерти - наивно (когда мы есть - смерти нет, когда есть смерть - нас нет). Я не верю Эпикуру.
"...Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное". Луций Анней Сенека (ок. I до н.э.-65 н.э.).
Аватара пользователя
Vivekkk
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: Чт июл 10, 2008 02:00

Re: Эпикур против богов

Сообщение Игнатья » Чт июл 17, 2008 13:14

Vivek писал(а):А вы верите, что Эпикур не боялся смерти? Я нет. Эпикур прекрасно знал, что такое страх смерти. Сам он был очень болезненным человеком, и постоянно находился под угрозой смерти.

Однако вопрос был поставлен по другому: отрицание страха перед смертью, только на основании отсутствия ощущения смерти - наивно (когда мы есть - смерти нет, когда есть смерть - нас нет). Я не верю Эпикуру.

А я верю. Не исключаю, что Эпикур наивным человеком и был, но другой такой человек, если я правильно запомнила -- Януш Корчак, а его, пожалуй, наивным человеком назвать нельзя. (Название книжки я не запомнила, но там ещё говорилось о "праве ребёнка на смерть".)
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20

Re: Эпикур против богов

Сообщение music » Сб авг 09, 2008 04:05

Vivek писал(а):Однако вопрос был поставлен по другому: отрицание страха перед смертью, только на основании отсутствия ощущения смерти - наивно (когда мы есть - смерти нет, когда есть смерть - нас нет). Я не верю Эпикуру.

Мне кажется, что здесь прежде всего про отсутствие смерти для субъекта.
Сам по себе атеизм – это ноль без палочки. Палочка у каждая атеиста своя.
music
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Сб дек 22, 2007 17:21


Вернуться в Религия и философия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2