Форум портала "Наука и религии мира"

Гундяев начитался фэнтези

Все, что касается философских вопросов.

Гундяев начитался фэнтези

Сообщение ladimir » Сб апр 06, 2013 20:00

Гундяев начитался фэнтези .

И это действительно так:

«Никто, никакая система не может преодолеть энтропию, опираясь на свой собственный внутренний ресурс. Только Божественная сила, Божественная энергия может предотвратить нарастание энтропии в человеческом роде, его распад и его гибель» — это слова из проповеди Патриарха на 2-ю неделю Великого Поста, произнесенной им 31 марта в церкви Преображения в Богородском. Проповедь был посвящена евангельскому сюжету об исцелении расслабленного. Упоминание об энтропии и вообще оперирование популярными физическими терминами в церковной проповеди кажется весьма симптоматичным.

Собственно, вольные рассуждения о физике стали опорным элементом выступления Патриарха: «Есть раздел физики, который называется термодинамикой. Второй закон термодинамики предполагает нарастание в мире, в космосе так называемой энтропии» — такие слова, произносимые с амвона предстоятелем Православной церкви могут вызвать некоторое стороннее удивление. Однако Патриарх находит им надлежащее применение.
Упомянув о том, что всякая система стремится к разрушению и это «точно доказали» ученые, патриарх переходит к мысли о том, что преодолеть энтропию может «Божественная сила», которая в той же проповеди называется «энергией извне».

Проповеди произносятся с расчетом правильного воздействия на слушателей. Можно попытаться понять, на кого бы могли произвести глубокое впечатления подобные образы и подходы. Скорее всего, они обращены к тем, кто привык с уважением относиться к науке или точнее, к тому, что «доказали ученые», но при этом тоскует о тайнах и чудесах, о возможных обходных путях подобного рода законов. Если попробовать провести аналогию – это слова для тех, кто когда-то мог читать фантастические романы не просто развлечения ради, а находя в них идеальную картину мира – соединение науки с чем-то небывалым.

«Поэтому нет и не может быть сверхцивилизаций, ибо под сверхцивилизацией мы подразумеваем именно разум, развившийся до такой степени, что он уже преодолевает закон неубывания энтропии в космических масштабах» — это уже не слова из проповеди. Это цитата из повести «За миллиард лет до конца света» братьев Стругацких. Однако складывается впечатление, что Патриарх обращается к тем, кто был увлечен подобным чтением. То есть религия и церковь в данном случае становится, прежде всего, местом удовлетворения мечты о чуде. Чуде в самом простом, приближенном к Земле виде. «Божественная энергия» — если отталкиваться от проповеди патриарха – это нечто сверхъестественное, но при этом смутно понятное – все мы учили по физике что-то на тему энергии, оно не вполне зависит от наших действий. Его можно попробовать призвать – и оно защитит человечество от второго закона термодинамики (о котором мы тоже что-то слышали или читали).

В случае с Патриархом это очевидно не случайный шаг. Он, судя по всему, действительно хочет утвердить веру, во-многом, как право рассуждать о чуде. Причем, так, чтобы чудеса видели в каких-то фундаментальных явлениях, знакомых из учебников. Если физика подходит для этого не всегда, то история кажется гораздо более удобным материалом. Когда в 2010 году в беседе с журналистами Патриарх Кирилл сказал, что считает победу СССР в Великой Отечественной войне «Божьим Чудом», это вызвало некоторое интеллектуальное замешательство. Высказывание долго обсуждалось и породило в СМИ немало оригинальных и глубоких рассуждений о том, что именно можно считать чудом в применении к великой и кровавой войне. Впрочем, отталкиваясь от того же интервью Патриаха, придется признать, что многие из этих рассуждений не имеют отношения к делу.

Сам Патриарх просто утверждает, что «по всем оценкам мы должны были проиграть эту войну» — то есть обращается к миру читателей популярной исторической литературы (где обычно и используются такие обороты как «по всем оценкам» — неизвестно чьим и по какому поводу данным). Иными словами, он дает санкцию выводить чудо из того, что непонятно на первый взгляд. Впрочем, то рассуждение о чуде давало повод для различных интерпретаций и размышлений. Сейчас Кирилл формулирует свою точку зрения на исторические чудеса без всякой двусмысленностей: «С точки зрения рационального анализа победа в 1812 году должна была остаться за превосходящим по силе врагом. Но мы знаем, что народ наш горячо молился Господу и Пречистой Богоматери. И мы победили, потому что мы действительно крепко молились». Так Патриарх объяснил ход войны 1812 года на трапезе, устроенной на Бородинском поле прошлым сентябрем. А тот, кто не учитывает этот фактор, по мнению Кирилла «демонстрирует идеологический подход к истории, который не имеет ничего общего с реальностью». Иными словами, верить в чудо — реализм, а сомневаться в нем — идеологическая предвзятость! Чудо становится обязательным элементом для объяснения истории.

От тех, кто не готов рассуждать об этом всерьез, следует отгородиться, как от ограниченных людей, не способных понять волшебную истину. Такая картина прошлого, впрочем, хорошо выводится из специфических передач или книг о «тайнах истории» — таких, где прошлое должно состоять из загадок, которые ни в коем случае нельзя и не надо объяснять естественными причинами. Если обратить внимание на репертуар телеканалов (особенно тех, что идут сразу за первыми четырьмя кнопками) и многих книжных магазинов, то стоит признать, что для многих эта картина вполне привычна. Во время летнего визита в Польшу Кирилл назвал молитву «инструментом воздействии на исторический процесс» — образ довольно характерный и, судя по всему, тоже обращенный, прежде всего, к любителям фантастики. Во всяком случае, такая смесь технических терминов, обрывков гуманитарного знания и уверенности в том, что естественные законы надо принимать, но можно и обойти характерна именно для подобного сознания.

Сложно сказать, насколько Кирилл сам смотрит на веру, как на чтение фантастического романа. Но во всяком случае, он сознательно воспроизводит эту формулу: немного науки или научных терминов (из-за сохраняющегося уважительного отношения к таким словам), немного исторических рассказов и рассказ о сверхъестественной силе, способной сокрушить врагов и остановить энтропию. Чудо – это прежде всего, сила. А те, кто его не замечают, глупцы, с которыми невозможно разговаривать.

В этом можно видеть отголосок первобытных магических представлений. Но, в конце концов, такой «магией» полна современная массовая культура, ее с избытком хватало даже в советской фантастике. То, что Патриарх откровенно предлагает веру в виде освященной божественным светом научно-фантастической реальности, по-своему, не лишено логики.

А рассуждения о других задачах церкви, искании истины, цинизме и прочих категориях можно приберечь для другого случая или другого Патриарха.

http://rabkor.ru/opinion/2013/04/03/kirills-fantasy#

"Доказать можно все" - это обнаружили еще древнегреческие софисты. А вот проверить можно отнюдь не все. Поэтому давить веру можно и нужно проверкой.
А то, что непроверяемо, лишено того самого смысла, который так ищут искатели смысла.
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург

Re: Гундяев начитался фэнтези

Сообщение Atmel » Сб апр 06, 2013 21:29

ladimir писал(а):Сейчас Кирилл формулирует свою точку зрения на исторические чудеса без всякой двусмысленностей: «С точки зрения рационального анализа победа в 1812 году должна была остаться за превосходящим по силе врагом. Но мы знаем, что народ наш горячо молился Господу и Пречистой Богоматери. И мы победили, потому что мы действительно крепко молились». Так Патриарх объяснил ход войны 1812 года на трапезе, устроенной на Бородинском поле прошлым сентябрем.
Кирилл никак не прокомментировал тот факт, что несмотря на все моления русская армия все же отступила?

ladimir писал(а):Сложно сказать, насколько Кирилл сам смотрит на веру, как на чтение фантастического романа. Но во всяком случае, он сознательно воспроизводит эту формулу: немного науки или научных терминов (из-за сохраняющегося уважительного отношения к таким словам), немного исторических рассказов и рассказ о сверхъестественной силе, способной сокрушить врагов и остановить энтропию.
И еще я бы добавил умолчание (что сродни лжи) - про неравновесную термодинамику, которая отменяет необходимость участия потусторонних сил в процессах синтеза при увеличивающейся общей энтропии.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Гундяев начитался фэнтези

Сообщение ladimir » Вс апр 07, 2013 10:40

Но Робер уже нанес ответный удар.
- А где была Изабелла, когда скончался наш кузен Людовик Сварливый,
милейшая тетушка? Насколько мне помнится, отнюдь не во Франции. А где она
была, когда сын его, младенец Иоанн Посмертный, внезапно скончался у вас
на руках, милейшая тетушка? Ведь Изабеллы, если мне не изменяет память, не
было тогда ни в опочивальне Людовика, ни среди присутствовавших на
церемонии баронов?! Хотя, возможно, вы считаете, что две эти смерти не
входят в число бед французской короны.

М.Дрюон. Французская волчица.


Итак. живущий в мире сказок Вовочка Гундяев всерьез считает, что победы в двух отечественных войнах - это всецело opus dei - дело божье (а люди - как краснокожие оцеолы - к этому руку не прикладывали, ведь мы - тоже энтропия; вот, кстати, чем главным отличается верующий от атеиста: для атеиста человек - в центре мира (гуманизм) и побеждает энтропию, а для верующего он - тоже энтропия). Я уже говорил, что "доказать", особенно "из науки", можно все что угодно (особенно, если в науке разбираешься, как известное парнокопытное - в апельсинах). А вот проверить можно отнюдь не все. Проверяем.
Говоришь: "по всем оценкам должны были проиграть"? Ну тогда зачем было гибнуть на Бородинском поле и в других боях? Зачем такая бездумная трата людей? Надо было перековать мечи на кресты и всем войском пойти в церкви и монастыри и там еще пуще молиться. Если православный аллах предопределил нашествию двунадесяти языков сгинуть, оно и так бы сгинуло - только по молитве, а все прочее шевеление было как раз той самой энтропией. Молиться, вместо того, чтобы воевать. Молиться, вместо того, чтобы лечиться (как хватит Вовочку Гундяева Кондратий, я считаю, ни в коем случае нельзя его лечить, ведь молитва - в сто раз более действенное средство, чем какое-то там лекарство - не так ли? Верит ли Вовочка Гундяев в силу молитвы? Нет. Вот заболит у него зуб, будет выть, как цепной пес, и срочно пол-Москвы перекроют, чтобы доставить эту карикатуру на человека к... нет, не к мощам приложиться, к бормашине дантиста (вот на что спорим, что не к мощам?)
В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладёт её перед фельдшером.

А.П.Чехов. Хирургия.

Но проверяем дальше. Говоришь: «инструмент воздействии на исторический процесс»? Добро. А что? В 1856 или 1904 (я уж не говорю о 1917) этот "инструмент" в русской истории не срабатывал? Хорош боженька - его просят, а он не выполняет просьб. Или в 1904 Аматерасу оказалась сильнее Иисуса Иосифовича? - а ведь это прямиком выходит по логике Вовочки Гундяева. Любая научная (без кавычек) теория должна объяснять не только случаи, когда она работает, но и случаи, когда она не работает. Ну Гундяй с единомышленниками скажет, что в 1904 и 1917, чтоб покарать революционеров. Допустим. Допустим, что главным покараным революционером оказался в итоге Н.А.Романов. Но а в 1856 кого карал боженька? Неужели тезку будущего могильщика Российской империи? За то, что тезка? - мистик и такое объяснение "из науки" придумает. Вполне правдоподобное.

Вот вам и православная философия истории. Синоним шизофрении. Нет, конечно, Гундяев никогда не проверит свою теорию на практике. Но ведь прецеденты были: дикари на своем банановом острове тоже усиленно и "умно" молились какому-нибудь ктухлу, когда приплывали веселые конкистадоры... Ну, вы знаете, чем это все заканчивалось. Участь дикарей - вот что готовит Гундяев своим соотечественникам своей православной философией истории. Соотечественники, вы не против "пострадать за христа" по рецепту Гундяева?

P.S. А теперь посмотрим на ситуацию в гундяевской фэнтези ("Вовочка и Всемогущая Молитва") с т.з. французов (можно немцев). Боженька (если он есть) помогает только русским. А хрен французам боженька, если он им не помогает? Это уже очень смахивает на иудаистический гностицизм. Там тоже национально-автономный боженька помогает только евреям (во всяком случае, в конфликтах гоев и евреев). И этот иудаизм Гундяев хочет привить к православию. Неужели не понятно, почему (в силу симпатий еврейского боженьки) численность иудаистов не превышает численность евреев и даже заметно меньше?
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.
ladimir
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: Чт мар 25, 2010 14:24
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Религия и философия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1