Форум портала "Наука и религии мира"

Ислам. Философия раннего ислама

Все об исламе и Коране

Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Atmel » Пт апр 11, 2008 17:29

Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Пн апр 21, 2008 23:49

Крайне интересная для меня тема)) Был исповедующим мусульманином.

С нижеследующим не могу согласиться:

В современной мусульманской общественной мысли выделяются два крайних, прямо противоположных одно другому течения. Одно из них восходит к сугубо исламской духовности и мистицизму аль-Газали, второе - к рационализму Ибн Сины. Представители перво- ? го стараются во что бы то ни стало возродить традиционные основы ислама как религии, идеологии, философии, образа жизни, что характерно, например, для воззрений лидера исламской революции Хомейни, а также таких фундаменталистов экстремистского толка, как правое крыло движения "Братьев-мусульман". Другие встают на путь радикального реформизма, даже пытаются соединить мусульманский эгалитаризм с идеями социализма, как ливийский лидер М. Каддафи, автор "Зеленой книги", в Которой он проповедует "третью всемирную теорию", призванную, по его словам, окончательно освободить человека от эксплуатации путем осуществления самоуправления масс в политике, экономике, всей общественной жизни.


Я бы не стал путать Газали с Хомейни и иже с ним. Газали суфий. Там рулит духовность и внутренее познание Бога - "Ана ль Хак." - Я истина - Худжвири (? не помню).
Суфии ближе к христианскому понимания Бога как некой архилюбви. Насилия и экстремизма там нет.
Тема громадная.
Спасибо что начали.
Давно пора :wink:
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Atmel » Вт апр 22, 2008 11:57

Добер писал(а):Тема громадная.
Спасибо что начали.
Давно пора :wink:
Так продолжите ее. :))
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Ср апр 23, 2008 14:29

Atmel писал(а):
Добер писал(а):Тема громадная.
Спасибо что начали.
Давно пора :wink:
Так продолжите ее. :))


Я не могу как Вы, знаний не хватает((

Попробую что нить нарыть.
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Atmel » Ср апр 23, 2008 15:10

Добер писал(а):Я не могу как Вы, знаний не хватает((
Попробую что нить нарыть.
Смеетесь? :))) Вот нароете, тогда и у меня знаний прибавится.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Ср апр 23, 2008 22:47

Здесь много по мусульманскому вольнодумству.

http://ateizm.biz/str.php?zag=903613301 ... 1052503842

Хороший был человек: - "Ибн ар-Раванди опровергает и доводы в пользу истинности пророчества, основанные на реальности чудес. Последние он толкует как фокусы, секреты которых не всегда легко раскрыть. «Если известия о них передаются небольшим числом людей,- поясняет он,- то здесь вполне допустим сговор лжесвидетелей». Впрочем, добавляет Ибн ар-Раванди, именно Мухаммед отвергал предание об убиении и распятии Иисуса Христа, разоблачая его вопреки тому, что оно поддерживалось несчетным количеством людей, и если следовать его примеру, то тем более правомерно отвергать предания о чудесах, якобы сотворенных им самим."
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение dargo » Ср апр 23, 2008 22:49

Добер писал(а): предания о чудесах, якобы сотворенных им самим."
Никогда не слышал.
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Ср апр 23, 2008 23:14

Atmel

Читаю Вашу ссылку и не могу не согласиться с этим - "IX-XII века - апогей мусульманского рационализма. Это время творчества таких великих умов, как аль-Фараби (870-950), Ибн Сина (980- 1037), Яхья ас-Сухраварди (1155- 1191), Ибн Рушд (1126-1198). КХ - началу XI века относятся и трактаты "Чистых братьев" ("Ихван ас-Сафа"), авторство которых точно не установлено. Видимо, это был коллективный труд тайного сообщества ученых, которые создали своего рода энциклопедию тогдашних наук. В трактатах впервые в мусульманском мире обосновывается идея эволюционного развития природы, общества, мира."

Тут перечисляются виднейшие суфийские мастера (включая Хаяма). Которые не были атеистами, но были критиками буквального восприятия религии/догм. Кста, именно Газали пытался примирить обе стороны.
Если они говорят о рационализме то только с точки зрения познания бога. У них для этого целая система включая танцы, медитацию и т.д. "Семь (?) городов" - семь (? не помню точно) уровней познания бога.

Кста, тот автор разделяет Ихван ас-Сафа и поздних мистиков которых называет суфиями от слова шерсть/власяница. Это те же яйца и даже не в профиль.

Суфии не аскеты. Отдельные дервиши были аскетами, но только если конкретно им в силу индивидуальных особенностей такое прописывалось мастерами. Хайяма сложно назвать аскетом. Аскетизм суфиями отрицается (я не вставляю цитаты из статьи к которым аппелирую, стоит?).

А шаманизм и суфизм вообще глупость. Отдельные тарикаты категорически не приветствуют танцы, бубны и т.д. Те же которые практикуют рекомендуют сие только после достижения определенных условий учеником и прямо говорят о том что музыка может принести очень большой вред не подготовленному сознанию.

Не стал дочитывать ибо бред.

Бог в впонимании суфиев высшая истина/надбытие которую можно воспринять только посредством определенных практик (обязательно под руководством наставника) как некую сверхлюбовь. Через очищение души. Что можно интерпретировать как зомбирование с последующим экстазом.

Мне они были крайне интересны, но лень матушка...

Dargo тут может много порассказать у них суфиев-мастеров много, Саид Афанди Чиркейский например.
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Ср апр 23, 2008 23:19

dargo писал(а):
Добер писал(а): предания о чудесах, якобы сотворенных им самим."
Никогда не слышал.


Текст хрень, но про чудеса есть.

http://um-islam.nm.ru/ostr.htm
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Atmel » Чт апр 24, 2008 09:42

Спасибо, Добер, нужная критика. Но хотел бы все же уточнить:
Добер писал(а):Суфии не аскеты. Отдельные дервиши были аскетами, но только если конкретно им в силу индивидуальных особенностей такое прописывалось мастерами. Хайяма сложно назвать аскетом. Аскетизм суфиями отрицается (я не вставляю цитаты из статьи к которым аппелирую, стоит?).
Процитирую :статью о суфизме из "Кругосвета"
Основатель С. — Хасан аль-Басри (624—728). Классический труд, посвященный С., — 10-томный трактат "Украшения святых аскетов и классы подвижников" — принадлежит перу Абу Ну`айма аль-Исфахани (948—1038). На протяжении 9—10 вв. С. трансформируется из проповеди аскетического благочестия в сложную доктрину, сопровождаемую детально разработанной и оригинальной психотехникой духовного совершенствования.
В раннем С. констатировалось, что он являет собой "познание божественной реальности и отказ от мирских владений".

Т.е., надо понимать, начинался суфизм явно как аскетическое вероучение? И лишь потом оно (причем, как и ислам в целом?) стал более либерален к мирским утехам, и связано это было, видимо, с политическими изменениями в мусульманском мире - я затрудняюсь сказать, когда произошел поворот от философии аскетизма, не связано ли это с вторжением монголов и падением Багдада, что привело к ослаблению власти халифата, как системы влиятельной мусульманской теократии?
И далее:
В современных трактовках (И. Гольдциер) эволюция С. выглядит так: "От простого аскетизма и отказа от мира суфийское движение поднялось (благодаря неоплатоновскому учению об эманации, которое является одним из его идейных истоков) к доведенной до предела духовной страсти и возвышенной любви к Богу, а оттуда — к идеалу слияния и растворения индивидуального бытия в божественном, т. е. к пантеистической концепции мира".
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

След.

Вернуться в Ислам

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4