Форум портала "Наука и религии мира"

Ислам. Философия раннего ислама

Все об исламе и Коране

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Чт апр 24, 2008 11:57

Atmel писал(а):Спасибо, Добер, нужная критика. Но хотел бы все же уточнить:
Добер писал(а):Суфии не аскеты. Отдельные дервиши были аскетами, но только если конкретно им в силу индивидуальных особенностей такое прописывалось мастерами. Хайяма сложно назвать аскетом. Аскетизм суфиями отрицается (я не вставляю цитаты из статьи к которым аппелирую, стоит?).
Процитирую :статью о суфизме из "Кругосвета"


Вот это понравилось -"Молитва, приписываемая суфийской поэтессе Раби`и аль-Адавии (ум. 801), гласит: "О, Аллах! Если я поклоняюсь Тебе из страха перед адом, сожги меня в аду. Если я поклоняюсь Тебе в надежде на рай, не допусти меня в рай. Но если я поклоняюсь Тебе ради Тебя Самого, не лишай меня Твоей извечной красоты".

Что до аскетизма, то думаю тут заблуждение воспринимавших идеи суфиев буквально. Тот же Руми писал исключительно аллегорически и утверждается что есть 3 уровня познания его поэзии. Утверждается что и алхимия была воспринята европейскими мистиками неправильно, суфии говорили о трансмутации души где сера, соль и золото дешевные качества/составные части души. Тогда как европейские алхимики восприняли это как руководство к действию. Кстати, Майринк в Ангеле Западного Окна в итоге романа и говорит о таком неверном понимании сути алхимии. Сорри, что отклонился. Инфы много, ума мало))
Думаю что суфии говорят о душевном аскетизме, не помню кому принадлежат слова в "компании, но в одиночестве" - за точность не ручаюсь.
Да, именно Халладж сказал "Я истина" (Я Бог) - имея ввиду что через внутреннее познание Бога человек получает его качества/сливается с ним, но его не так поняли и шлепнули. :(
В Дагестане до сих пор сохранились тарикаты/система передачи суфийских знаний (кажется Накшбандийя) и они не аскеты.
В Вашей ссылке говорится - "В С. принято выделять три главных течения: 1) "чувственное", ориентировавшееся на духовный опыт и обращавшееся для самовыражения к эротической символике; 2) "этико-моральное", требовавшее очищения души и подготовки к созерцанию Бога на путях аскезы и подвижничества; 3) "спекулятивное", сформировавшееся под воздействием теории эманации неоплатоников."

Это как если сказать что есть христиане кто верят в Бога Сына, иные в Бога Отца или Св. Духа. Хотя мы знаем что это одно и тоже. Есть люди ставшие мастерами в нескольких тарикатах/школах.

"Ограничить описание суфийской деятельности рамками чисто
религиозного, литературного или философского течения -- значит изобразить
путь суфиев очень поверхностно, таким, каким он видится непосвященному." - Идрис Шах.

http://www.lib.ru/FILOSOF/SUFI/HIDAYAT/sufii.txt

Хотя мусульманские, в частности Дагестанские, суфии Идрис Шаха не любят за его утверждение что суфиями можно быть не являясь мусульманами.

Основатель С. — Хасан аль-Басри (624—728). Классический труд, посвященный С., — 10-томный трактат "Украшения святых аскетов и классы подвижников" — принадлежит перу Абу Ну`айма аль-Исфахани (948—1038). На протяжении 9—10 вв. С. трансформируется из проповеди аскетического благочестия в сложную доктрину, сопровождаемую детально разработанной и оригинальной психотехникой духовного совершенствования.
В раннем С. констатировалось, что он являет собой "познание божественной реальности и отказ от мирских владений".

Т.е., надо понимать, начинался суфизм явно как аскетическое вероучение? И лишь потом оно (причем, как и ислам в целом?) стал более либерален к мирским утехам, и связано это было, видимо, с политическими изменениями в мусульманском мире - я затрудняюсь сказать, когда произошел поворот от философии аскетизма, не связано ли это с вторжением монголов и падением Багдада, что привело к ослаблению власти халифата, как системы влиятельной мусульманской теократии?


Суфии не считают что у суфизма был основатель. Просто в какойто момент Ихван ас Сафа сделали доступными те знания которые якобы существовали всегда. Я думаю логика в этом есть так как мистицизм такого порядка и такое понимание познания Бога действительно существовал раньше, и до ислама.
Суфии вообще против определений, они считаю что определения не передают представления о явлении, а скорее искажают его. "Высказанная правда есть ложь" - Тургенев(?).

И далее:
В современных трактовках (И. Гольдциер) эволюция С. выглядит так: "От простого аскетизма и отказа от мира суфийское движение поднялось (благодаря неоплатоновскому учению об эманации, которое является одним из его идейных истоков) к доведенной до предела духовной страсти и возвышенной любви к Богу, а оттуда — к идеалу слияния и растворения индивидуального бытия в божественном, т. е. к пантеистической концепции мира".


Я что то читал про неоплатоников и суфиев, пороюсь выложу.

"Объясняя эти слова, великий ученый аль-Манджури сказал: "Суфизм - наука, исследующая способы очищения внутреннего мира человека от пороков души, таких как злоба, зависть, обман, любовь к похвале, гордыня, показуха, ненависть, алчность, скупость, почитание богатых, принижение бедных, потому что суфизм обнажает пороки и указывает на пути избавления от них. Суфизм помогает душе преодолеть препятствия путем избавления ее от пороков и мерзких качеств, таким образом, приводя к освобождению сердца от всего, кроме Аллаха и к украшению его поминанием Великого Аллаха".

"Душе необходимо прививать такие совершенные качества, как покаяние, богобоязненность, стойкость, правдивость, искренность, аскетизм, благочестие, этические нормы, любовь, поминание Аллаха, ощущение взора Аллаха. Во всех этих качествах суфиям принадлежит большая доля из наследия пророка, как в области теории, так и в области практики."

http://www.sufizm.ru/goal&way/

То есть аскетизм души.
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Atmel » Чт апр 24, 2008 15:00

Добер писал(а):Суфии не считают что у суфизма был основатель. Просто в какойто момент Ихван ас Сафа сделали доступными те знания которые якобы существовали всегда. Я думаю логика в этом есть так как мистицизм такого порядка и такое понимание познания Бога действительно существовал раньше, и до ислама.
Суфии вообще против определений, они считаю что определения не передают представления о явлении, а скорее искажают его. "Высказанная правда есть ложь" - Тургенев(?).
Тютчев. :)) "Мысль изреченная есть ложь"

Суфии могут считать или не считать все что угодно, но станем ли мы следовать их апологетизму? :))) Буддисты, например, считают, что до Шакьямуни было бесчисленное количество "будд", и что, мы тоже пофигим реальную историю буддизма?

Это сейчас суфии толкуют прежних наставников так, но ведь и иудеи, и христиане поступают также со своими неосторожно рано канонизированными сказаниями, мало считаясь с реальностью и здравым смыслом.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Чт апр 24, 2008 20:15

Atmel писал(а):
Добер писал(а):Суфии не считают что у суфизма был основатель. Просто в какойто момент Ихван ас Сафа сделали доступными те знания которые якобы существовали всегда. Я думаю логика в этом есть так как мистицизм такого порядка и такое понимание познания Бога действительно существовал раньше, и до ислама.
Суфии вообще против определений, они считаю что определения не передают представления о явлении, а скорее искажают его. "Высказанная правда есть ложь" - Тургенев(?).
Тютчев. :)) "Мысль изреченная есть ложь"


Довольно близко :D "Лошадиная фамилия"

Суфии могут считать или не считать все что угодно, но станем ли мы следовать их апологетизму? :))) Буддисты, например, считают, что до Шакьямуни было бесчисленное количество "будд", и что, мы тоже пофигим реальную историю буддизма?


Никак нет :) Эт я просто для полноты мнений. Мне и те и другие пофиг.

Это сейчас суфии толкуют прежних наставников так, но ведь и иудеи, и христиане поступают также со своими неосторожно рано канонизированными сказаниями, мало считаясь с реальностью и здравым смыслом.


Суфиев спасает закрытость традиций. То бишь критиковать сложнее. На все ответ - вы не правильно понимате, станьте суфием поймете. Только боюсь когда мозги промыты "поймешь" что угодно.

Вы читали "Разоблаченная Изида" Блаватской? Она там пытается отследить истоки сегодняшних религий. И кстати утверждает что евреи позаимствовали свой культ у халдеев.
Я как то был на собрании теософского общества, лет 10 назад в 26 (?) библиотеке около Смоленской площади, попал правда на лекцию об эсперанто :mrgreen:
Нисудьба.
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Чт апр 24, 2008 23:07

Не могу выложить файл - Васильев "История религий Востока". Хелп! Ни doc, ни txt не разрешены. Попробуйте Rar или Zip. Модератор
Книга крайне полезная.
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Atmel » Пт апр 25, 2008 09:54

Добер писал(а):Вы читали "Разоблаченная Изида" Блаватской? Она там пытается отследить истоки сегодняшних религий. И кстати утверждает что евреи позаимствовали свой культ у халдеев.
Не довелось. Жалко времени. Даже если Блаватская пишет в том числе что-то правильное, лучше все же, я думаю, пользоваться источниками, заслуживающими большего доверия. ))
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Руслан » Сб апр 26, 2008 01:03

...Среди свободолюбивых мусульманских мыслителей можно назвать еще Маарри (973-1057 или 1058), который написал около ста сочинений - философских трудов, сатирических трактатов, стихотворений. Особенно интересовался он "вечными темами" - смыслом жизни, соотношением добра и зла, понятием долга. Рационалистический подход к этим сюжетам навлек на него обвинение в ереси, хотя, точнее говоря, он был не еретиком, а атеистом, поскольку отрицал все религии как порождение примитивной мысли, противоречащей здравому рассудку. ...////Доктор исторических наук Д.М. Еремеев


Доктор Д.М. Еремеев что то напутал.
Абу-ль-Аля аль-Маари Атеист ?!

Не изгоняй из сердца божья страха
И завистью не прогневи Аллаха,

Ведь зависть не соединить с добром -
Как льва с газелью в логове одном.

Любовью к жизни болен дух нетленный,
Пока он пленник оболочки бренной.

Умрет добро, что ты не смог свершить,
Как жемчуг, не нанизанный на нить.



Разве эти слова Мари не говорят о том, что он не атеист?


О люди, в страхе божьем пребывайте
И в споры богословов не встревайте.

Добро и правду чтите с малых лет
И верьте: кроме бога - бога нет.

Последовав какому-нибудь толку,
Себя и ближних вы собьете с толку,

Запутаетесь в лабиринте фраз,
И добрым словом не помянут вас.

И царь Шапур * и Йемена владыки,
Казалось, были славны и велики,

Но слава их - падучая звезда,
Не воссиять ей больше никогда.

Лишь всемогущему творцу по силам
Сиянье вечное дарить светилам.

Порой начнут вещать лжемудрецы,
Но им с концами не свести концы:

Твердят, что дважды два, мол, не четыре,
Что господу нет места в нашем мире...

Такое богохульство всем во вред,
Замкните слух, забудьте этот бред.


Или эти?

Просто он был честным человеком и видел несмотря на то, что был слепым, что творят дети Адама и Евы

О жизни смрад, кошмары яви нашей -
Как далеко до них кошмарным снам!

Добру учили Мухаммад и Муса *,
Творить добро велел нам сын Марьям *,

Но все заветы их забыты ныне,
И зло сопутствует земным делам.

Из тьмы во тьму по жизни мы шагаем -
По ненадежным узеньким мосткам.

Из дома переходим на кладбище,
Но и в земле покоя нет костям.

Приходит буря с севера иль с юга,
И царство рушится, и гибнет храм.

Бушует смерть, следы стирает время -
Для вечности мы все ненужный хлам.

Монетою разменной стала вера,
До веры истинной нет дела нам.

Небесный царь, тебя ошельмовали,
Как можешь ты терпеть подобный срам?
Аватара пользователя
Руслан
 
Сообщения: 202
Зарегистрирован: Сб дек 22, 2007 00:03

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Добер » Сб апр 26, 2008 09:26

Добер писал(а):Не могу выложить файл - Васильев "История религий Востока". Хелп! Ни doc, ни txt не разрешены. Попробуйте Rar или Zip. Модератор
Книга крайне полезная.


Слишком большой размер вложения.
Максимальный разрешенный размер: 256 Кб.

Качайте здесь http://files.mail.ru/C3DDGU

Файл зип 430 кб
I am the master of my fate
I am the captain of my soul (c)
Аватара пользователя
Добер
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: Сб мар 29, 2008 13:17
Откуда: Мск

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Atmel » Сб апр 26, 2008 09:53

Руслан писал(а):
Доктор Д.М. Еремеев что то напутал.
Абу-ль-Аля аль-Маари Атеист ?!
Не думаю, что доктор Еремеев в своем предмете глупее нас вместе взятых.

Руслан писал(а):<...> Разве эти слова Мари не говорят о том, что он не атеист?
А эти? -

Руслан писал(а):Абу-ль-Аля аль-Маари
Небесный царь, тебя ошельмовали,
Как можешь ты терпеть подобный срам?[/i]

Так обращаться с именем небесного царя?! Где почтение? Тут больше сарказма, чем священного трепета. ))
Я не могу говорить что-то от себя в этом вопросе, но думается, что для того, чтобы можно было сделать выводы, нужно быть знакомым со всем творчеством этого поэта.

[url=http://ru.wikipedia.org/wiki/Маарри]Википедия[/url] пишет о нем:
Абу-ль Аля подвергался нападкам за вольнодумство, но жизнь в захолустной Мааре и необычайная слава охраняли его от серьёзных гонений. Из наиболее видных философско — литературных произведений Абу-ль Аля необходимо отметить большое собрание стихов «Люзумма лям альзам» («Необходимость того, что не было необходимым», «Luzûm mâ lâ jalzam», издан Бомбей, 1313 хиджры, Каир, 1309) и «Рисалят-аль-Гуфран» («Послание о помиловании»).

В заглавии первого указано на правило рифмы, которому добровольно следовал поэт (тождество согласных в предшествующем рифме слоге), и ряд новых нравственных требований, выставленных в этих стихах. Произведение представляет собой сборник философских стихотворений, пользующихся на востоке громкой славой. В нём Маарри проповедует веротерпимость, бичует суеверия, властолюбие духовенства и преклонение перед авторитетом, проводит принципы самоотверженной морали, которые противополагает началу деятельности, и в своём презрении к миру доходит до отрицания брака.

Во втором произведении он даёт фантастические и лукавые сведения (в стиле Лукиана) о жизни и разговорах в загробном мире джахилийских поэтов, якобы помилованных Аллахом «зиндиках» — вольнодумцах, еретиках, — их взглядах и учениях.

По-видимому это была книга в форме коранических откровений, излагавшая его учение; как и следовало ожидать, такое архикощунственное произведение не сохранилось. Из остальных сочинений (около 60), кроме писем, почти ничего не осталось.


Т.е. с большинством сочинений поэта мусульмане поступили также, как христиане с сочинениями своих идейных противников. Например, об антихристианском сочинении Цельса мы можем судить только восстанавливая его по Оригеновскому "Против Цельса".

БСЭ тоже пишет о нем в подобном роде:
Взглядам М. наряду с пантеистическими присущи стихийно-материалистические и атеистические тенденции.


Чтобы разобраться в настроениях этого философа, нужно иметь в виду хронологию написания тех или иных стихов, ведь для начинающего поэта естественно было находиться в русле сложившихся традиций. Как отмечает та же статья из Википедии Маарри "начал свою деятельность в качестве учёного филолога и автора хвалебных од, подражая стилю ал-Мутанабби, которого считал своим учителем."

Я такой хронологией не владею, сборника его стихов не читал и не думаю, что когда-нибудь всерьез займусь этим. Приведу только пример совсем иного содержания и духа стихотворение Марри:

"Твердят христиане: всесилен Христос!
Ну как не дивиться той силе?
Какой бы всесильный безропотно снёс,
Когда б его смертные били?

Нам хвалят евреи своё божество,
О добром твердят Иегове.
Он добрый? Как странно, тогда отчего
Он требует жертвенной крови?

Обряды персидские дико смешны,
Царю удивляюсь Хосрову.
Ведь чтобы "очиститься", персы должны...
Умыться мочою коровы!

Разумностью, логикой веры своей
И ты не гордись, мусульманин.
В дороге пройдя мимо тысяч камней,
Лишь в Мекке целуешь ты камень.

Религия хитрым сплетением слов
Силки на людей расставляет
Различны силки - неизменен улов:
Глупец в них всегда попадает.


А вот что поэт писал о смерти:

"Смерть - это мирный сон, отдозновение плоти;
А жизнь - бессонница, пристрастная к заботе."
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Руслан » Вс июн 01, 2008 09:53

Еще раз напомню -Доктор Еремеев писал : «»»»Рационалистический подход к этим сюжетам навлек на него обвинение в ереси, хотя, точнее говоря, он был не еретиком, а атеистом, поскольку отрицал все религии как порождение примитивной мысли, противоречащей здравому рассудку.»»»».


,Ну если вам важно мнение авторитетных людей, то позвольте привести слова человека хорошо знающих творчество аль- Маари. Б. Шидфар в предисловии к книге избранных стихов аль-Маари он написал:

…Его проза и стихи полны такого яростного стремления к «чистой» вере и искренности, что давали повод обвинить его в ереси и безбожии…

…Абу-ль-Аля издевается вовсе не над верой, которую всегда считал необходимой для человеческой души, …

… В стихах Абу-ль-Аля преломляются филосовские идеи мусульманского неоплатонизма, разработанные крупнейшими философами аль-Фараба (10в.) и Ибн Синой (11в) . Они верили, что души «заключённые в теле», уподоблены томящимся в клетках птицам, тщетно пытающимся порвать узы и освободиться от « нечистой телесной субстанции».
Аватара пользователя
Руслан
 
Сообщения: 202
Зарегистрирован: Сб дек 22, 2007 00:03

Re: Ислам. Философия раннего ислама

Сообщение Atmel » Вс июн 01, 2008 12:37

Руслан писал(а):Ну если вам важно мнение авторитетных людей, то позвольте привести слова человека хорошо знающих творчество аль- Маари. Б. Шидфар в предисловии к книге избранных стихов аль-Маари он написал:

…Его проза и стихи полны такого яростного стремления к «чистой» вере и искренности, что давали повод обвинить его в ереси и безбожии…

…Абу-ль-Аля издевается вовсе не над верой, которую всегда считал необходимой для человеческой души, …
Мне трудно сказать, на основании чего Шидфар делает такие выводы, но мне достаточно процитированного стихотворения, в котором аль Маари подверг убийственному сарказму именно веру вне зависимости от ее религиозной специфики - здесь и ирония над верованиями христиан, и над верой иранцев в "очищающую силу" коровьей мочи, и исламские верования. И подводит всему этому итог -


Религия хитрым сплетением слов
Силки на людей расставляет
Различны силки - неизменен улов:
Глупец в них всегда попадает.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Пред.След.

Вернуться в Ислам

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3