Atmel писал(а):Спасибо, Добер, нужная критика. Но хотел бы все же уточнить:Процитирую :статью о суфизме из "Кругосвета"Добер писал(а):Суфии не аскеты. Отдельные дервиши были аскетами, но только если конкретно им в силу индивидуальных особенностей такое прописывалось мастерами. Хайяма сложно назвать аскетом. Аскетизм суфиями отрицается (я не вставляю цитаты из статьи к которым аппелирую, стоит?).
Вот это понравилось -"Молитва, приписываемая суфийской поэтессе Раби`и аль-Адавии (ум. 801), гласит: "О, Аллах! Если я поклоняюсь Тебе из страха перед адом, сожги меня в аду. Если я поклоняюсь Тебе в надежде на рай, не допусти меня в рай. Но если я поклоняюсь Тебе ради Тебя Самого, не лишай меня Твоей извечной красоты".
Что до аскетизма, то думаю тут заблуждение воспринимавших идеи суфиев буквально. Тот же Руми писал исключительно аллегорически и утверждается что есть 3 уровня познания его поэзии. Утверждается что и алхимия была воспринята европейскими мистиками неправильно, суфии говорили о трансмутации души где сера, соль и золото дешевные качества/составные части души. Тогда как европейские алхимики восприняли это как руководство к действию. Кстати, Майринк в Ангеле Западного Окна в итоге романа и говорит о таком неверном понимании сути алхимии. Сорри, что отклонился. Инфы много, ума мало))
Думаю что суфии говорят о душевном аскетизме, не помню кому принадлежат слова в "компании, но в одиночестве" - за точность не ручаюсь.
Да, именно Халладж сказал "Я истина" (Я Бог) - имея ввиду что через внутреннее познание Бога человек получает его качества/сливается с ним, но его не так поняли и шлепнули.
В Дагестане до сих пор сохранились тарикаты/система передачи суфийских знаний (кажется Накшбандийя) и они не аскеты.
В Вашей ссылке говорится - "В С. принято выделять три главных течения: 1) "чувственное", ориентировавшееся на духовный опыт и обращавшееся для самовыражения к эротической символике; 2) "этико-моральное", требовавшее очищения души и подготовки к созерцанию Бога на путях аскезы и подвижничества; 3) "спекулятивное", сформировавшееся под воздействием теории эманации неоплатоников."
Это как если сказать что есть христиане кто верят в Бога Сына, иные в Бога Отца или Св. Духа. Хотя мы знаем что это одно и тоже. Есть люди ставшие мастерами в нескольких тарикатах/школах.
"Ограничить описание суфийской деятельности рамками чисто
религиозного, литературного или философского течения -- значит изобразить
путь суфиев очень поверхностно, таким, каким он видится непосвященному." - Идрис Шах.
http://www.lib.ru/FILOSOF/SUFI/HIDAYAT/sufii.txt
Хотя мусульманские, в частности Дагестанские, суфии Идрис Шаха не любят за его утверждение что суфиями можно быть не являясь мусульманами.
Основатель С. — Хасан аль-Басри (624—728). Классический труд, посвященный С., — 10-томный трактат "Украшения святых аскетов и классы подвижников" — принадлежит перу Абу Ну`айма аль-Исфахани (948—1038). На протяжении 9—10 вв. С. трансформируется из проповеди аскетического благочестия в сложную доктрину, сопровождаемую детально разработанной и оригинальной психотехникой духовного совершенствования.
В раннем С. констатировалось, что он являет собой "познание божественной реальности и отказ от мирских владений".
Т.е., надо понимать, начинался суфизм явно как аскетическое вероучение? И лишь потом оно (причем, как и ислам в целом?) стал более либерален к мирским утехам, и связано это было, видимо, с политическими изменениями в мусульманском мире - я затрудняюсь сказать, когда произошел поворот от философии аскетизма, не связано ли это с вторжением монголов и падением Багдада, что привело к ослаблению власти халифата, как системы влиятельной мусульманской теократии?
Суфии не считают что у суфизма был основатель. Просто в какойто момент Ихван ас Сафа сделали доступными те знания которые якобы существовали всегда. Я думаю логика в этом есть так как мистицизм такого порядка и такое понимание познания Бога действительно существовал раньше, и до ислама.
Суфии вообще против определений, они считаю что определения не передают представления о явлении, а скорее искажают его. "Высказанная правда есть ложь" - Тургенев(?).
И далее:В современных трактовках (И. Гольдциер) эволюция С. выглядит так: "От простого аскетизма и отказа от мира суфийское движение поднялось (благодаря неоплатоновскому учению об эманации, которое является одним из его идейных истоков) к доведенной до предела духовной страсти и возвышенной любви к Богу, а оттуда — к идеалу слияния и растворения индивидуального бытия в божественном, т. е. к пантеистической концепции мира".
Я что то читал про неоплатоников и суфиев, пороюсь выложу.
"Объясняя эти слова, великий ученый аль-Манджури сказал: "Суфизм - наука, исследующая способы очищения внутреннего мира человека от пороков души, таких как злоба, зависть, обман, любовь к похвале, гордыня, показуха, ненависть, алчность, скупость, почитание богатых, принижение бедных, потому что суфизм обнажает пороки и указывает на пути избавления от них. Суфизм помогает душе преодолеть препятствия путем избавления ее от пороков и мерзких качеств, таким образом, приводя к освобождению сердца от всего, кроме Аллаха и к украшению его поминанием Великого Аллаха".
"Душе необходимо прививать такие совершенные качества, как покаяние, богобоязненность, стойкость, правдивость, искренность, аскетизм, благочестие, этические нормы, любовь, поминание Аллаха, ощущение взора Аллаха. Во всех этих качествах суфиям принадлежит большая доля из наследия пророка, как в области теории, так и в области практики."
http://www.sufizm.ru/goal&way/
То есть аскетизм души.