Как известно, Пост (отказ от естественных физиологических потребностей) наблюдается на протяжении всей человеческой истории с самого ее начала, - от родо-племенных культов до диеты Малахова. и конечно и шаман и Малахов скрывают ( не знают) зачем нужно поститься.
Как показывает нам этнология, пост всегда соблюдается перед началом ( во время) определенного религиозного ритуала, или комплекса ритуалов. официальная точка зрения шамана или православного священника по вопросу поста абсолютно одинаковая - "ограничение в материальном позволит расширить границы идеального, то есть приблизится к Богу."
На вопрос - а как непосредственно соотносится "пост" и "духовный рост", как ограничение в еде конвертируется в духовность - вам никто не ответит. Очевидно, что ссылка на "греховную плоть", которую надо укрощать - это не ответ, а алиби поста.
Мой тезис заключается в том, что реальная задача поста - это ввести человека в состояние "ненормальности", временного или перманентного религиозного транса. НАрушение нормальных физиологических процессов во время поста с необходимостью вызывает изменения в психике человека - затормозятся одни процессы, зато ускоряются и обостряются другие.
Наиболее очевидный результат таких процессов - это галлюцинации. К концу поста многие действительно начинают видеть деву Марию, слышать голоса Ангелов и тд и тп. перед большими праздниками существуют такие "суперпосты" (например Великая Пятница перед Пасхой) когда сутки вообще есть нельзя. После таких нагрузок на психику благодатный огонь действительно не обжигает, ведь человек, который находится в состоянии голодного шока, боли не чувствует. Понятно, что в таком состоянии человеку можно внушить все что угодно, так как восприимчивость психики максимально расширяется.
Монахи, которые себя истязают постами, соответственно, и видят и слышат намного больше и ярче чем обычные граждане. Именно поэтому они ближе всего к богу, ведь «двери восприятия» открыты у них наиболее широко.
. Если алгоритм «действия» поста направлен на «расширение возможностей человеческого сознания», то можно легко заметить альтернативные или дополнительные способы достижения «религиозного транса» – это алкоголь и наркотики. Всем известна практика «курения» индейцев во время ритуала. Разница между постом, курением, алкоголем и наркотиками только в скорости достижения результата.
С помощью наркотиков возможно мгновенно перескочить в «иное» состояние психики, проблема лишь в том, что обратный переход тоже мгновенный, ведь состояние «кайфа» не может длиться долго по физиологическим причинам и это очевидно вызывает депрессию, это небезопасное состояние. Ибо такие запредельные скачки с необходимостью вызывают привыкание, так как человеку познавшего «райское состояние на халяву» реальный мир больше не нужен, более того, он причиняет дискомфорт. Как можно отказаться от возможности мгновенно «заснуть и видеть сладкие сны, которыми можно управлять»? Поэтому «золотая доза» именно золотая – лучше умереть под кайфом, чем жить в дерьме.
В этом плане, пост - это наиболее безопасный способ войти в состояние «религиозного кайфа». Таким образом, надо избавиться от иллюзий, что монахи «истязают» себя постом и молитвой. Монахи от поста получают кайф, просветление, удовольствие и тезис «попостимся постом приятным» для них имеет вполне конкретный смысл. Откройте любое описание жития святого. Там будет в различных вариантах описана одна и та же ситуация – как монаху «хочется» молится и постится, как ему от этого хорошо и светло.
Поэтому можно сделать вывод о том, что Пост это «долгоиграющий» «наркотик» - безопасный способ выйти за пределы «эмпирического познания» к идеальному миру.