ДУХLESS
Кризис современного православия РПЦ позиционирует как проблему «бездуховности» общества. То есть, у церкви проблем с духом никаких нет, а есть сложности у общества, которое пало на инфернальный уровень. Бездуховность, как отступление от библейских императивов, по версии Церкви, выражается в следующих негативных процессах: наркомания, пьянство, преступность, развал традиционной семьи. Соответственно, выход из социального кризиса возможен только в результате возврата в лоно матери-церкви и приобщению к исконным христианским ценностям.
Забавно наблюдать, как РПЦ «забывает» про то, что спасительные христианские ценности уже давно не являются эксклюзивным «товаром» Церкви. Все традиционные евангельские заповеди сконцентрированы в Конституции РФ и защищаются законами РФ, реализовываются посредством государственного аппарата, системы образования.
Важно осознать принципиальную вещь – основа веры (духа) - это духовные практики. Тогда станет очевидно, что до конца проблему «бездуховности», в традиционном понимании, Государственная Система решить не может, так как необходимый результат возможен только при использовании специальных духовных практик, таких как Пост, причастие, исповедь, совместные богослужения.
Для поддержания перманентно высокого уровня Духа необходимо постоянно практиковать религиозные ритуалы, так же как музыканту необходимо постоянно играть на инструменте, чтобы держать себя в форме и соответственно считаться музыкантом.
Поэтому люди, которые не практикуют традиционные ритуалы, просто физически не могут приобщиться к Духу Церкви, это невозможно, так же как невозможно мозгу получить кислород, не производя постоянно сокращения сердечной мышцы. Как известно, состояние религиозного экстаза, транса, возбуждения или просветления, которое есть ни что иное, как соединение с божьим духом, достигается только с помощью специальных, как правило, коллективных психотехник. Просто сидя на лавочке, попивая пиво в баночке, в транс войти невозможно, это очевидно.
Достаточно вспомнить традиционный институт монашества. Монах – это человек, проводящий все свободное время в духовной практике. Он постоянно молится, даже во время работы, постится по «профессиональной» программе, количество ритуальных действий в монастыре доведено до максимально возможного предела. Неудивительно, что монахи считаются людьми наиболее приближенными к богу. После таких интенсивных практик многие монахи действительно становятся максимально «одухотворенными» и начинают видеть и слышать то, что нормальному человеку недоступно.
Таким образом, становится понятно, что одухотворенность, как определенное перманентное состояние достигается при постоянной практике традиционных психотехник при соблюдении определенных условий и правил. Как только эти условия подвергаются изменениям, интенсивность практики психотехник уменьшается, и традиционный Дух начинает уходить из человека, как уходит мышечная масса из атлета, который перестал тренироваться. На профанном уровне, этот процесс переживается как Смерть Бога, бездуховность, кризис христианства.
Логика моих размышлений приводит к простому вопросу: какие же условия необходимы для поддержания духа, и какие обстоятельства делают возможным разрушение этих условий?
Украденное время
Основными условиями существования любой традиции являются особым образом сконфигурированные время и пространство. Как только они начинают деформироваться, практика духовных психотехник начинает разрушаться по принципу домино.
Обстоятельства, которые разрушают традиционное время и пространство, это экономические процессы, - процессы производства и потребления.
Чтобы наиболее ясно представить, как экономика влияет на традиционное время и пространство, а соответственно на интенсивность духовных практик, я приведу примеры из современной жизни.
Начнем с «украденного» времени. Как уже говорилось, для поддержания необходимо высокого уровня Духа нужно каждое воскресенье ходить в церковь. Но как я пойду в храм, если я работаю водителем маршрутки? Я не могу физически попасть в церковь и там «отработать» нужные психотехники. Я не могу прийти в церковь исповедаться в будний день, так как работаю во вторую смену. Я не могу соблюдать пост потому, что в столовой моего завода не делают постных блюд, это нерентабельно. Я не могу помолиться, так как работаю на конвейере и не могу отвлекаться. Проще говоря, Ритм современной экономики не совпадает с традиционным ритмом жизни, что приводит к существенному снижению интенсивности духовных практик.
Как известно, современная экономика включает в себя не только производство, но и потребление. Поэтому, даже после работы мы не сможем помолиться богу, так как нужно смотреть очередной сериал или срочно бежать в магазин - покупать новую вещь. Времени для духовных практик совсем не остается, собственно, как и не осталось пространства для общения с богом.
Потерянное пространство.
Для осуществления эффективных духовных практик необходимо одно очевидное условие – коллектив. В одиночестве - человек, понятно, ничем подобным заниматься не будет, так как практика психотехник это процесс духовного обмена между людьми. Таким образом, наиболее подходящий коллектив для такого духовного метаболизма - это сравнительно небольшая община, где все друг друга знают в лицо. Собственно, община это основная форма проживания людей вплоть до 18-19 веков.
Чем характеризуется деревенская средневековая община? Полным отсутствием экономического производства как такового. Община ведет натуральное хозяйство, занимается сельским хозяйством, население общины растет очень медленно из-за болезней, военных конфликтов, отсутствия свободной земли. Поэтому основное условие эффективных психотехник - «лицом к лицу» - сохраняется без серьезных потрясений на протяжении тысячелетий. Но все «хорошее» когда-нибудь заканчивается, и в какой то момент зачатки экономических процессов начинают разрушать традиционную общину. Появляются ремесленники, обслуживающие сельское хозяйство, появляются купцы, торгующие товарами «народного» потребления. Появляется разделение труда, промышленное производство, первоначальный финансовый капитал и деревня превращается в город.
Духовенство начинало постепенно теряло связь с городской общиной по очевидным причинам – людей становилось слишком много.
Город жил своей жизнью, разбитый на многочисленные религиозные общины, которые, в силу уже естественных причин, начинали перемешиваться между собой. Количество людей в городах стало настолько большим, что главное условие эффективных психотехник – малая группа «лицом к лицу» становится невыполнимым. Плотный «Духовный» контакт между людьми постепенно размывается, обыватель воспринимает это как исчезновение «благодати». Если раньше человек приходил в церковь и получал «удовлетворение», энергетический заряд, то теперь он стоит в толпе незнакомых людей и не понимает, зачем он пришел сюда. Параллельно с разрушением традиционных общин происходит формирование новых городских коллективных образований. Это Ремесленные Цеха, Гильдии.
«Благодать» городской церковной общины постепенно размывалась, «перетекает» в цеховые общины. Горожанин перестает чувствовать себя единым целым со своей церковной общиной, он становится независимым от Церкви. Появляется «гражданское» общество, основанное не на непосредственных личных отношениях между людьми, а функционирующее на отношениях между обезличенными товаровладельцами, земледельцами, собственниками. Больше не существует «МЫ», теперь есть только «Я».
Поэтому, именно, процессы разложения традиционной общины надо рассматривать как начало перехода от «Мы-идентичности» к «Я-идентичности» человеческого сознания. Именно здесь надо искать корни «Гуманизма», Ренессанса, Реформации.
Немаловажен еще тот факт, что Римская церковь к началу 15 века фактически потеряла политический контроль над городами Италии, Германии, Чехии, здесь сыграли роль определенные геополитические факторы, к тому же, раздувшийся «штат» духовенства уже сам начал вливаться в экономическое производство – речь идет о всем известной продаже индульгенций, махинациях с земельной собственностью.
Таким образом, Католичество последовательно теряло свой авторитет и контроль над городами, а высшее Духовенство теряло контроль над низовыми церковными структурами.
Итог Реформации всем известен. Римско-католическая церковь начинает разваливаться на куски. Этот процесс продолжается до сих пор. Тысячи сект и религиозных общин появляются и исчезают в пучине истории. Причины возникновения сект в таких количествах в рамках данного исследования становятся совершенно прозрачными.....