Если "православная духовность" заключается именно в отправлении религиозных ритуалов, то не все ли равно, где оное отправление происходит - в городской церкви или в деревенской, в городской квартире или в деревенском доме?
Категорически утверждаю, что в мегаполисе невозможна "православная духовность" и я готов привести в пользу своей точки зрения некоторые факты:
Москва. 13 ноября. ИНТЕРФАКС - Председатель Папского совета по культуре архиепископ Джанфранко Равази считает главной культурной проблемой современных европейцев их равнодушие к христианской традиции.
Напряженные и быстрые ритмы жизни сегодняшнего мира, считает представитель Католической церкви, приводят к утрате обществом исторической памяти и традиции, в результате чего происходит постепенное уничтожение, выхолащивание культуры - "она не рушится как здание, а опустошается в самой своей сущности".
идем дальше:
Священник Георгий Рябых, и.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:
- Я бы обозначил несколько проблем современной церковной жизни......
Другая проблема - это организация церковной жизни, прежде всего общинной. У нас, в Русской церкви, редко можно встретить общину, которая жила бы единой жизнью. Люди являются просто прихожанами, это слово сегодня уже обрело некий иной смысл. Оно обозначает человека, который приходит в храм, чтобы получить некие услуги, и уходит. А ведь общинная жизнь предполагает, чтобы люди, участвующие в богослужении, знали друг друга, общались между собой не только молитвенно, но и за пределами храма. Община, церковный приход - это семья. Есть, конечно, объективные причины такой ситуации - например, в Москве храмов мало, а людей много. В таких условиях невозможно создать прочную, хорошую общину. Тем не менее есть выход и из этой ситуации. Но в большинстве случаев не происходит строительства именно такой общинной жизни. Ведь очень ценны связи, возникающие между верующими людьми, чтобы они общались, помогали друг другу, поддерживали друг друга в том числе и в мирской жизни. Этого сегодня не хватает.
а потом еще немного:
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель восьми храмов в Москве и Московской области, глава синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:
Самая главная проблема - это то, что Церковь имеет возможность обращаться к народу только с амвона. У нас катастрофически не хватает храмов в больших городах. В Москве нужно в десять раз больше храмов. В праздник невозможно войти, большинство людей находится "за кадром". Нам необходимы и церковные СМИ на доступном всем канале, и своя церковная радиостанция, которая транслировалась бы всем желающим в FM-диапазоне. Нужны и собственно церковные СМИ, и православные рубрики, отделы в уже существующих популярных светских.
В спальных районах нужно построить храмы. Это должна быть государственная программа. Трамвайные остановки кто делает? А магазины? Развязки на дорогах кто строит? Мэрия. А храм - это же насущная вещь! Для Церкви нереально построить храм. Мэрии нужно взять такую программу и быстро настроить храмов. В каждом муниципальном округе, который возглавляет управа, должно быть не меньше одного-двух храмов. Должен быть один храм хотя бы на десять тысяч человек. .