Форум портала "Наука и религии мира"

Парадигмальные проблемы ОПК

Экспансия религии в сферу народного образования

Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение gogosha » Ср ноя 05, 2008 13:51

Я уже много раз утверждал, что преподавание ОПК в школе будет встречено учащимися с великим пессимизмом и сарказмом. Но подробности всегда оставлял за кадром, теперь пришло время расставить все точки.

Для меня очевидно, что главная задача среднего, да и высшего, образования состоит вовсе не в передаче «количественной» информации (2х2=4, температура кипения воды, где находится Караганда и тд).
Первичная цель – передача «качественной» информации (материализм, качественно единообразное пространство, линейное время, рационализм, прагматизм, прогресс и историчность и тд).

Соответственно, под видом изучения «наук» ребенку прививается матрица рационального мышления, при этом весь мир разбивается на единообразные, принципиально познаваемые количественные характеристики и подчиняется законам формальной логики.
Рационализм – это прежде всего субьективизм - познающее Я, которое в идеале стремится «познать» весь мир. Формальная логика - это стол=стол и никак иначе.

Очевидно, что матрица религиозного представления о мире отрицает рациональное мышление и формальную логику. Для Традиции нет Я, е есть МЫ. Для Традиции стол может быть чем угодно, а не только столом. Собственно, чудо – это нарушение правил формальной логики, когда стол может стать любым другим предметом. А ОПК так или иначе предполагает доносить знания именно в традиционном контексте христианства.

Поэтому при параллельном преподавании ОПК в средней школе возникнет неосознаваемый конфликт между двумя типами мышления. Неравенство противоборствующих сил налицо, грамотный ребенок это уже практически атеист.

Но на поверхности мы увидим лишь результаты этих неразрешимых противоречий: ОПК будет запрещен под любыми предлогами - нарушение прав на свободу вероисповедания, «ненаучность», экстремизм, «неисторичность», аморальность (!).

Ситуация с ОПК патовая. Это прямо или косвенно признают все высшие иерархи РПЦ. Вводить ОПК плохо, не вводить тоже ужасно. И не понятно, что угробит РПЦ раньше – действие или бездействие.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение Семенов В.Д. » Чт ноя 13, 2008 07:49

Вообще-то ОПК уже преподают не один год во многих субъектах федерации.
Семенов В.Д.
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: Ср дек 19, 2007 08:32

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение gogosha » Чт ноя 13, 2008 09:39

Семенов В.Д. писал(а):Вообще-то ОПК уже преподают не один год во многих субъектах федерации.
И где тут противоречия с моими тезисами?
во-первых, Я говорил об ОПК как о глобальном, обязательном государственном проекте.
во-вторых, под ОПК я имею ввиду "ЗАкон Божий", а реально сейчас в большинстве своем факультативно (осознано или нет) преподают историю Православия.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение Семенов В.Д. » Пт ноя 14, 2008 08:41

Семенов В.Д. писал(а):И где тут противоречия с моими тезисами?

Я имел ввиду: предсказанный Вами эффект уже наблюдается в ходе многолетней практики преподавания ОПК?

Семенов В.Д. писал(а):во-первых, Я говорил об ОПК как о глобальном, обязательном государственном проекте.
Для наблюдения эффекта "сарказма" учащихся по отношению к православию достаточно было бы и локального преподавания.

Семенов В.Д. писал(а):во-вторых, под ОПК я имею ввиду "ЗАкон Божий", а реально сейчас в большинстве своем факультативно (осознано или нет) преподают историю Православия.
Никакой истории там не преподают. Посмотрите существующие учебники. ОПК -- сугубо религиозно-пропагандисткий предмет внушающий мысль, что веровать хорошо, нравственно, полезно, а кто не верует, как минимум не может считаться русским, патриотом, а как максимум вообще негодяй. Обрывки исторических сведений подобраны сугубо ради пропаганды этой точки зрения и состоят исключительно из живописания "заслуг" православия перед обществом (в действительности, довольно спорных, как минимум) при полном отсутствии каки-либо негативных фактов. Никаким изучением истории такой выборочный подход считать невозможно, это разновидность про-религиозной промывки мозгов, для чего закон божий всегда в школе и существовал.
Семенов В.Д.
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: Ср дек 19, 2007 08:32

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение gogosha » Пт ноя 14, 2008 11:00

Никакой истории там не преподают. Посмотрите существующие учебники. ОПК -- сугубо религиозно-пропагандисткий предмет внушающий мысль, что веровать хорошо, нравственно, полезно, а кто не верует, как минимум не может считаться русским, патриотом, а как максимум вообще негодяй. Обрывки исторических сведений подобраны сугубо ради пропаганды этой точки зрения и состоят исключительно из живописания "заслуг" православия перед обществом (в действительности, довольно спорных, как минимум) при полном отсутствии каки-либо негативных фактов. Никаким изучением истории такой выборочный подход считать невозможно, это разновидность про-религиозной промывки мозгов, для чего закон божий всегда в школе и существовал.

А Вы читали обычный учебник истории? История России это
сугубо пропагандисткий предмет внушающий мысль, что быть патриотом хорошо, нравственно, полезно, а кто не любит Россию, как минимум не может считаться русским, а как максимум вообще негодяй. Обрывки исторических сведений подобраны сугубо ради пропаганды этой точки зрения и состоят исключительно из живописания "заслуг" государственных деятелей перед обществом (в действительности, довольно спорных, как минимум) при полном отсутствии каки-либо негативных фактов.
Так что в пропаганде православия нет ничего оригинального. Закон Божий в идеале должен учить как практиковать религиозные ритуалы, а если этого нет, то это "история православия".

идем далее
Я имел ввиду: предсказанный Вами эффект уже наблюдается в ходе многолетней практики преподавания ОПК?

Что бы подтвердить свою точку зрения, я хочу обратиться к нашей совсем недавней истории. Такой предмет, как научный коммунизм, преподавался в ВУЗах в извращенно-упрощенной форме - в виде "истории марксизма-ленинизма" и даже в таком виде вызывал "скрытое,глухое" сопротивление учащихся, так как тотально противоречил современным реалиям. Чем Закончился путь сего славного научного предмета хорошо известно. Та же горькая судьба ожидает и ОПК.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение Семенов В.Д. » Сб ноя 15, 2008 00:41

gogosha писал(а):А Вы читали обычный учебник истории? История России это сугубо пропагандисткий предмет внушающий мысль, что быть патриотом хорошо, нравственно, полезно, а кто не любит Россию, как минимум не может считаться русским, а как максимум вообще негодяй. Обрывки исторических сведений подобраны сугубо ради пропаганды этой точки зрения и состоят исключительно из живописания "заслуг" государственных деятелей перед обществом (в действительности, довольно спорных, как минимум) при полном отсутствии каки-либо негативных фактов.
Во-первых, это не так. Негативных деяний разных государственных деятелей в кусе истории предостаточно. А во-вторых, даже если допустить, что школьный курс истории не является изучением истории, то это никоим образом не доказывает ваш тезис, что ОПК -- это изучение истории.

gogosha писал(а):Так что в пропаганде православия нет ничего оригинального.
Оригинального -- нет. Я о том и писал, что предназначение ОПК/закона божьего -- пропаганда и насаждение православия в детские мозги.

gogosha писал(а):Что бы подтвердить свою точку зрения, я хочу обратиться к нашей совсем недавней истории. Такой предмет, как научный коммунизм, преподавался в ВУЗах в извращенно-упрощенной форме - в виде "истории марксизма-ленинизма" и даже в таком виде вызывал "скрытое,глухое" сопротивление учащихся, так как тотально противоречил современным реалиям. Чем Закончился путь сего славного научного предмета хорошо известно. Та же горькая судьба ожидает и ОПК.
Не надо забывать, что "глухое сопротивление" научный коммунизм встречал не всегда, а в конце советского периода, который продолжался 70 лет. То, что религия обречена в исторической перспективе я не сомневаюсь. Но мы можем и не дожить до этого.
Семенов В.Д.
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: Ср дек 19, 2007 08:32

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение gogosha » Сб ноя 15, 2008 13:49

Но мы можем и не дожить до этого
Уже дожили :) радуйтесь..... откуда у Вас такие фобии? Как будто Вы при монастыре живете и вокруг Вас клерикалы снуют и мешают вам жить
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение gogosha » Ср ноя 26, 2008 17:36

я уже жалею открыл эту тему.. невозможно в двух абзацах объяснить то, что серьезные люди в нескольких книжках описывают.

Чем дольше я размышляю над ОПК, тем крепче уверенность в том, что "ЗАкон Божий" просто уже невозможен как "класс", даже если на это бросят все возможные ресурсы. Светских людей, которые владеют "языком традиции", мыслят "традиционно" - их практически не осталось. "реальный" Закон Божий тупо некому преподавать.... Ничего кроме "истории православия" мы на выходе не получим, какая бы вывеска не висела.

Это даже не тупик, потому как тупик предполагает самостоятельное движение... Это вынос вперед ногами.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение gogosha » Вт июн 09, 2009 10:42

а вот фактический материал к моим тезисам
.Пол Фейерабенд ПРОТИВ МЕТОДА
"Против методологического принуждения"
В кн.: Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986. с.125-467
Feyerabend P.K. Against Method. Outline of an anarchistic theory of knowledge. London, 1975


Однако наука и государство тесно связаны. Огромные суммы отпускаются на улучшение научных идей. .. ... Почти все области науки являются обязательными дисциплинами в наших школах. Хотя родители шестилетнего ребенка имеют право решать, учить ли его начаткам протестантизма или иудаизма либо вообще не давать ему религиозного воспитания, у них нет такой же свободы в отношении науки. Физику, астрономию, историю нужно изучать. Их нельзя заменить магией, астрологией или изучением легенд.

При этом школа не довольствуется лишь историческим изложением физических (астрономических, исторических и т.д.) фактов и принципов. Она не говорит: некоторые люди верили, что Земля обращается вокруг Солнца, а другие считали ее некоторой полой сферой, содержащей Солнце, планеты и неподвижные звезды. А провозглашает: Земля обращается вокруг Солнца, все остальное – глупость.
Наконец, способ, которым мы принимаем или отвергаем научные идеи, совершенно отличен от демократических процедур принятия решений. Мы принимаем научные законы и факты, мы изучаем их в наших школах, делаем их основой важных политических решений, даже не пытаясь поставить их на голосование. Ученые не ставят их на голосование (по крайней мере они так говорят), и, разумеется, их не ставят на голосование рядовые люди. Изредка обсуждаются и ставятся на голосование конкретные предложения. Однако эта процедура не распространяется на общие теории и научные факты. Современное общество является "коперниканским" вовсе не потому, что коперниканство было поставлено на голосование, подвергалось демократическому обсуждению, а затем было принято простым большинством голосов. Общество является "коперниканским" потому, что коперниканцами являются ученые, и потому, что их космологию принимают столь же некритично, как когда-то принимали космологию епископов и кардиналов.


собственно, это подтверждает мой тезис о том, что все школьные предметы являются атеистическими ( то есть научными) по сути и ОПК в таком окружении не жилец. факты говорят о том же - несмотря на все декларации РПЦ 1 сентября 2009 года ОПК как обязательного предмета так и не появится.
Модерн кончился, а мужики и не знают!
Аватара пользователя
gogosha
 
Сообщения: 694
Зарегистрирован: Чт фев 28, 2008 18:41
Откуда: волгоград

Re: Парадигмальные проблемы ОПК

Сообщение Vivekkk » Вс июн 14, 2009 13:17

gogosha писал(а):Для меня очевидно, что главная задача среднего, да и высшего, образования состоит вовсе не в передаче «количественной» информации (2х2=4, температура кипения воды, где находится Караганда и тд). Первичная цель – передача «качественной» информации (материализм, качественно единообразное пространство, линейное время, рационализм, прагматизм, прогресс и историчность и тд).
Странное деление информации - на количественную и качественную. Материализм, рационализм и пр. - это объекты изучения философских наук. Следовательно, для Вас первичная цель образования давать предельно общую и главную информацию о действительности. Однако эта общая информация складывается из частной практики. Познание - это единый и противоречивый процесс, а котором происходит синтез практических знаний и теоретических. Поэтому, думаю, что цель образования - дать максимум знаний по специализации, а цель воспитания - научить мыслить, научить понимать то, что знаешь.

gogosha писал(а):Рационализм – это прежде всего субьективизм - познающее Я, которое в идеале стремится «познать» весь мир. Формальная логика - это стол=стол и никак иначе.
Не совсем понял Вас. Рационализм - это субъективизм? А разве иррационализм - это не "познающее Я"? Не может у разных понятий быть одинаковое определение.

gogosha писал(а):Очевидно, что матрица религиозного представления о мире отрицает рациональное мышление и формальную логику.
Если я правильно понимаю смысл слов, которые Вы употребляете (для начала надо было дать определения понятий, которыми Вы оперируете), то религия бывает очень рациональной (до схоластики). Католицизм, протестантизм, индуизм - довольно рациональные религии, в которых разум имеет большой потенциал для познания Бога. Православие, ислам (особенно суфизм) сильны своим иррационализмом. Разум в них не имеет ценности, он - дитя Сатаны, дверь, в которую входят смертные грехи и соблазны. Познание Бога возможно только интуитивно, в откровении по воле самого Бога.

gogosha писал(а):Поэтому при параллельном преподавании ОПК в средней школе возникнет неосознаваемый конфликт между двумя типами мышления. Неравенство противоборствующих сил налицо, грамотный ребенок это уже практически атеист.
Это неминуемо. Научное мышление, которое является основанием в преподавании школьных предметов отрицает религиозное мышление, которое является основой преподавания ОПК.

gogosha писал(а):Но на поверхности мы увидим лишь результаты этих неразрешимых противоречий: ОПК будет запрещен под любыми предлогами - нарушение прав на свободу вероисповедания, «ненаучность», экстремизм, «неисторичность», аморальность (!).
И слава Богу! Введение ОПК в курс преподавания предметов в средней и высшей школе является абсурдом. Ясное дело, что биология (тем более эволюционная), история (объективная и беспристрастная), психология будут давать знания, которые будут отрицать догматы ОПК (скажем, шестидневное творение Земли, человека и эволюционное происхождение видов).

gogosha писал(а):Ситуация с ОПК патовая. Это прямо или косвенно признают все высшие иерархи РПЦ. Вводить ОПК плохо, не вводить тоже ужасно. И не понятно, что угробит РПЦ раньше – действие или бездействие.
Почему ужасно? Зачем вообще нужна эта РПЦ? Было бы лучше, если бы любые церкви и религии разваливались и исчезли как атавизм современного мышления.
"...Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное". Луций Анней Сенека (ок. I до н.э.-65 н.э.).
Аватара пользователя
Vivekkk
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: Чт июл 10, 2008 02:00

След.

Вернуться в Религия и образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1