Форум портала "Наука и религии мира"

Православие приходит в школы

Экспансия религии в сферу народного образования

Сообщение Игнатья » Вт янв 15, 2008 14:51

zlikanna писал(а):Это прежде всего будет зависеть от того, в каких классах это хотят вводить! И вот как раз таки КТО будет выбирать направление: ребенок или родители!

В лучшем случае -- родители. Скорее всего -- чиновники.
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20

Сообщение DmitryS » Ср янв 16, 2008 08:07

Вот, наткнулся на материал.

ОПК в таком виде нам не нужны
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" .
Аватара пользователя
DmitryS
Администратор
 
Сообщения: 1418
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 08:32
Откуда: Новосибирск

Сообщение DmitryS » Ср янв 30, 2008 14:41

Москва, 30 января 2008 г.

"Основы православной культуры" введут в обязательном порядке во всех школах Пензенской области, заявил архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет.

Также, по словам владыки, в ближайшее время региональные электронные СМИ начнут широкомасштабную кампанию, которая позволит укрепить позиции православной веры и увеличить количество ее новых приверженцев, цитирует ИНТЕРФАКС самарский выпуск "Коммерсанта".

Правящий архиерей региона рассказал, что школьный курс православия будет адаптирован под возможности современных школьников. Учебник будет разделен на две части: "История православной церкви России" и "История государства Российского от крещения Руси до наших дней".

"Я думаю, что, в отличие от светских учебников, в наших будет все выдержано с точки зрения политики и идеологии - так, чтобы дети смогли получить самые необходимые знания о своей стране и своей Церкви", - заявил он.

Самая сложная проблема, на которую указал архиепископ Филарет в связи с изменением школьной программы, это отсутствие квалифицированных преподавательских кадров. Сначала, по его словам, можно будет рассчитывать лишь на силы тех учителей, которые успели пройти обучение в Троице-Сергиевой лавре. Затем на базе двух пензенских университетов - Пензенского государственного и Пензенского государственного педагогического - будут созданы факультеты теологии и христианской педагогики.

В настоящий момент между местной епархией и администрацией вузов ведутся переговоры.

Между тем, как пояснили в Минобразования РФ, новые учебные предметы действительно добавятся, но родителям дадут возможность самостоятельно выбирать, к какой религии будет приобщаться их ребенок.

Ранее в одном из сел Пензенской области несколько десятков людей замуровали себя в землянке, стремясь таким образом спастись от конца света, который, как они полагают, произойдет в мае 2008 года. С ноября 2007 года там находятся 35 сектантов, в том числе четверо детей.


http://www.pravoslavie.ru/news/080130112855
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" .
Аватара пользователя
DmitryS
Администратор
 
Сообщения: 1418
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 08:32
Откуда: Новосибирск

Сообщение DmitryS » Чт янв 31, 2008 14:13

В ШКОЛАХ ПРИДНЕСТРОВЬЯ БУДУТ ИЗУЧАТЬ ОПК

Тирасполь, 31 января 2008 г.

С 1 сентября 2008 года в учреждениях общего образования введут в качестве эксперимента факультативный курс «Основы православной культуры».

Как передает «Новый Регион», такое решение принято сегодня Советом по образованию министерства просвещения Приднестровья. Во всех районах, а также в Тирасполе и Бендерах определены 13 школ, в которых учащиеся по желанию родителей будут изучать новый предмет.


http://www.pravoslavie.ru/news/080131113725

Ну, тут хоть факультативно.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" .
Аватара пользователя
DmitryS
Администратор
 
Сообщения: 1418
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 08:32
Откуда: Новосибирск

Сообщение Aibek » Сб фев 02, 2008 20:37

"Основы православной культуры" в школах России, по мнению священника, должны преподаваться два часа в неделю в рамках обязательной нагрузки как часть новой образовательной области "Духовно-нравственная культура" с 1 по 11 классы.

http://www.rambler.ru/news/culture/reli ... 14153.html

Совершенно ясно, что название ОПК точнее, чем ДНК
Человеческое выше учреждений, наций, партий, конфессий, убеждений... http://www.odinvopros.ru/sel.php?id=882&view=1&return=3
Аватара пользователя
Aibek
 
Сообщения: 111
Зарегистрирован: Сб янв 12, 2008 22:21

Re:

Сообщение Atmel » Пн янв 04, 2010 18:03

zlikanna писал(а):А кто нибудь знает на какой литературе будет это все преподаваться? учебники? Это все разрабатывается? Кем? и пр. Вот вся эта учебная база какой коллегией и в каком составе будет подготавливаться?

Похоже, все уже начинает вырисовываться.

Изображение

Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов к учебному курсу основ православной культуры для средней школы, собравшись 28 декабря в храме Христа Спасителя под председательством патриарха Кирилла, одобрил книгу, представленную авторским коллективом под руководством профессора Московской духовной академии и семинарии протодиакона Андрея Кураева. Несмотря на ряд замечаний, работа группы отца Андрея понравилась как представителям РПЦ, так и педагогическому сообществу. Патриарх подчеркнул, что авторам удалось учесть наказы, которые он давал.
«Первый заключался в том, чтобы на основе религиозной традиции была ясно вычленена и представлена система основополагающих нравственных ценностей, проистекающих из христианства, но изложенных применительно к современной жизни. Второе задание, которое было мною дано, — это исключение всякой полемики с носителями других традиционных взглядов. Для того чтобы научить детей, которые являются носителями разных мировоззрений, жить вместе, трудиться вместе, служить общему благу, мы должны исключить всякую полемику в наших учебных курсах», — пояснил предстоятель.

Днем позже на пресс-конференции, состоявшейся после презентации нового официального сайта отдела религиозного образования и катехизации РПЦ http://www.otdelro.ru, свою оценку учебнику Кураева дал председатель отдела, епископ Зарайский Меркурий. На его взгляд, это «удачное учебное пособие, которое не оставит равнодушными детей и будет интересно их родителям». Владыка Меркурий отметил, что проект Кураева наряду с альтернативным, написанным коллективом под руководством доктора педагогических наук Людмилы Шевченко, регулярно обсуждался в отделе. В результате представленный на редакционный совет вариант прошел «тщательную многократную методическую, богословскую, психологическую, педагогическую и практическую экспертизу».

Но и эта редакция еще не окончательная. Редакционный совет поручил рабочей группе во главе с протодиаконом Андрея Кураева учесть и внести в текст учебного пособия замечания и предложения членов редакционного совета.

Следующий этап обсуждения назначен на 12 января. Тогда состоится совещание координационного совета, где свои наработки представят все конфессии, участвующие в эксперименте. Как сообщил владыка Меркурий, предварительные тексты учебных пособий членам этого совета уже разосланы.

По распоряжению главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, к началу преподавания в школах нового предмета помимо учебника должны быть готовы методички для учителей и методическое письмо департамента образования, разъясняющее суть предмета и правила его преподавания. Книгу для учителей, предложенную Российской академией образования, отдел образования и катехизации «забраковал». По мнению руководителя синодального отдела, это был скорее «религиозно-атеистический справочник».

«Мы отказались от идеи в пожарном порядке писать полную книгу для учителя. В перспективе она, конечно, будет. Пока же к каждому пособию готовится методичка. В ней будут ссылки на литературу, рекомендации — как проводить урок, с чего начинать, какие задания давать», — пояснил владыка Меркурий.

Что касается проблемы обеспечения педагогическими кадрами предмета, который никогда не преподавался в школах, РПЦ готова со своей стороны оказать помощь. На сегодняшний день предполагается следующая схема. Минобрнауки берет на себя подготовку так называемых тьюторов – наставников и кураторов для учителей общеобразовательных школ. Но, по словам владыки Меркурия, в обучении самих тьюторов примут участие в том числе авторы учебных пособий, представители духовных академий и семинарий. Глава синодального отдела сообщил, что «есть договоренность о сотрудничестве на уровне методических кабинетов».

(Патриарх одобрил учебник для школы)


Ну а вот что из себя представляет "одобренный патриархом" учебник (написанный, кстати, диаконом всея Руси Кураевым):

Структура

Курс «Основы православной культуры» предусматривает 33 урока (по два академических часа в неделю в течение второго полугодия 4−го класса и первого полугодия 5−го класса). 29 уроков прописаны в учебнике. Остальные учитель использует для разъяснения курса и итоговой проверки знаний.

Первые 16 уроков приходятся на четвертый класс. Эту часть вполне можно назвать введением в православие. Каждый урок посвящен основным понятиям веры: Библия, Христос и его крест, Пасха, покаяние, храм, икона, заповеди. Несколько уроков посвящены понятиям «милосердие», «совесть», один из уроков отведен под разговор «О сплетниках», еще один рассказывает о языке жестов, который используют глухонемые в церкви. В учебнике раскрываются общечеловеческие принципы морали и поведения, которые, по идее, должны воспитывать в детях родители. Правда, согласно названию курса, они рассматриваются через призму православной веры.
Ученику в начале каждого занятия сначала предлагается подумать самостоятельно, например, почему люди иногда говорят «Слава богу!» или «О боже!» (урок № 1 «Бог»). Затем в доступной форме разъясняется предмет урока. Первый урок, в частности, содержит историю о мальчике Ване, спасшем котенка от стаи бродячих собак. Мальчик оказывается единственным верующим в Бога ребенком в классе, и заинтересованные одноклассники пытаются узнать у взрослых: «Что такое Бог?». Первым, кто отвечает на этот вопрос, оказывается преподаватель физики. Видимо, его появлением решается проблема соотношения религии и науки, которая может возникнуть у четвероклассников.

Каждый урок учебника включает «Копилку знаний» – врезки с дополнительной информацией по теме – это и факты из истории, рассказ о происхождении и значении слов (например, «Ликование. Корень «лик». Слово пришло к нам от древних готов (это не современная молодежная мода, а древний народ). У них оно означало танец. Ликование – это вершина радости… Смысл православия и состоит в том, чтобы возвести человека к такому состоянию, когда Бог становится для него очевидностью»), выдержки из Библии, стихотворения (Михаил Лермонтов, Александр Солодовников, неизвестная монахиня Новодевичьего монастыря).

Завершается урок проверочными вопросами и предложением: «Сядем в кружок». Например, урок № 2 «Православие» предлагает ученику в числе прочего выбрать правильный вариант в вопросе: «Главное сокровище России – это ее леса, нефть, машины, алмазы, люди». «Основы православной культуры» учат ребенка, что в данном случае верный ответ может быть только один – «Люди». В рубрике «Сядем в кружок» школьникам предлагается обсудить то, о чем они узнали на уроке.

Вторая часть курса – пятый класс. Здесь для уже подготовленных 4−м классом учеников излагаются необходимые для православного человека знания: как христианство пришло на Русь, отношение христиан к природе, к семье, войне («Знаете ли вы войны, где вместе против общих недругов сражались христиане, мусульмане, буддисты, татары, калмыки, русские?»), труду. Дается ответ на вопрос: «Зачем творить добро?». И, наконец, разъясняются заповеди, Божий суд («Люди всех религий согласны в том, что тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полет. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом»), существование монастырей и понятие литургии. В конце учебника приводятся темы для исследовательских работ и сочинений, а также текстовые задания по курсу.
Ближе к детям

Учебник написан доступным для ученика младших классов языком и в приближенной к реалиям современных детей форме. Наряду с классической «Снежной королевой» и советским Чебурашкой (его вспоминают из-за неудачной песенки со словами «Если мы обидели кого-то зря, календарь закроет этот лист…») в учебнике есть отсылки к «Хроникам Нарнии» и «Властелину колец»; невидимость души сравнивается с невидимостью телевизионной передачи без телевизора; а в уроке № 9 автор проводит параллели с игрой в компьютерную «стрелялку»: «Если ты с совестью не согласишься – превратишься в робота, движениями и мечтами которого стал управлять твой же компьютер».

Впрочем, иногда стремление автора быть крайне осторожным в формулировках приводит к не самым удачным умозаключениям. «Если у вас дома есть собака, а к вам пришел незнакомый человек – посмотрите, сможет ли он наладить добрые отношения с вашим зверем. По реакции собаки на него вы поймете – добрый человек зашел к вам или же просто умный», — пишет Кураев в уроке об отношении к природе. А в уроке «Заповеди блаженств», по сути, утверждается возможность лжи во благо: «Вот три подружки… дадим им имена Сьюзанн, Энн и Эмили. Сьюзанн и Эмили поссорились. Через несколько дней Сьюзанн встречается с Энн. Энн рассказывает ей, что вчера виделась с Эмили. – «Да? И что же эта дрянная девчонка тебе про меня сказала?»… В этой ситуации лучше соврать. Лучше придумать несуществующий добрый отзыв Эмили о Сьюзанн, нежели с точностью диктофона воспроизвести реально сказанные дурные слова. Лучше, если Энн скажет: «Эмили так переживает ваш разрыв! Она так хочет с тобой помириться и снова дружить с тобою!».

Несколько странным для христианской морали кажется и утверждение мира с позиции силы: «…Удивительно, но сегодня в Сарове, городе, выросшем вокруг монастыря, где жил святой Серафим, находится завод, работающий с ядерным оружием. Это завод был построен вскоре после окончания Великой Отечественной войны (и через сто лет после кончины святого Серафима). Недруги России, зная, что у нас есть атомные бомбы, боятся нападать на нашу страну, и потому уже более шестидесяти лет мы живем в мире» (урок № 13 «О сплетниках»).

В то же время в новом учебнике корректно прописаны отсылки к другим существующим в России конфессиям и атеизму. Отдельного урока, разъясняющего существование наравне с православием других религий, курс не предусматривает, но учебник, во-первых, предполагает, что школьник не является верующим (или, лучше сказать, «практикующим православным») априори, и, во-вторых, у ученика, изучающего «Основы православной культуры», существуют одноклассники, который могут заниматься по другим курсам «Духовно-нравственной культуры». Школьникам время от времени предлагается «заглянуть в учебник к одноклассникам, изучающим основы светской этики», спросить у одноклассников-мусульман, что такое Коран, расспросить у иудеев об Иерусалиме, а у буддистов – знакома ли им история о царевиче, который стал монахом.
Реализация

В целом учебник производит хорошее впечатление. Видимо, поэтому не вызывает нареканий даже упрощенная история крещения Руси – романтическая история о том, как послы киевского князя, посетив храм святой Софии в Константинополе, были поражены («Мы не знали, где мы находимся – на небе или на земле!»), завершающаяся словами: «И князь Владимир решил принять православие». Политические аспекты этого события школьники узнаю позднее.

Но очевидно, что очень многое будет зависеть от преподавателей, которым предстоит вести этот курс. У Минобрнауки нет четкой позиции, что это должен быть именно историк. Будущим учителям религиозной культуры в любом случае придется пройти специальную подготовку. В том числе изучить курс «Основы религиозных культур и светской этики» — учебник по этому курсу уже разработан.

(«Основы православной культуры» через современные реалии)
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Пред.

Вернуться в Религия и образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4