Тысячи лет личность растаптывалась, и это продолжается под флагом "духовного возрождения", смирения перед иерархами. Я думаю, что множество определений бога, которые дают теисты, возвращаются всё к тем же сущностям (фразы в толстовском и апостола Павла духе «бог есть любовь» и пр.), что есть и до понятия бога, и введение нового понятия затуманивает представление человека о мире и о себе, в конечном итоге отчуждает собственно человеческие качества от самого человека. Ту же самую любовь и ту же самую совесть человек верующий воспринимает отчуждённо, как данную свыше. Поэтому верующий склонен к авторитарной совести.
Различия между авторитарной и гуманитарной совестью выявил, в частности, Эрих Фромм: «Употребление термина «авторитарная совесть»; применительно к нашей культуре может удивить читателя, поскольку мы привыкли считать авторитарную установку характерной лишь для авторитарных недемократических культур; но такой взгляд недооценивает силу авторитарных элементов, особенно роль анонимного авторитета, действующего в современной семье и обществе... ....предписания авторитарной совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а исключительно тем фактом, что ее повеления и запреты заданы авторитетами. Если эти нормы окажутся хорошими, совесть будет направлять человеческие поступки к добру. Однако, эти нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. Будучи плохими, они все равно становятся частью совести...»; Эрих Фромм «Человек для себя»
http://improvement.ru/discus/messages/1 ... 1166274567 http://humanus.site3k.net/psiho/fromm/f ... index.html
Что и наблюдается в истории религиозных конфликтов. Антисемитизм, разновидность нацксенофобии, неофициально поддерживается церковью, отсюда, ещё и из-за этого, рост общей ксенофобии.
Эрих Фромм «Человек для себя» (18-я библиотека в кармане):
«предписания авторитарной совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а исключительно тем фактом, что ее повеления и запреты заданы авторитетами. Если эти нормы окажутся хорошими, совесть будет направлять человеческие поступки к добру. Однако, эти нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. Будучи плохими, они все равно становятся частью совести. Долг признания превосходства авторитета влечет за собой определенные запреты. Самым главным из них является табу на чувство равенства или на способность стать когда-либо равным авторитету, поскольку это противоречило бы безоговорочному его превосходству и уникальности. Действительным грехом Адама и Евы, как уже указывалось, была попытка уподобиться Богу; и в наказание за это притязание и одновременно для устранения возможности его повторения они были изгнаны из Эдемского сада. В авторитарных системах авторитет поставлен в положение, принципиально отличное от положения подчиненных ему людей. Он обладатель качеств, не достижимых для кого бы то ни было: магической власти, мудрости, силы, в чем ни один из людей не может с ним даже сравниться. Каковы бы ни были прерогативы авторитета, будь он владыкой Вселенной или единственным вождем, посланным судьбой, принципиальное неравенство между ним и любым из людей -- это основной догмат авторитарной совести. Один особенно важный аспект уникальности авторитета составляет его привилегия быть тем единственным, кто не подчиняется чужой воле, а кто сам волит; кто является не средством, а самоцелью: кто творит, а не сотворен. При авторитарной ориентации волеизъявление и творение -- это привилегия авторитета. Те, кто подчинен ему, служат средствами для его целей и, соответственно, они -- его собственность, которой он пользуется в своих целях. Верховная власть авторитета ставится под сомнение при попытке творения перестать быть вещью и стать творцом.
Б. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОВЕСТЬ Гуманистическая совесть -- это не интериоризованный голос авторитета, которому мы жаждем угодить и чьего неудовольствия страшимся; это наш собственный голос, данный каждому человеческому существу и не зависимый от внешних санкций и поощрений. Какова природа этого голоса? Почему мы слышим его и почему можем стать глухи к нему? Гуманистическая совесть -- это реакция всей нашей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового; реакция не на функционирование той или иной способности, а на всю совокупность способностей, определяющих наше человеческое и индивидуальное существование. Совесть оценивает исполнение нами человеческого назначения; она является (на что указывает корень слова со-весть) вестью в нас, вестью о нашем относительном успехе или о поражении в искусстве жизни. Но хотя совесть и является вестью, знанием, она нечто большее, чем просто знание в сфере абстрактного мышления. Она обладает эмоциональной силой, поскольку является реакцией всей нашей личности в целом, а не реакцией одного лишь ума. Более того, нам нет необходимости осознавать то, что говорит нам наша совесть, чтобы следовать ее велениям. »
Скачать книгу Эриха Фромма, замечательного психолога, атеиста, можно здесь:
http://book.studentport.ru/card.php?id_book=23985