Форум портала "Наука и религии мира"

Разница в представлениях о посмертном мире на Ближнем Восток

Разница в представлениях о посмертном мире на Ближнем Восток

Сообщение Atmel » Ср фев 09, 2011 12:43

В Египте верили в существование мира мертвых и представляли его прекрасной светлой страной. Фараон уходит в область северных звезд, где вечно блаженствует его БА, вельможа получает от фараона посмертный Мир-Двойник, простой человек удостаивается следующей жизни, если купил Книгу Мертвых. Эта книга подготавливает его к суду Осириса. Человек попадает в мир мертвых после суда, если он не нарушал закон. Грешник просто съедается Пожирательницей и посмертной жизни лишается.

В Месопотамии полагали, что мир мертвых находится под землей, там мрачно и сыро, нет ни еды, ни питья. Кормить мертвых должны родственники. Голодные мертвецы превращаются в злых болезнетворных духов и выходят из-под земли мстить живым всякими болезнями. В мире мертвых одинаково плохо и царям, и простым людям, и даже временно попадающим туда богам. Он абсолютно безрадостен.

Представление о посмертной жизни существенно влияло на отношение народов Древнего Востока к периодам кризисов. Египтяне старались уйти от неприятностей на тот свет, звали смерть и даже хотели покончить с собой. А шумеры и вавилоняне держались до последнего, понимая, что следующая жизнь гораздо хуже предыдущей и никакого выхода из нее нет.

- А считался ли у египтян самовольный уход из жизни грехом?

Да. В этом случае БА человека не возносилось к небу, а попадало вместе с телом в могилу. Поэтому БА было против самоубийства. Об этом есть текст "Разговор разочарованного со своим БА". И составлен он в Первый переходный период, в самый разгар кризиса.

(Проф. В.Емельянов)

Пояснение.
БА, в древнеегипетской религии один из элементов, наряду с ка и ах, именем, тенью, физическим телом и аху составляющих человеческую сущность. Представления о ба в наибольшей степени соответствуют принятым у христиан. Ба — духовная сущность, придающая уникальный характер личности. Первоначально мыслился как воплощение могущества богов и фараонов, являясь только их атрибутом; понятию ба соответствовал знак аиста. Позже представлялся в виде ястреба с человеческой головой, парящего над мумиями и царей, и простолюдинов. Фараон мог представляться как ба божества и одно божество могло быть ба другого. В гробницах часто делали узкие коридоры для посещения ба: оставаясь в полном единстве с умершим, он способен отделиться от человека и перемещаться, сопутствуя ему в загробном мире. Ба могли иметь не только люди, но и города.
(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

До последних веков иудаизма яхвизм разделял общесемитские представления о загробном мире ("шеоле").

Полный аналог есть в китайских народных верованиях. Но согласно китайским представлениям, духи родственников принимают жертвы только из рук прямого потомка по мужской линии. Именно поэтому для китайцев так важно было иметь сыновей. Даже распространение буддизма не смогло решительно на это повлиять, хотя праздник "кормления голодных духов" отмечается весьма широко и поныне.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Вернуться в Другие культы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1