В связи с юбилеем Гоголя и православной истерики по этому поводу возникла мысль обсудить так называемых «христианских» писателей. Почти все классические писатели России 19 века у нас неожиданно оказались «православными», ибо пишут о проблемах православной духовности, соответственно учат (возрождают) эту самую христианскую духовность. Кстати, православные апологеты постоянно сами путаются как в понятии самой духовности так и в результате деятельности этих писателей – то ли учат, то ли возрождают, то ли просто описывают современность.
Мой первый вводный тезис заключается в том, что сам факт существования художественной литературы говорит уже о глубоком религиозном кризисе в стране. Художественная литература по умолчанию описывает события никак напрямую с религиозной жизнью не связанные. То есть уже существует огромный пласт общественной жизни, который существует без оглядки на Библию, Церковь, религиозные традиции.
Например, «Евгений Онегин» не мог быть написан в 17 веке, так как вся добрачная и семейная жизнь жестко регламентировалась Церковью и ситуаций, которые описываются в романе, просто быть не могло чисто технически.
Сюжет «Преступления и наказания» закручен в большом городе, которого в 17 веке просто не было, не было «старушек-процентщиц», так как дача денег в рост каралась отлучением от Церкви, да и деньги фактически отсутствовали в обороте и тд и тп.
Таким образом, классическая литература описывает проблематику религиозного упадка и косвенно или открыто предлагает возвратиться к исконно православным ценностям. Так как Достоевский призывает нас повернуться лицом к Богу, вполне логично называть его православным писателем. Но я считаю, что это формальный подход, который не учитывает некоторых существенных обстоятельств.
Мой второй тезис заключается в том, что описание проблемной ситуации без ее последующего реального, тотального решения приводит только к ухудшению проблемы. Например, постоянное упоминание о терактах в СМИ не привело к уменьшению таких преступлений, а наоборот только увеличило. Или Просмотр передачи ДОМ -2, которая, напоминаю, призывает построить любовь и семью, как известно приводит как раз к развалу семьи.
Как известно, Библия или Жития Святых предполагают только один путь для грешника – смерть, мгновенную или отсроченную. Художественная «православная» литература держится только на одном – человек приходит к праведности только через грех, причем без всяких угроз и последствий со стороны Церкви, в крайнем случае, у него всегда есть возможность покаяться и «откатится» на исходное праведное состояние с минимальными потерями.
Слово – произнесенное, написанное, показанное – это всегда руководство к действию. То есть, вся так называемая «православная» литература в этом смысле может рассматриваться как сборник «рекомендуемых» и «безопасных» сценариев греховной жизни.
Таким образом, на самом деле на свой основной вопрос- «тварь я дрожащая или право имею?», Достоевский дает однозначный ответ: «право имеешь»