Форум портала "Наука и религии мира"

"Двоесловие/Диалог" Примирение?

Обсуждение проявлений религии и атеизма в культуре, искусстве, литературе и т.д.

"Двоесловие/Диалог" Примирение?

Сообщение Игнатья » Вт июн 08, 2010 19:56

"Двоесловие/Диалог" – первая в России выставка современного искусства в православном храме 2010-06-03

ВЫСТАВКА «Двоесловие/Диалог» – первая в России выставка современного искусства в православном храме – открылась в Москве и стала «меморандумом о намерениях» найти общий язык между современной культурной и церковными традициями. Экспозиция, в которой живопись, фото- и видеопроекты, открылась в притворе храма Святой Татьяны при МГУ. Выставка проходит не в самом храме, а в помещении, соседствующем с храмом. На церковном языке его можно назвать притвором, а на языке светском – актовым залом. Для первой выставки привлечены несколько известных современных художников, в работах которых богословская тематика прослеживается ясно и вместе с тем сочетается с современным актуальным живым художественным языком. Были отклонены излишне эпатажные работы, а также было отказано в участии некоторым художникам, за которыми в прошлом закрепилась репутация противников христианских ценностей и традиций. Выставка продлится до 14 июня.
http://www.ng.ru/culture/2010-06-03/8_expo.html

В храме выставили продукты творческой деятельности «актуальных художников» 02/06/2010 - 23:47.

В притворе храма святой Татианы при МГУ на Моховой открылась выставка актуального искусства «Двоесловие/Диалог», которая, по замыслу её организаторов и кураторов, призвана наладить диалог между православными верующими и Русской Церковью с одной стороны и современными «мастерами культуры» — с другой.

Выставка, на которой будут представлены «труды» Никиты Алексеева, Дмитрия Врубеля, Виктории Тимофеевой, Константина Звездочетова, группы «Синий суп», Андрея Филиппова и Гора Чахала, будет включать в себя также круглый стол с участием представителей духовенства, художественного сообщества и критиков.

«Думаю, что эта выставка будет в каком-то смысле меморандумом о намерениях нахождения языка общения, наведения мостов», — цитирует РИА «Новости» слова настоятеля храма святой Татианы протоиерея Максима Козлова.

А вот какими словами отец Максим прокомментировал критерии отбора: «Конечно, не могло быть моментов, эпатирующих по отношению к высоким религиозным смыслам. И второе: мы, конечно, не могли допустить, чтобы здесь были выставлены работы художников, слишком отягощенных бэкграундом, если основной объем их работ очевидно диссонирует с традиционными ценностями».

Однако один из кураторов выставки, диакон Фёдор Котрелев, придумавший этот проект вместе с Гором Чахалом, выразил опасение, что экспозиция может вызвать недовольство прихожан.

«Мы уже предполагаем, какие произведения вызовут нарекания, — сообщил отец Фёдор. — Например, картины Дмитрия Врубеля с подписями из Нового Завета. Есть работа "Портрет блудницы", на которой изображена молодая бомжиха с фингалом, и к ней — цитата: "Женщина, не нашлось никого, кто обвинил бы тебя"».

В то же время диакон выразил чрезвычайное удовлетворение тем фактом, что патриарх Кирилл, осмотревший экспозицию ещё до открытия, не запретил проведение выставки, при этом не благословив её.

При этом отец Фёдор признался, что организаторы выставки старались на всякий случай перестраховываться, опасаясь резких реакций консервативно настроенной паствы, «а хотелось бы выставить больше и более острых работ».

В свою очередь, известный галераст Марат Гельман заверил РИА «Новости», что участников выставки «не закидают помидорами».

«Эта выставка — очень важный прецедент, так как современному искусству и Церкви очень непросто взаимодействовать. Мы все боимся, что какой-нибудь идиот сорвет этот непростой диалог», — сообщил Гельман, добавив, что конфликты часто случаются из-за того, что «мракобесы нападают на художников, прикрываясь Церковью». Вдобавок он признался, что планирует провести похожий эксперимент в Перми.

Высказался по поводу выставки и бывший завотдела новейших течений Третьяковской галереи Андрей Ерофеев, заявивший, что намечающийся диалог якобы очень нужен и важен для творческого союза Церкви и актуального искусства.

«Хочется верить, что в скором времени архитектор Евгений Асс построит храм в стиле минимализма, который распишет в духе new wave Гоша Острецов», — добавил бывший завотдела.

Напомним, в своё время Ерофеев вместе с бывшим же директором Музея имени Сахарова Юрием Самодуровым организовал богохульную выставку «Запретное искусство — 2006». Общественная организация «Народный собор» подала на Самодурова и Ерофеева в суд по обвинению в оскорблении чувств верующих, возбуждении ненависти и вражды, а также в унижении человеческого достоинства с использованием своего служебного положения (пункт "б" части 2 статьи 282 УК РФ). Однако процесс по делу богохульников по «русской статье» продолжается до сих пор и, судя по всему, никакого наказания они не понесут.

Кстати, группа «Синий суп», чьё «творчество» выставляется сейчас в храме св. Татианы, являлась участником ещё одной выставки, оскорбившей чувства верующих; она прошла в 1993 году и называлась «Осторожно, религия!». Как отметил настоятель храма протоиерей Максим Козлов, участие «Синего супа» в новом проект символизирует христианское всепрощение, сообщают «Вести».
http://www.rus-obr.ru/days/6811

современное искусство

В церкви Св. Татьяны при Московском университете открылась выставка "Двоесловие/Диалог" — работы художников, развивающих тему современного христианства. В том, что диалог состоялся, убедилась МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА.

Выставка, строго говоря, проходит не в самом храме, а в обширном притворе, похожем на актовый зал, где обычно проходят детские праздники, концерты и занятия. О том, что выставка состоится, стало известно еще в начале весны. Художник Гор Чахал, главный организатор, сообщал о процессе подготовки в своем блоге. Кроме него самого, в выставке приняли участие художники Никита Алексеев, Кирилл Асс, Татьяна Баданина, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочетов, Владимир Куприянов, Александр Сигутин, Андрей Филиппов и группа "Синий суп".

Для храма Св. Татьяны работы выбраны в основном нейтральные, хотя "Евангельский проект" Врубеля и Тимофеевой, несколько картин из которого участвуют в выставке, в свое время называли чуть ли не экстремистским. Кураторам, среди которых настоятель храма протоиерей Максим Козлов, хотелось избежать противоречия в толковании выставки — главная идея здесь в том, чтобы показать, как современные художники позитивно развивают тему христианства в искусстве. Самые острые и эпатажные работы на выставку не взяли, а Гор Чахал без обиняков написал, что "было отказано в участии некоторым художникам, за которыми в прошлом закрепилась репутация противников христианских ценностей и традиций". [Ранее на http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1320356 было сказано: При этом другие, более известные, участники все того же проекта — Олег Кулик и Авдей Тер-Оганьян — были названы настоятелем храма художниками с эпатирующим прошлым. Для налаживания взаимоотношений между церковью и современным искусством их не позвали, испугавшись, видимо, что они решат повторить перформансы прошлых лет: первый явится в ошейнике, а второй захватит с собой топор.] Зато прекрасно вписалась в сдержанный ампирный интерьер яркая работа Константина Звездочетова "Вы знаете как это назвать" в виде разноцветного храма, стоящего на горе яблок, или работа Кирилла Асса 1999 года, где купол планетария обернут тканью с надписью "ХВ" и уподоблен пасхальному яйцу. Владимир Куприянов выставил фотографии древнерусских фресок Страшного суда под названием "Среднерусская античность" — как напоминание о религиозном происхождении любого искусства.

Диалог с церковью — это смелый шаг со стороны организаторов, ведь над их коллегами, кураторами выставки "Запретное искусство" Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым до сих пор идет суд, их обвиняют в разжигании национальной и религиозной вражды. Выставка "Двоесловие/Диалог" — это перемирие на нейтральной территории, в университетском храме, который изначально был театром, затем храмом, в советское время был вновь переделан в театр, а в 90-е был передан церкви. По словам Гора Чахала, ему давно хотелось устроить выставку современного искусства на религиозную тему, но все никак не получалось — и вот теперь он нашел единомышленника в лице настоятеля храма священника Максима Козлова, известного религиозного публициста и ученого.

Благодаря ему лично и его пастве, которую составляют по большей части люди университетские, выставка была больше похожа на встречу воскресной школы после праздничной службы, чем на вернисаж. Пасхального ощущения добавляли большие пироги, расставленные вместе с вином для угощения на длинном столе. Это лишний раз подчеркивало, что цель именно этой выставки вовсе не художественная, а истинно миротворческая.
http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=1379744
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20

Вернуться в Религия и атеизм в культуре и искусстве

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3