Форум портала "Наука и религии мира"

Ваххабитский ислам в Саудовской Аравии меняется

Ваххабитский ислам в Саудовской Аравии меняется

Сообщение Atmel » Вс ноя 19, 2017 17:07

В конце 30-х годов на Аравийском полуострове в пустыне нашли нефть. Ее оказалось не просто много, а несметно много, и располагалась она очень близко к поверхности, что удобно для добычи. С тех пор нищие кочевники аравийцы стали богатеть не по дням, а по часам. И богатели они до последних лет, когда развитые европейские страны и США стали все успешнее осваивать энергосберегающие технологии. Век нефти и газа стал заканчиваться. Если раньше саудовские принцы и короли тратили на поддержку исламских террористов по всему миру деньги не считая, то ныне более мыслящие стали понимать, что все это когда-нибудь кончится. И стали разворачиваться в сторону научно-технического прогресса, а политически стали ощущать потребность в приближении к политической модели Запада.
И вот чем это продолжается - читайте статью

Приход к власти принца Мухаммеда - конец исламизма?

Около 1744 г. вождь Мухаммед ибн Сауд сформировал союз с ультраконсервативным проповедником по имени Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаби создал первое монархическое государство на Аравийском полуострове. С одной стороны, это была семья Сауда, которая управляла страной по праву преемственности, с другой стороны, это был ваххабизм, ультрапуританская версия ислама, которую он назвал оригинальным исламом.

Но ваххабизм – это одна из матриц глобального джихадизма сегодня: идеологический и финансовый источник власти исламистов, объединяющий их фундаменталистские мечети, телевизионные сети и различные политические партии во всем мусульманском мире. Саудовская Аравия кормит руку, которая убивает ее.

Запад пострадал достаточно от исламистского терроризма, чтобы полностью оценить меру этой угрозы. Даже когда руководство Саудовской Аравии улыбалось своим западным коллегам, они принимали тех, кто проповедует джихад сотням тысяч людей, собравшихся в Мекке на ежегодное паломничество.

Сегодня назрела необходимость реформ Саудовской Аравии. В то же время они в каком-то смысле невозможны. Каким образом сможет выжить королевская семья, отказавшись от поддержки духовенства, остановив финансирование фундаменталистских сетей и не дав ничего, кроме нескольких революций в отношении социальных прав? На кону стабильность королевства и, как следствие, стабильность всего региона.

Появление "железного принца" Мухаммеда бин Салмана, 32-летнего наследника престола, предполагает, что решение саудовской проблемы возможно. Молодой, энергичный, воспринимаемый всеми как реформатор кронпринц успел себя проявить, с тех пор как его отец выдвинул его на передний план политической арены около двух лет назад. Он предлагает перейти к новой экономической модели, предполагающей уход от зависимости от нефтяных доходов и разработку различных мегапроектов, а также развитие туризма.

Принц даже хочет попробовать немыслимое: предоставить женщинам право ездить или посещать спортивные стадионы, открыть кинотеатры и прежде всего оказать давление на духовенство и объявить о пересмотре великих канонов мусульманской ортодоксии, включая хадисы, сборник высказываний пророка Мухаммеда.

Все это довольно рискованно. То, что происходит сегодня в Саудовской Аравии, особенно учитывая недавние чистки в рядах старой гвардии, напоминает дворцовый переворот и настоящие религиозные потрясения. Кроме того, эти изменения совпадают с предупреждениями саудовского правительства об угрозе Ирана и его сближении с Израилем. Какого типа революционером он является? Некоторые видят в нем человека, управляемого Америкой, уполномоченного зачистить регион.

Независимо от реального эффекта этих изменений в Саудовской Аравии, они уже ощущаются повсюду. Если эта страна проведет реформы, исламисты во всем мире должны будут последовать ее примеру или понести риск, связанный с оборотной стороной ортодоксального уклада.

Например, в Алжире дискомфорт от жесткого курса едва ощутим. В социальных сетях преобладает теория заговора: бин Салман воспринимается как продукт американского вмешательства. Но консервативные издания и исламистские редакторы – которые, как правило, интересуются всем, что касается Саудовской Аравии и мгновенно реагируют на любое выступление против ислама, - на этот раз спокойны или робко защищают ваххабизм. В мечетях также сохраняется тишина.

Исламисты в Алжире принадлежат к одному из двух лагерей. Один претендует на родство с Саудовской Аравией. Он обеспокоен реформами бин Салмана, опасаясь, что они могут сигнализировать о прекращении финансирования и ударить по его легитимности.

Другой лагерь - международная религиозно-политическая организация "Братья-мусульмане", близкая к Турции и премьер-министру Реджепу Тайипу Эрдогану. К исламистским политическим партиям, которые она сформировала, толерантно алжирское правительство. Но его члены также чувствуют беспокойство: если реформы в Саудовской Аравии будут проведены, они расстанутся со своим образом толерантных исламистов и своей позицией на политической шахматной доске Алжира. Саудовский кронпринц, показывая себя придерживающимся более умеренных взглядов, чем остальные, вытаскивает коврик у них из-под ног.

Вот почему исламисты чувствуют беспокойство. Умеренный лагерь попытается играть в догонялки с кронпринцем. Но лагерь фундаменталистов может обернуться против королевства, чтобы претендовать на новый вид легитимности, и вести священную войну против святой земли.


Полностью
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Вернуться в Новости исламской жизни

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2