DmitryS писал(а):
Да какой идеализм? где вы его в квантовой механике увидели? Она прекрасно без бога обходится...
Профессора Клышко Д. Н. (МГУ), Липкин А. И. (МФТИ) пишут в статье О "КОЛЛАПСЕ ВОЛНОВОЙ ФУНКЦИИ", "КВАНТОВОЙ ТЕОРИИИ ЗМЕРЕНИЙ" И "НЕПОНИМАЕМОСТИ" КВАНТОВОЙ МЕХАНИКИ
http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/053.pdf В центре второго потока – обсуждение много численных "интерпретаций" квантовой механики по разному решающих "проблемы" "редукции (коллапса) волновой функции" и связанных с ним проблем "квантовой теори иизмерений", а так же "парадоксов" "Эйнштейна, Подольского, Розена" (ЭПР), "кота Шредингера", "телепортации" ит.п.
Одну из основных трудностей в обсуждении данных вопросов составляет неоднозначность и нечеткость основных формулировок и понятий, используемых в литературе по этой теме. "Дорого я бы дал за то, – говорит крупный исследователь творчества А.Эйнштейна А.Пайс, сравнивая степень четкости оснований специальной теории относительности (СТО) и квантовой механики, – чтобы иметь возможность рекомендовать то же (что и в СТО – А.Л.) в отношении квантовой теории!" [2, с. 137].
Мы хотим показать, что постулаты Шредингера, Борна и Бора (плюс постулаты статистики Бозе-Эйнштейна и Ферми-Дирака для многочастичных систем) дают возможность для реализации высказанного А. Пайсом пожелания, что с их помощью неявным образом задается онтологическая модель квантовой частицы, которая заменяет так называемую "интерпретацию".
Отметим, что к трудностям восприятия данной статьи следует отнести широко укоренившуюся неприязнь физиков к философии. Отчасти это связано со спецификой нашей истории. Одной из привилегий советских физиков было игнорирование догм официального (марксистско-ленинского) мировоззрения
(официальная идеология мирилась с квантовой механикой на чисто прагматической почве – из-за создания атомной бомбы и т.п.), но вместе с этими догмами отбрасывалась и философия вообще, без которой нельзя войти во "второй поток". Впрочем, подобные настроения распространены и среди западных физиков. Нет оснований для сомнений в том, что фундамент современной физики позволяет делать правильные предсказания. Однако успехи ее и основанной на ней технологии привели к некоторой эйфории и распространению убеждения в ненужности вопросов из области философии и теории познания. Отчасти это естественная реакция на многолетние бесплодные дискуссии и туманность философских трудов отцов-основателей.
Тем не менее, этот "второй поток", к которому относится и данная статья, почему-то не только не иссяк за прошедшие 70 лет, а даже усилился, если судить по росту количества принадлежащих ему работ серьезных физиков и философов в западной литературе. Нам представляется, что этот второй поток, в основании которого лежит спор Эйнштейна и Бора, важен и значим.
Понимание основ облегчает усвоение предмета для неофита-студента, развивает его мышление. Студент-физик приходит с жаждой понимания и овладения предметом. Если ему не дают первое, он, в конце концов, удовлетворяется вторыми после ряда безуспешных попыток понять основания, привыкает относиться к квантовой механике как к хорошо разработанной рецептуре ("формализму"), позволяющей успешно работать.
Кроме того, непроясненность основ и многочисленные экзотические предложения и высказывания участвующих в этом обсуждении физиков (включение участия сознания в основы квантовой механики [3, 51], введение параллельных миров [4]) в сочетании со сложностью для "непосвященных" формализма позволяют делать из квантовой механики "темный чулан", в который можно спрятать концы различных "псевдонаучных" построений.
Но главное, обсуждение оснований – необходимый этап в движении самой физики. Вспомним обсуждения оснований ньютоновской механики конца прошлого века. Для развития самой классической механики оно мало что дало. Но это обсуждение взрыхлило почву и открыло путь теории относительности и квантовой механике. Последнее, по-видимому, является основной причиной указанной популярности "второго потока" на Западе.