Форум портала "Наука и религии мира"

Генетика и поведение человека

Генетика и поведение человека

Сообщение S.Eugene » Вс июл 06, 2008 14:08

О многих закономерностях наследственности может рассказать ученым изучение близнецов. Логично предположить, что близнецы, развившиеся из одной материнской яйцеклетки и имеющие соответственно одинаковый набор генов, должны обладать и очень сходными умственными способностями. Если же уровень интеллекта больше зависит от условий воспитания, обучения, традиций, чем от наследственности, то картина будет иной: умственные способности однояйцевых близнецов, имеющих идентичный набор генов, и разнояйцевых должны быть одинаковы - ведь они воспитываются в тех же самых условиях. Так что же определяет развитие интеллекта - наследственность или условия?

Немецкие ученые сравнивали успехи в школе 60 пар однояйцевых и 41 пары разнояйцевых близнецов. Они обнаружили, что успеваемость однояйцевых близнецов по большинству предметов удивительно сходна, в то время как разнояйцевые близнецы отдавали предпочтение разным предметам и по-разному в них преуспевали. Различия между однояйцевыми близнецами оказались вдвое меньше, чем между разнояйцевыми. Следовательно, все определяет генетика?

Американские ученые пробовали подойти к этой проблеме с другой стороны: они решили, что школьные оценки не показатель интеллекта и тестировали близнецов на IQ. При таком анализе оказалось, что иногда однояйцевые близнецы довольно сильно различаются по интеллекту. Однако и сходных по умственным способностям пар среди них было значительно больше.

Совершенно уникальный материал для науки представляют однояйцевые близнецы, воспитывавшиеся по воле судьбы (совсем как в мексиканских сериалах) в разных семьях. Американские и английские исследователи сравнили 19 пар однояйцевых близнецов, разлученных в раннем детстве, с 50 парами близнецов, выросших вместе. Оказалось, что, несмотря на разницу в условиях воспитания, показатели IQ у разлученных близнецов все же были достаточно близки, хотя и в меньшей степени, чем у тех, кто выросли вместе. А вот здоровье близнецов могло значительно различаться в зависимости от того, в каких условиях они воспитывались.

Оказалось также, что дети, выросшие в семьях приемных родителей, гораздо больше по показателям умственного развития похожи на своих кровных родителей, чем на приемных. Ученые сравнивали приемных детей с их матерями, оставившими малышей сразу после рождения. И в этом случае сходство умственных способностей было просто поразительным. Это лишний раз подтверждает значимость наследственности в развитии интеллекта".
(кандидат биологических наук Е. ПОЛЯНСКАЯ)
http://nauka.relis.ru/08/9712/08712115.htm

На однояйцовых близнецах показана огромная роль генетического материала. Часто однояйцовые близнецы и болеют одинаково. Причем, такую работу проводили в разных условиях воспитания. И оказалось, что те качества, которые у однояйцовых близнецов проявляются сходно, не зависят от того, в какой семье воспитывались эти близнецы. Различия в системе воспитания, в системе питания и прочего никак не сказываются на тех качествах, которые близнецы проявляют в смысле высшей нервной деятельности. Они абсолютно идентичны. Это, конечно, свидетельствует о том, что генетический аппарат играет очень большую роль.

И в силу тех особенностей генов, которые мы обозначали как норму реакции, различного рода проявления генной активности подлежат определенной коррекции – если точно знать, как ген работает, что он делает, какой продукт вырабатывает. Это достижение молекулярной генетики, мы можем конкретно всё знать: какие гены, какие продукты. Если это знать, то можно нормализовать или улучшить в нужном направлении функции гена. Это как раз пути развития современной генетики.
(Леонид Иванович Корочкин– член-корреспондент РАН)


Н.Я. Индивидуальные особенности, безусловно, важны, но, вообще говоря, для каждого нашего признака, болезнь – один из них, существует определенный процент вероятности его проявления. Это особенно четко видно при исследовании идентичных близнецов по сравнению их с парами неидентичных близнецов. Здесь, например, показано, что при таких признаках, как, скажем, шизофрения, около 80 процентов пар, если болен один из идентичных близнецов, то болен и другой.
А.Г. Вне зависимости от среды.
Н.Я. Да, часто оба больны, даже если среда, в которой они росли, различалась. Однако важно подчеркнуть, что даже если среда одинакова, то 20 процентов пар не будут одинаковыми. Один из близнецов останется здоровым. И тут очень важный момент, который следует уяснить. Генетическая конституция у близнецов одинакова. Но это не приговор к болезни. Мы лишь знаем вероятность ее появления. Но ведь каждый человек эту вероятность либо реализует, либо нет. И, в случае, скажем, шизофрении, все же двадцать процентов вероятность того, что предрасположенность к болезни не реализуется, человек не заболеет. Вот это важный момент. Когда-то мы сможем все предрасположенности диагностировать по ДНК. Хотя мы вряд ли достигнем такой точности, которую реализует природа, делая близнецов идентичными. Но и при полной идентичности генетического текста близнецов, у них, тем не менее, не будет полного совпадения признаков. И поэтому, что бы вам не сказали про результаты ДНК-диагностики, не надо никогда считать, что это приговор к какой либо болезни. Всегда есть шанс, что болезнь не проявится.
Чтобы понять, насколько этот шанс велик или нет, давайте посмотрим на строку IQ, в которой есть синяя, желтая и белая часть. Совпадение IQ у близнецов даже при не общей среде составило, по-моему, около 50 процентов обследованных пар. Это темно-синяя часть. А если среда была общая (синяя плюс желтая часть строки), то совпадение увеличивалось, уже 75 процентов. Но даже если среда была общая, то у 25 процентов пар генетически идентичных близнецов IQ не совпадал.
Из этого примера ясно, что для проявления признака действительно важна и наследственность и среда. Но если понятие "генотип", то есть сочетание генов и их конкретных формул, мы можем формализовать, то понятие "среда" мы формализовать вообще не можем. И когда это будет возможно, не ясно.
(стеногр. передача Гордона.
участники: Николай Казимирович Янковский – доктор биологических наук, профессор; Владислав Сергеевич Баранов – член-корреспондент РАМН)


Психогенетические исследования интеллекта :!:
http://www.ido.edu.ru/psychology/psychogenetic/11.html

Лекция №23. Нейробиология и генетика поведения
http://bio.fizteh.ru/student/files/biol ... ion23.html

IQ is inherited, suggests twin study
http://www.newscientist.com/article/dn1 ... study.html
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18

Re: Генетика и поведение человека

Сообщение S.Eugene » Вс июл 06, 2008 14:09

Гены и интеллект

На повестке дня у нас сегодня разговор о генетике и интеллекте. Уже очень долго среди ученых идут споры о том, насколько гены определяют наш интеллект (замечу, что общепринятого определения этому понятию нет), и как мы различаемся по интеллекту?

Одним из основных параметров интеллекта является IQ - коэффициент интеллектуальности, - который измеряет способность быстрого решения несложных задач, не требующих предварительной подготовки. Задачки для определения IQ стали использовать еще в начале века, и за столь долгое время тест усовершенствовался таким образом, что измеряет преимущественно врожденные способности, независимо от приобретенных знаний и условий воспитания. Поэтому IQ человека практически не изменяется после восьми-десяти лет.
Передаче IQ по наследству посвящены сотни и сотни работ. Главным образом исследуется такой вариант развития детей: однояйцевые близнецы (у них наборы генов идентичны, так как образуются в результате деления надвое раннего зародыша с уже созданной комбинацией генов), разлученные в раннем детстве и выросшие в разных условиях. В этом случае влияние наследственности можно выявить без помех. Но сами понимаете, с каким трудом удается набирать достаточный для статистики материал.
Так или иначе, все равно зависимость IQ от генов считается равной от 50 до 80 процентов. Причем в специальной литературе чаще упоминается цифра в 80 процентов.

Несколько лет назад группа ученых из Америки и Англии на основе изучения близнецов выяснила (http://www.sciencedaily.com/releases/1998/10/981023073445.htm), что именно генетика влияет на их способность к обучению языку.
Но язык - это еще не интеллект. Поисками же генов, связанных с интеллектом напрямую, наиболее активно занимается группа ученых под руководством Роберта Пломина из Института педиатрии в Лондоне. В мае 1998 года Пломин сообщил о том, что ему удалось обнаружить ген на шестой хромосоме, изменения которого связаны с уровнем интеллекта.

И вот совсем недавно были опубликованы результаты работы группы ученых (http://news6.thdo.bbc.co.uk/hi/english/sci/tech/newsid%5F850000/850358.stm), которые еще более надежно свидетельствуют, что за уровень IQ отвечает генетика. Все тот же Роберт Пломин и сотрудники Национального института здоровья США исследовали ДНК одаренных и неодаренных детей из США.
Но каким образом гены могут влиять на IQ? В генах ведь записана информация, которая не напрямую сделает человека умным и разумным. Одно из объяснений таково: среди прочих "полезных дел" гены отвечают за формирование нервных клеток. Взаимодействие их может происходить с разными скоростями.

Пока же опять развернулась бурная дискуссия о политических и моральных последствиях этого открытия. С одной стороны, человек уже с рождения попадает либо в интеллектуалы, либо в ... Причем помимо своей воли. А если вспомнить, что сейчас идут бурные споры о создании для каждого человека своеобразного "геномного паспорта", в котором будет записана вся информация о наших генах... Представляете, вы приходите наниматься на работу, а вам и говорят: а гены то у вас не очень, того-с, интеллектуальные. Впрочем, в будущем, вероятно, будет возможно изменять наш геном с помощью генной терапии.

По сообщению агентства "ИнформНаука", российские физиологи и психологи исследовали близнецов на втором полугодии их жизни и выяснили, какой вклад вносят наследственность и факторы среды в формирование пяти обобщенных черт темперамента: активности, агрессивности, раздражительности, общительности и чувствительности к наказанию.

Что больше влияет на формирование темперамента человека - наследственность или среда, в которой растет человек? Научные дискуссии на эту тему не утихают в мире физиологов, генетиков и психологов. Российские ученые из Института мозга РАМН и Психологического института РАО внесли свою лепту в разрешение этой проблемы, выполнив очень интересное исследование. Они оценили, какой вклад вносит генетика и факторы среды в формирование темперамента близнецов второго полугодия жизни.

В исследовании приняли участие 170 здоровых детей-близнецов в возрасте от 7 до 12 месяцев (45 монозиготных и 40 дизиготных пар) из Москвы. Напомним, что у монозиготных близнецов наследственный аппарат абсолютно идентичен, а у дизиготных - заметно различается. Поэтому, скажем, высокий коэффициент корреляции, близкий к единице, в паре монозиготных близнецов свидетельствует о генетическом происхождении признака (в нашем случае - какой-то черты темперамента), а в паре дизиготных близнецов - о формировании признака под влиянием среды. Для исследования использовали опросник "День ребенка" Ж.Баллейгиер. Этот опросник позволяет оценить особенности семейного окружения, поведения и темперамента младенца по 42 шкалам. Однако в этом исследовании ученые принимали во внимание только шкалы, оценивающие характеристики темперамента. Опрашивали, разумеется, матерей близнецов.

После опроса их ответы обрабатывали в соответствии со стандартными методиками, принятыми в популяционной генетике и факторном анализе, чтобы подсчитать внутрипарные и межпарные корреляции.
В результате обработки и анализа данных ученые выяснили, в какой мере генетика и среда влияют на формирование пяти интегральных черт темперамента: агрессивности, раздражительности, активности, чувствительности к наказанию и общительности.

Первые три черты темперамента находятся под жестким генетическим контролем: агрессивность поведения младенца во втором полугодии жизни на 94 процента определяется его генотипом, активность - на 89 процентов, раздражительность - на 85 процентов. Чувствительность к наказанию, зависимость от матери и страх перед незнакомыми почти в равной мере зависят от генотипических особенностей (41 процент) и факторов среды (52 процента). То есть родительское воспитание и влияние семейной среды могут изменить эти биологически обусловленные черты. Наконец, общительность формируется в основном под влиянием среды, которую создают родители (87 процентов), и лишь в незначительной мере (5,6 процента) зависит от генотипа младенца.

//www.znanie-sila.ru
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18

Re: Генетика и поведение человека

Сообщение S.Eugene » Вс июл 06, 2008 14:10

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕВГЕНИКА

Нормальное поведение человека изучается в основном психологами, патологическое - психиатрами, биологические основы психических болезней - сфера нейробиологии. Очертить границы нормального поведения очень трудно, они зависят от понятия "норма", принятого в данном обществе. Однако исследования последних лет отчетливо показали, что основные психозы, скажем шизофрения, распространены во всех обществах.

Генетический анализ множества признаков убедительно продемонстрировал, что аномальные функции часто являются следствием единичных генетических дефектов, мутации одного гена. Нормальная же изменчивость обеспечивается системами генов в совокупности с влиянием внешней среды. Поэтому изучение генетики аномального поведения представляется более простой задачей, чем анализ генетических основ нормального поведения.

Самый простой и прямой подход к оценке генного вклада в изменчивость определенного признака заключается в сравнении по этому признаку моно- и дизиготных (однояйцовых - МЗ, и разнояйцовых - ДЗ) близнецов. Дизиготные близнецы генетически сходны не более чем обычные братья и сестры. Гены монозиготных близнецов идентичны, хотя не исключены небольшие различия между ними по некодирующим, в частности, по так называемым повторяющимся последовательностям ДНК, которые в геноме преобладают. В таких случаях незначительные различия между МЗ связаны с этими последовательностями или обусловлены какими-то внешними влияниями.

В свое время на многих ученых большое впечатление произвела идея Ф.Гальтона о том, что интеллект можно измерить, что статистическое сравнение близких родственников позволяет по-новому осмыслить проблему взаимодействия наследственности и воспитания в становлении интеллекта. Близнецовый метод был быстро освоен и стал излюбленным средством в исследованиях подобного рода. Самое малое сходство интеллекта наблюдалось у лиц, не связанных родством, самое высокое - у идентичных близнецов. Многочисленные исследования показали, что многие особенности коэффициента интеллекта IQ имеют генетическую основу: МЗ-близнецы демонстрируют высокое сходство умственного развития независимо от различий в условиях воспитания.


Аномальное и социально нарушенное поведение

Известны многочисленные случаи наследственной социальной патологии. Как говорил Андрей Вознесенский: "Есть соль земли, есть сор земли". Например, семейство Джюков, возникшее в XVIII веке в Северной Америке от брака пьяницы рыбака и беспутной женщины. В их родословной более 50% слабоумных, воров, проституток, бродяг и т.п. В конце XIX века нанесенный США этим семейством ущерб был оценен в 1,2 млн. долларов - огромная сумма по тем временам. Известна также родословная бродяги, воровки и пьяницы Ады Юрке, родившейся в 1740 году. Среди ее потомков зарегистрированы 181 проститутка, 76 разного рода преступников, 142 ничтожные падшие личности.

Множество примеров, когда детей из неблагополучных семей брали на воспитание в нормальные, здоровые семьи. Как правило, результаты были плачевными: дети либо убегали, либо становились на путь своих биологических родителей .

В основе умственной отсталости лежат генетические дефекты. Так, среди лиц с тяжелой умственной отсталостью выявлены лица с нарушениями, сцепленными как с Х-хромосомой, так и с другими хромосомами. Синдром Дауна (нарушение в 21-й хромосоме) длительное время был самым распространенным диагнозом в этой патологической группе.

В 1929 году Ланге опубликовал монографию "Преступность как судьба". После нее появился ряд работ, в которых МЗ- и ДЗ-близнецов сравнивали на конкордантность (совпадение) в отношении преступного поведения. Оказалось, что конкордантность МЗ-близнецов по сравнению с ДЗ-близнецами выше во всех исследованиях, а в большинстве - существенно выше. Конкордантность у МЗ-близнецов по сравнению с ДЗ-близнецами значительно выше и по гомосексуальному поведению, психозам, шизофрении и др.

При анализе предрасположенности к совершению преступлений был использован семейный метод. Группу из 14427 осужденных сравнивали по частоте привлечения к уголовной ответственности с их биологическими и приемными родителями. Никакой корреляции между детьми и приемными родителями обнаружено не было, однако проявилась достоверная корреляция между частотой привлечения к ответственности детей и числом осуждений их биологических родителей *.

* Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск, 2003.

Расстройство психики и нарушения социального поведения часто встречаются у больных с аномалиями половых хромосом X и Y. Многие соматические отклонения, выявляемые при этих синдромах, связаны с аномальным половым развитием. Расстройства психики не так тяжелы и иногда могут иметь особый характер.

Выявление удивительно высокой доли мужчин с XXY- и XYY-кариотипами среди определенных групп осужденных совпало с усилением в обществе беспокойства по поводу роста жестокости и насилия. Некоторые генетически обусловленные признаки присущи закоренелым преступникам-рецидивистам: глубоко посаженные маленькие глазки, низкий лоб, отвисшая нижняя челюсть. Еще одна особенность - пониженная болевая чувствительность: число болевых рецепторов на единицу площади тела у них резко снижено. Неудивительно поэтому их необычное по сравнению с нормальными людьми поведение: они могут зашить себе рот нитками, прибить себя к стулу, отрубить руку и т.п. - им не больно! Этим же объясняется их особая жестокость. Когда преступник наносит ножом множество ран, его раздражают крики жертвы, он не понимает, чем они вызваны, ведь ему боль неведома.

Нет никакого сомнения, что подобные особенности генетически детерминированы. Невозможно представить себе, как среда может влиять на развитие болевых рецепторов. Разговоры о перевоспитании закоренелых преступников, модные во времена Н.С.Хрущева и усиленно возрождаемые в наше время некоторыми "гуманистами" и "правозащитниками", лишены оснований и ничего, кроме огромного вреда обществу, принести не могут. Гуманное отношение к убийцам, проповедуемое некоторыми нашими либералами, фактическими покровителями уголовного мира, заботящимися о создании преступникам комфортных условий жизни в заключении, оборачивается пренебрежением к интересам общества. Помилованные убийцы, оказавшись на свободе, лишат жизни многих честных людей. Примеры серийных убийц подтверждают это.

Распространение пренатальной (до рождения) диагностики дает родителям возможность узнавать об аномалии по половым хромосомам еще до рождения ребенка. Надо ли в этом случае прерывать беременность? Рекомендации генетиков не должны носить директивного характера, решение может быть принято только родителями.


Агрессивность

Социально значимым проявлением психической деятельности человека является его агрессивность, уровень которой связан с организацией определенных отделов головного мозга, генетически контролируемой в ходе развития организма. Эта проблема была проанализирована К.Лоренцем в его книге "Агрессия" *. Он привел интересные данные социально-психологических исследований индейцев племени юта в Северной Америке. Оказалось, что они очень страдают от избытка агрессивных побуждений, которые не могут реализовать в условиях резервации. Индейцы в течение нескольких столетий промышляли войнами и грабежами. Очевидно, отбор усиливал их агрессивность.

* Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

Вынужденное постоянное подавление агрессивности достаточно часто вызывает у индейцев юта неврозы, многие из них чувствуют себя больными. По мнению Лоренца, единственным путем избавления от болезней является замещение агрессивности другими видами деятельности, например спортом. Это один из инструментов, позволяющих обществу влиять на "направленность" проявления генетически детерминированных свойств человеческой личности. При наличии национальной вражды необходимо содействовать индивидуальной дружбе в спорте.

По мнению Лоренца, наука и искусство способствуют объединению людей, ранее разобщенных и проявлявших агрессивные намерения. Музыка и изобразительное искусство не знают языковых барьеров и для выполнения своего высокого предназначения должны оставаться аполитичными. Наука же изначально лишена идеологических предпочтений и хотя не общедоступна, способна связывать общим воодушевлением хотя и ограниченный круг людей, зато очень прочно.

Общество очень сильно влияет на индивида, как бы "высвечивая" направленность его деятельности, при этом способности человека решать те или иные задачи, добиваться успехов в науке, искусстве, спорте или политике, с той или иной степенью полноты проявлять себя как личность, в значительной степени определяются генетически. Общество, в зависимости от своего устройства, может подавлять генетически детерминированные качества высшей нервной деятельности или способствовать их развитию, сдвигать норму реакции в определенную сторону.


Генетическая предрасположенность к спорту

Одна из актуальных проблем современного спорта - правильный выбор спортсменом вида, которым он хочет заниматься. Множество судеб искалечено из-за неправильного выбора. Появились идеи создания "трансгенных спортсменов" - явно утопичные и асоциальные. Возникла идея использования методов биохимической и популяционной генетики в спортивной науке.

В 2000 году коллектив английских ученых под руководством Монтгомери опубликовал в журнале "Nature" итог трехлетней работы по исследованию вариаций гена АСЕ (гена ангиотензин-превращающего фермента *) у спортсменов различной специализации. Авторы утверждали, что успех в определенных видах спорта зависит именно от этого гена.

* Фермент, участвующий в биохимической регуляции артериального давления, поскольку ангиотензин является веществом, действующим на кровяное давление.

Ген АСЕ у человека может быть представлен одной из трех форм: I/I - со вставкой повторяющегося участка внутри гена на обеих хромосомах, D/D - с отсутствием таковой, I/D - с наличием вставки на одной из хромосом. Было показано, что лица, обладающие D/D формой, имеют повышенное кровяное давление, a I/I - пониженное. Таким образом, люди с D/D формой должны иметь сердце, приспособленное к тяжелым, но непродолжительным нагрузкам, a I/I - наоборот, к длительным, но не очень интенсивным. Именно такие данные и были получены Монтгомери при обследовании спортсменов: у стайеров и велосипедистов преобладала I/I-форма, а у спринтеров, тяжелоатлетов и пловцов - D/D-форма.

Профессор В.А.Рогозкин в совместной работе с англичанами провел широкомасштабное, не имеющее аналогов в мире исследование по плотности костной ткани, а также гена коллагена * и гена рецептора кальцитонина **, определяющих массу и прочность костей.

* Белок, составляющий основу соединительной ткани, в том числе костной, и обеспечивающий ее прочность.

** Гормон щитовидной железы, регулирующий кальциевый обмен. По химической природе - полипептид.

При исследовании полиморфизма генов сердечно-сосудистой системы было выявлено преобладание гетерозиготных (смешанных) вариантов трех из четырех исследуемых генов в группе гребцов по сравнению с контрольной группой. Это полностью соответствует представлению о том, что гребля - вид спорта, требующий как выносливости, так и силы сердца. Анализируя гены, ответственные за метаболизм костной ткани, авторы выявили преобладание у гребцов формы гена, которая обусловливает пониженную концентрацию кальция в кости и соответственно повышенную в мышцах. Кроме того, у гребцов реже встречалась форма гена, ответственного за повышенную плотность костной ткани, что для занятий греблей не нужно.

Таким образом, тестирование предложенных генов может уже на начальном этапе подготовки спортсмена дать тренерам первичную информацию для отбора ребят в спортивные секции и выбора индивидуального подхода к тренировкам. Поэтому в настоящее время обсуждаются перспективы и целесообразность анализа генетической предрасположенности в качестве одного из базисных способов формирования олимпийской сборной и других сборных команд, как способа повышения спортивных достижений.


Измерение интеллектуальных способностей

Рассматривая генетические аспекты эволюции, легко убедиться в большом сходстве между человеком и высшими приматами по хромосомам, белкам и многим другим генетически детерминированным признакам. Однако существенное отличие человека как вида состоит в его способности говорить и абстрактно мыслить. Поэтому анализ различий между человеком и другими видами должен быть направлен прежде всего на изучение мозга - органа мышления и речи. Именно благодаря его развитию биологическая эволюция нашего вида дополнена культурной эволюцией.

Развитие типично человеческого поведения у детей возможно лишь при их взаимодействии с другими индивидами и с окружающей средой в широком смысле слова, включая ее воздействие на органы чувств и органы движения. Ограничение их деятельности, особенно в критические периоды детства, может привести к изменению структуры нервных клеток и их связей.

Широко известны примеры, когда дети, оказавшись в силу тех или иных причин в полной или частичной изоляции (жертвы ленинградской блокады, бастарды - внебрачные королевские дети, которых держали в заточении, и т.п.), так и не стали нормальными. Все предметы внешнего мира ребенку должны быть названы, причем в строго определенный критический период развития. Воистину, "в начале было слово".

То обстоятельство, что поведенческие признаки могут развиваться только при тесном и непрерывном взаимодействии с окружающей средой, делает генетический анализ концептуально нелегким. Кроме того, имеются также и чисто практические препятствия, которые тормозят научный прогресс в этой области, в частности, для изучения генетической изменчивости обычно необходимо обследование большого количества индивидов.

Определению относительного вклада наследственности и среды в поведение человека посвящено множество исследований. Основным предметом изучения в психологии и генетике поведения долгое время были индивидуальные различия умственных способностей. Однако эти исследования всегда подвергались жесткой критике, в том числе известным российским генетиком Н.П.Дубининым.

Умственная отсталость и выдающиеся способности были определены с использованием социальных критериев: отсталость - то, что делает индивидов неспособными к независимой социальной адаптации, а выдающиеся способности - те, которые дают возможность их обладателю считаться среди коллег по профессии лидером.

Коэффициент интеллектуального развития IQ был введен Бине и использовался сначала для формирования групп учащихся в школах и для классификации степени умственной отсталости. Впоследствии, к неудовольствию Бине, акцент сместился в сторону классификации нормальных людей в соответствии с их IQ. Способствовала этому первая мировая война, предоставившая американским психологам возможность проверить большое число новобранцев. После войны интерес к количественной оценке интеллекта сохранился, а тесты стали более тонкими и объемными.

Современная система испытаний умственных способностей включает тесты, которые оценивают способность оперировать словами и вербальными конструкциями, обращаться с абстрактными понятиями и математическими задачами, применять пространственное воображение и память и пр. Такие тесты оказались очень полезными, несмотря на множество критических замечаний относительно их смысла. Они давали довольно надежный прогноз успехов в школе, институте, в выборе профессии и пр. Едва ли, однако, с их помощью можно определить и оценить творческий потенциал исследуемого субъекта. Скорее, они показывают степень сообразительности испытуемого, а отнюдь не способность ставить и решать какие-либо задачи.

Для оценки корреляций IQ и умственных способностей были разработаны различные методы статистического анализа. Опыты на однояйцовых и разнояйцовых близнецах продемонстрировали, что IQ однояйцовых близнецов идентичны, независимо от того, воспитывались они в одинаковых или принципиально разных условиях.

Генетика человека и евгеника

Когда появились методы количественной оценки интеллекта, первые исследователи в этой области пытались определить влияние наследственности и среды на нормальную изменчивость. Общественные настроения после первой мировой войны определялись евгеническим движением. На многих ученых-биологов оказали воздействие евгенические представления, выявившие большое влияние генетических факторов на развитие умственных способностей, а также на проявление умственной отсталости, психических болезней, алкоголизма, преступности и пр. Ученые пришли к убеждению, что человеческому виду следует заняться своим улучшением и для этого поддерживать воспроизводство людей, обладающих желаемыми качествами (позитивная евгеника), и препятствовать воспроизводству больных, умственно отсталых и калек (негативная евгеника).

Но здесь таилась потенциальная опасность: во времена нацизма в Германии (1933-1945) люди увидели, к каким ужасающим последствиям может привести искаженное толкование идеи об улучшении человеческого рода. До сих пор вопросом первостепенной важности, сегодня даже более важным, чем когда-либо, остается вопрос, впервые поставленный Гальтоном: каково биологическое будущее человечества.

Первое десятилетие XX века ознаменовалось развитием евгеники в Европе и США. Были организованы различные учреждения, занимающиеся исследованиями в этой области. Со временем большинство серьезных ученых-генетиков разочаровались в ней, хотя по разным причинам не говорили об этом. Но сторонники евгеники продолжали работать с большим энтузиазмом. Курсы евгеники были включены в программу многих колледжей в США, во многих штатах были введены евгенические законы, которые давали возможность насильственно стерилизовать людей при наличии у них преступных наклонностей. Однако вопрос о передаче по наследству таких качеств не имел достоверного научного обоснования. Ситуацию, которая привела к введению таких законов, иллюстрирует заявление верховного судьи США Холмса, провозгласившего, что "трех поколений имбецилов достаточно". Евгеника сыграла важную роль и в принятии законов, ограничивающих иммиграцию в США из Южной Европы и Азии.

В Германии евгеника стала называться "расовой гигиеной". Это движение было обусловлено страхом перед вырождением человечества в целом и немецкого народа в частности от алкоголизма, сифилиса, из-за увеличения рождаемости среди слабоумных и низших слоев общества. Такие взгляды разделяла значительная часть образованных людей в Германии. Основные евгенические положения были извращены и превратились в идейное обоснование расизма и национализма, причем, нередко поддерживались интеллектуалами, обеспокоенными биологическим будущим человечества. Ведущие германские специалисты по генетике человека так или иначе причастны к тому, что эта наука в извращенном виде была поставлена на службу нацистскому государству. Но утверждения, будто генетики поддерживали нацистский антисемитизм и массовые убийства в концлагерях, измышлены главным образом политиками или политизированными учеными.

В Советском Союзе евгеника возникла в 1920-е годы. Были организованы бюро по евгенике, общество евгеников и евгенический журнал. Вскоре обнаружилось расхождение евгенических представлений с государственной идеологией, и уже в конце 20-х годов эти работы были прекращены.

Большевистские власти фактически запретили изучать генетику человека, а заодно и медицинскую генетику, которая успешно развивалась такими выдающимися учеными, как С.Н.Давиденков, С.Г.Левит, И.И.Агол и др. Забота партии о науке заключалась, прежде всего, в приведении научной картины мира в соответствие с идеологией диалектического материализма и коммунистическими лозунгами. Какой трагедией обернулось это для народа, всем известно. Генетика же утверждала, что каждая личность уникальна и неповторима и что многие не только физические, но и психические качества определены от рождения и лишь частично поддаются влияниям среды и внешней коррекции. Диалектический же материализм оценивал научную теорию не с точки зрения ее соответствия фактам, а с точки зрения господствующих философских догм и соответствия ее атеистическому мировоззрению. Один из выдающихся философов современности П. Фейерабенд даже позволил себе сравнить науку с мифом, а ученых - со жрецами: научная концепция нередко уподобляется мифу, а ученые, как жрецы, охраняют сложившиеся догмы от инакомыслящих.

Интерес к применению достижений генетики в медицине сохранился дольше. В 20-е годы в Советском Союзе был организован крупный институт медицинской генетики. Однако его организатор и директор Л.Е.Левит в 1938 году был расстрелян, тогда же генетика человека была открыто провозглашена нацистской наукой. После августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года и установления в биологии диктатуры безграмотного агронома Лысенко все генетические исследования были запрещены. Возрождение генетики началось только в 1964 году. Выдающийся российский генетик М.Е.Лобашев очень четко высказался о роли евгеники в биологии:

"В целях управления эволюцией человечества требуется научно обоснованная регуляция ее. Для этого необходима специальная наука евгеника, предметом которой явилось бы изучение путей и методов особенностей эволюции человека, что осуществимо в полной мере только в условиях социального и экономического равенства людей... Некоторые биологи склонны отказаться от термина "евгеника", заменив его антропогенетикой или медицинской генетикой. С этим согласиться трудно. Медицинская генетика, изучающая наследственные болезни, их этиологию и лечение, является лишь частным разделом антропогенетики, которая изучает закономерности наследования свойств человека, как в норме, так и в патологии, не касаясь эволюции человека. Евгеника же должна заниматься изучением эволюции человека и путей избавления от неблагоприятных наследственных факторов, отягощающих человечество. Успехи евгеники будут зависеть от уровня цивилизации и организации общества".

И еще:

"Отбросив всякие социальные извращения научных основ, евгеника должна существовать и развиваться как наука, основанная на точных биологических и генетических знаниях" *.

Лобашев считал, что в действительности задачи евгеники включают поиск путей ограждения человека от наследственных болезней, повышение биологического образования самого человека и решение других проблем, связанных с оздоровлением человеческого общества.

* Лобашев М.Е. Генетика, Л., 1967.

Одно время даже бытовало мнение, будто евгеника стремится превратить человечество в конный завод. Конечно, это далеко не так. Н.К.Кольцов, один из активнейших сторонников евгеники, писал о том, что необходим поиск талантливых людей и

"...постановка всех этих талантов в такие условия, при которых они не только сами могли бы проявить эти способности в полной мере, но и прокормить и воспитать многочисленную семью..." *.

"Ни война, ни революция не имеют такого пагубного значения для евгеники как... ограничение потомства. ...Воздержание от деторождения евгенически гибельно..." **.

"Всякое принуждение к браку со стороны всегда будет возбуждать и должно возбуждать более или менее резкое противодействие со стороны человека, не терпящего насилия в этом отношении над своей личной свободой" ***.

"Но все же и теперь каждая отдельная нация может осуществлять евгеническую работу, Для этого требуется ставить в наилучшие условия существования тех граждан, которыми нация особенно дорожит, всех выделяющихся ценными наследственными задатками. Чем в более раннем возрасте нация умеет открывать эти задатки таланта среди своих членов, чем ранее она сумеет обеспечить существование для них и для их семьи, тем более можно рассчитывать на обогащение нации благородными генами" ****.

Таким образом Кольцов подчеркивает, что с точки зрения евгеники пагубны для человечества войны и революции, ограничение рождаемости и насильственное проведение в жизнь евгенических проектов. Он указывает на полезность для нации выявления талантливых людей (в разных областях человеческой деятельности) и обеспечения им возможности реализовать свой талант, прокормить семью и дать хорошее образование детям. Спрашивается, разве это плохо? Где здесь приписываемый евгеникам расизм?

* Евгеника. М., 2005. С. 303.

** Указ. соч. С. 311-312.

*** Указ. соч. С. 299.

**** Указ. соч. С. 313-314.

Конечно, в обществе недопустим подбор брачных пар, человек сам должен прийти к учету наследственных факторов. Тем не менее, отношение ученых к евгенике неоднозначно, здесь существуют значительные разногласия, как и по многим другим этическим аспектам биологических проблем. Поэтому в наши дни многие достижения биологов подвергаются этической экспертизе. Как известно, почти каждое научное достижение, от атомной энергетики до бактериологических исследований, может быть обращено как во благо, так и во зло. Да, некоторых генетиков не миновал соблазн: не попытаться ли использовать эту науку для улучшения человечества? Однако подобные идеи были чужды мировому сообществу генетиков.

Между тем, развитие генетики поведения совершенно необходимо, поскольку она позволяет понять механизмы патологических отклонений (в том числе преступности) в поведении человека, выявить способности в том или ином виде творческой деятельности.

Некоторые ученые делят человека в генетическом плане как бы на две части: первая - общая с животными и генетически детерминированная, вторая - отличная от животных, не подчиняющаяся законам генетики, целиком и полностью зависящая от социальной среды. Нам кажется, что никаких оснований для такого подразделения нет. Законы генетики, присущие всему органическому миру, распространяются и на человека, включая его высшую нервную деятельность.


Социальные аспекты генетики

Последовательное развитие биологической науки характеризуется обретением ею все большего и большего социального и даже в какой-то степени идеологического статуса. В XX веке пути ее развития совершенно неожиданно пересеклись с некоторыми мировоззренческими проблемами. Это стало особенно заметным после появления генетики, когда обозначились ее точки соприкосновения с философией и религией. Ничего удивительного в этом нет, ибо генетика вторглась в пределы религиозно-философских и идеологических сфер. Агрессивность и склонность к антисоциальным, противоправным действиям, умственные способности, обучаемость или интеллектуальная тупость, прочие социально значимые качества оказалось возможно изучать с точки зрения генетики.

В XXI веке этические аспекты биологических проблем привлекли к себе самое пристальное внимание в связи с публикацией результатов расшифровки генома человека. Геном человека содержит более 30000 генов, многие из них картированы и клонированы, т.е. известно их место в хромосомах и их нуклеотидный состав. Установление функциональной роли всех генов человека - дело, по-видимому, уже недалекого будущего.

В свете успехов генной инженерии евгеника получает новый смысл, и власть внимательно поглядывает на генетику, оценивая ее возможность так или иначе вмешаться в отлаженную уже систему общественной жизни и решая, в какой степени можно позволить или запретить это вмешательство. Хорошо известны значительные финансовые вливания в те отрасли генетики, которые приносят пользу сельскому хозяйству и медицине. Еще лучше известны запретительные меры, принимаемые не только в России, но и во всем мире. У нас в свое время запретили генетику в целом. В Америке хотели запретить генную инженерию, испугавшись, как бы она не создала возбудителей новых и страшных заразных болезней; в ряде стран разрабатываются запреты экспериментов по клонированию человека, что, по нашему мнению, справедливо, ибо всякие манипуляции с человеческими зародышами этически недопустимы.

Поскольку эксперименты, связанные с размножением человека, невозможны, следует, как полагал Лобашев, искать другие пути контроля над эволюцией человеческого рода. Можно сформулировать уже очевидные сейчас основные мероприятия в этой области.

* Стремление к социальному и экономическому равенству людей, что даст всем генотипам равную возможность реализовать свои наследственные задатки.
* Разработка методов ограждения человека от вредных влияний мутагенов, вызывающих наследственные и врожденные заболевания.
* Профилактика реализации наследственных и врожденных болезней и их лечение.
* Изучение и внедрение оптимальных условий обучения, передачи знаний и навыков от поколения к поколению.
* Составление подробных родословных семей, отягощенных наследственными заболеваниями или, наоборот, характеризующихся какими-либо положительными особенностями (музыкальные способности, другие виды одаренности), их регистрация и обследование.
* Медико-генетические консультации людей, вступающих в брак.
* Повышение культурного уровня всего общества.

Постепенно подобные меры входят в жизнь в разных странах и сообществах. Собственно говоря, уже многие евгенические рекомендации претворяются в жизнь. Так, злостные преступники - убийцы, насильники, гангстеры - приговариваются к пожизненному заключению, а то и к смертной казни (как в некоторых штатах США, требующих, однако, от других стран ее отмены), тем самым предотвращая их размножение и распространение "плохой" наследственности. Психически больные люди также изолируются от общества в специальных лечебницах, следовательно, они также лишаются возможности оставить потомство. Наконец, создается сеть медико-генетических консультаций, в которых новобрачные могут узнать о состоянии своего здоровья, том числе и психического, о своей наследственности, о возможности передачи потомкам какой-то патологии (если она имеется) и посоветоваться относительно целесообразности обзаведения потомством.

Иными словами, негативное отношение к евгенике себя не оправдывает. Евгеника - это своеобразная "профилактическая" генетика человека, которая в тесном взаимодействии с общей и медицинской генетикой способна принести пользу обществу.

//Л.И Корочкин, член-корреспондент РАН.;
Л.Г. Романова, кандидат биологических наук
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18

Re: Генетика и поведение человека

Сообщение S.Eugene » Вс июл 06, 2008 14:11

Чем желтее кожа, тем выше IQ

Результаты тридцатилетнего исследования заставляют предположить, что разница в уровне интеллекта представителей разных рас объясняется в основном генетическими факторами и очень мало зависит от уровня жизни или воспитания испытуемых. Зато она скоррелирована со скоростью взросления индивидуумов и цветом их кожи.

Подготовленный сотрудником Университета Западного Онтарио Филиппом Раштоном (Philippe Rushton) и Артуром Дженсеном (Arthur Jensen) из Университета Калифорнии в Беркли шестидесятистраничный труд «30 лет исследований расовых отличий в области когнитивных способностей» (Thirty Years of Research on Race Differences in Cognitive Ability) будет опубликован в июньском номере журнала Американской ассоциации психологов «Psychology, Public Policy and Law».

Согласно данным, собранным авторами исследования, существует четко прослеживающаяся зависимость между уровнем интеллекта испытуемого и цветом его кожи, говорится в пресс-релизе Исследовательского института имени Чарльза Дарвина. Авторы подкрепляют свои утверждения массивом статистических данных, собранных за последние 90 лет: начиная со времен Первой мировой войны, когда впервые стали массово тестировать солдат, призываемых на военную службу в армию США, и заканчивая еще более внушительным исследованием американских офисных служащих, военных и студентов вузов (higher-education test takers) в 2001 году, когда тестированию подверглись шесть миллионов человек.

По словам господина Раштона, даже при совпадающих уровнях образования родителей разница в уровнях интеллекта между представителями разных рас проявляется уже в трехлетнем возрасте, и, соответственно, ее нельзя списать на невозможность получить приличное образование и другие ограничивающие факторы. Попытавшись определить причину столь явной дифференциации, Раштон и Дженсен разбили свои выводы на десять категорий.

1. Несмотря на то, что IQ-тесты разрабатывались белыми и для белых, азиаты демонстрируют более высокий уровень интеллекта, нежели белые, вне зависимости от места проживания. Средний IQ для азиатов составляет около 106, для белых — около 100, для негров — от 85 в Соединенных Штатах до 70 в области так называемой Черной Африки (sub-Saharan Africa).

2. Ярче всего расовые различия проявляются в тестах, измеряющих так называемый «общий уровень коэффициента интеллекта» (существуют тесты, измеряющие математические, вербальные способности и пространственный интеллект). Разница в уровне интеллекта белых и чернокожих сильнее видна в тестах типа «Backward Digit Span» (нужно запомнить и произнести в обратной последовательный до девяти произвольно выданных чисел) и слабее — тестах «Forward Digit Span» (то же самое, но в прямой последовательности).

3. «Генетическая архитектура» (Gene-Environment Architecture) IQ примерно одинакова для всех рас и в основном зависит от наследственности. Обследовав неназванное количество близнецов негроидной, монголоидной и европеоидной рас, исследователи пришли к выводу, что на наследственные факторы приходится 50% веса в формировании интеллекта.

4. Исследования с помощью метода магнитного резонанса показывают, что корреляция между уровнем IQ и весом мозга составляет примерно 0,4. Чем больше мозг, тем больше в нем нейронов и синапсов, благодаря чему вырастает и скорость обработки информации. Ко времени достижения зрелости, средний объем мозга азиатов превышает объем мозга белого на один кубический сантиметр. В свою очередь, белый обгоняет чернокожего на пять кубических сантиметров.

5. Разница в уровнях интеллекта сохраняется в случаях межрасовых усыновлений. Если принадлежащая к среднему классу семья белых усыновляет чернокожего ребенка, к достижению совершеннолетия он будет демонстрировать в среднем худший уровень IQ, нежели его родители. В случае с усыновлением ребенка-азиата ситуация будет прямо противоположной.

6. Уровень IQ среди чернокожих связан с оттенком кожи: чем кожа светлее, тем, в среднем, выше IQ. В Южной Африке уровень IQ метисов составляет в среднем около 85, чистых негров — около 70 и белых — 100.

7. Уровень IQ всегда стремится к среднему значению, установленному для представителей данной расы. Родители, демонстрирующие очень высокий уровень интеллекта, как правило, имеют достаточно в этом смысле средних детей. Если у родителей, принадлежащих к негроидной и европеоидной расам, был зафиксирован IQ 115, их дети будут иметь IQ на уровне 85 и 100 соответственно.

8. Существует явная зависимость между расовой принадлежностью и скоростью взросления индивидуума (в этот показатель входит достижение физической и половой зрелости, развитие личности и социальных навыков и даже время, через которое младенец начал ползать, бегать и самостоятельно одеваться). Здесь ситуация выглядит так: чернокожие взрослеют быстрее, азиаты — позже. Белые, как и следовало ожидать, топчутся где-то посередине.

9. Расовая дифференциация по уровню интеллекта подтверждает концепцию происхождения человечества в Африке с его постепенной экспансией на Север. Более суровые условия жизни верхних широт требовали от наших предков более высокой сообразительности.

10. Аргументы критиков расовой теории, списывающих расовые различия на разный уровень образования и социального окружения, по всей видимости, не могут объяснить накопившиеся за последние 90 лет статистические закономерности. Искоренение расовой сегрегации и проведение политики «affirmative action» (так называемая «положительная дискриминация», ставящая представителей некогда угнетаемых социальных и этнических групп в привилегированное положение по сравнению с наследниками бывших угнетателей) пока не дали никакого эффекта.

В заключение, авторы работы призывают политиков оценивать людей как индивидуумов, а не представителей каких-либо расовых или этнических групп.

http://elementy.ru/news/25614

===========

Вот кстати подтверждение :)


В июле 2007 года российские школьники успешно выступили на международных олимпиадах по химии (4 золотые медали), физике (3 золотых и 1 серебряная медали) и математике (5 золотых и 1 серебряная медали), а в августе с 3 золотыми и одной серебряной медалями вернулась сборная команда по информатике.

...

После некоторого ожидания в руки журналистов попали только что прилетевшие из Ханоя научный руководитель команды Назар Агаханов и его помощники – Алексей Гарбер и Максим Пратусевич.

Н. Агаханов постоянно улыбался и был очень горд за выступление своих ребят: «Казалось, что никому в ближайшее время не удастся обыграть китайцев, но мы сумели добиться этого успеха. В этом году у нас замечательная команда. Нам было очень приятно, что из двадцати лучших участников Олимпиады, которых лично поздравлял президент Вьетнама, было трое наших ребят. Ни одна другая команда не добилась такого успеха». (В первую десятку попали двое школьников из России, по одному из Китая, Германии, Италии, Украины, Японии, Кореи, США и Румынии).

Число стран-участниц Олимпиады год за годом растет, в 2006 году в ней приняло участие 90 стран, а в этом году уже 93 страны. Среди главных соперников нашей команды Назар Агаханов назвал сборные Китая, Южной Кореи, Вьетнама, Японии, Тайваня и Гонконга. Хорошие олимпиадные традиции есть у сборных Украины, Болгарии, Румынии и США (в сборной последней большую роль играют выходцы из Китая). Впервые после долгого перерыва в Олимпиаде приняла участие команда из Северной Кореи и заняла высокое 8-ое место. ...

http://www.polit.ru/science/2007/10/05/olimp.html
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18

Re: Генетика и поведение человека

Сообщение S.Eugene » Вс июл 06, 2008 14:13

Общая и молекулярная генетика
Жимулев Игорь Федорович, член-корреспондент РАН.

http://www.nsu.ru/education/biology/gen ... lava18.pdf

Глава 18. Генетика интеллекта
18.1. Понятие о евгенике
18.2. Определение понятий интеллекта, коэффициента умственного развития (IQ), близнецового метода
18.2.1. Интеллект
18.2.2. Показатель умственного развития (I.Q.)
18.3. Генетический контроль развития интеллекта
18.4. Понятие об интеллектуальных элитах
18.5. Психометрические методики
18.6. Анализ и классификация типов телосложения
18.7. Криминальное поведение
18.8. Предрасположенность к алкоголизму
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18

Re: Генетика и поведение человека

Сообщение S.Eugene » Вт июл 15, 2008 02:42

ПРИКЛЮЧЕНИЯ IQ В НОВОМ СВЕТЕ
http://fiz.1september.ru/2001/37/no37_01.htm

СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ (ТЕСТЫ)
http://psylib.org.ua/books/beloo01/txt03.htm

Влияние генетической наследственности на поведение

http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=2589

Ученые нашли "ген преступности"
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/life/n ... 167752.stm
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18


Вернуться в Вопросы эволюции

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4