Форум портала "Наука и религии мира"

Одно странное явление с точки зрения материализма

Научные аспекты атеизма и обсуждение попыток придать религии наукообразность.

Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Assinus Tristis » Пн июл 13, 2009 10:28

Здрасьте.
Вообще, с большим уважением отношусь к последовательным атеистам - великие их заслуги по раскрытию законов этого мира несомненны. Сейчас я хочу бы услышать строго атеистическое объяснение одного странного явления, которое я наблюдаю уже третий десяток лет своей жизни, и которое по непонятным причинам совершенно игнорируется большинством людей.

Принято воспринимать человеческий род как нечто однородное - каждый человек по-своему уникален, но в целом все подобны друг другу. Однако присмотревшись внимательнее, можно заметить, что люди четко делятся на два вида, совершенно различных по свойствам.

Самым заметным признаком людей первого вида является то, что я всегда смотрю на них снаружи. Этих существ вообще очень много, и они не перестают размножаться. Скоро уже за семь миллиардов перевалят.

Представитель второго вида мне пока попадался только один. На этого человека я смотрю изнутри головы. И я очень плохо представляю процесс его размножения. То есть, сама технология то известна, но боюсь, что при скрещивании с самкой первого вида родится, опять же, представитель того же первого вида, которго я буду видеть только снаружи. То же можно сказать и обо всех остальных вариантах (клонирование, почкование, разрубание катаной и т. д.) Получившийся в результате человек, даже если будет похож на меня вплоть до последнего кварка, все-таки будет не мной.

Да и внутри меня все не так просто, как хотелось бы думать. Мое тело, так называемая "душа" (плохо понимаю, что это), мой разум, мое сознание - все эти вещи давно разобраны и объяснены учеными. Но все эти штуки, которые представляют мне как мою личность - на самом деле совсем не я. Ведь я же говорю о душе или теле "мое", а если есть "мое", значит, есть и кто-то говорящий и, эээ... владеющий, что ли... Они могут измениться и постоянно меняются, а я - все тот же. Я слышал, например, что тело вроде постоянно обновляется, так что к концу жизни, оно может состоять совсем из других атомов, чем при рождении... Врачи научились пересаживать органы - может, когда-нибудь мне пересадят целое тело с мозгами, и я стану другим человеком, но все равно останусь собой. Я уж не говорю про ту персловутую "сумму общественных отношений", к которой вроде бы сводил человека один бородатый мыслитель.

Откуда же берется это разделение реальности на "я" и "все остальное"? Какой долбаный закон природы отвечает за это?! Откуда в безбрежном океане "Что" появился маленький островок "Кто"? Неужели вся история вселенной начиная от большого взрыва вела именно к моему рождению, и когда-нибудь будет написана диссертация "Тов. Assinus как главный итог эволюции и центр мира"? Пока же я не встречал ни одной научной работы по теме, а те немногие философы, которые пытались серьезно повтыкать в проблему (Кант или Фихте например), как назло, были убежденными идеалистами и даже симпатизировали христианству.

Меня же интересует строго материалистическое объяснение разделения реальности на меня и прочее. Попутно хотелось бы выяснить, как мне, наконец, распилить себя на двух себя, (ведя я и я тогда смогли бы сделать гораздо больше дел на благо остального человечества), а также узнать, смотрите ли вы, так же как я, на всех людей снаружи и только на себя изнутри, или вы лишь роботы/глюки/создания Матрицы. Только не надо убеждать меня, что нет на самом деле никакой проблемы, психика материальна, а мне это все только кажется. На счет психики считайте, что согласен, но в несуществование себя я, будучи в здравом уме, не поверю.

Извините, если невнятно выразился; надеюсь, вы поняли мысль.
Писать в тему наверное не буду - слишком ленив для этого. Заранее спасибо за ответы.
Assinus Tristis
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: Пн июл 13, 2009 09:52

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Atmel » Пн июл 13, 2009 11:24

Assinus Tristis писал(а):Представитель второго вида мне пока попадался только один. На этого человека я смотрю изнутри головы. И я очень плохо представляю процесс его размножения. То есть, сама технология то известна, но боюсь, что при скрещивании с самкой первого вида родится, опять же, представитель того же первого вида, которго я буду видеть только снаружи. То же можно сказать и обо всех остальных вариантах (клонирование, почкование, разрубание катаной и т. д.) Получившийся в результате человек, даже если будет похож на меня вплоть до последнего кварка, все-таки будет не мной.
Проще сказать - "Я" и "остальные". Но я не понял, что Вас смущает? Ведь при появлении каждого нового существа возникает вовсе не раздвоение родителей(-я), а биологически совсем иное существо (мы сейчас пока не рассматриваем тех, кто размножается делением, вегетативно, ведь и Вы не о них написали).

Assinus Tristis писал(а):Да и внутри меня все не так просто, как хотелось бы думать. Мое тело, так называемая "душа" (плохо понимаю, что это), мой разум, мое сознание - все эти вещи давно разобраны и объяснены учеными. Но все эти штуки, которые представляют мне как мою личность - на самом деле совсем не я.
У Вас получается, что Ваши разум и сознание - это какие-то отдельные друг от друга феномены. В сущности, душа есть функция [тела], и самого себя индивид обычно отождествляет с ней. Однако при этом от нас не должен ускользнуть тот факт, что и свое тело человек тоже рассматриает как продолжение своего психичекого "Я". Например, Вы инстинктивно испытываете страх, когда есть угроза Вашему телу, и это воспринимается как угроза целостности "Я". Именно Ваше "Я" испытывает этот страх. Почему же, если посчитать Ваше "Я" чем-то отличным от Вашего тела?
Далее, Вы испытываете удовлетворение, когда кто-то положительно отзывается о Вашем теле (нарциссическое удовлетворение), или, напротив, неудовольствие, когда отрицательно. Таким образом, Ваше тело включается в пространство Вашего "Я"-образа.

Assinus Tristis писал(а):Ведь я же говорю о душе или теле "мое", а если есть "мое", значит, есть и кто-то говорящий и, эээ... владеющий, что ли...
Ну и?.. Вы сами пишете - "Я и моя душа". А что такое "душа" и чем отличается от Вашего "Я", определить отказываетесь. Но точно так же Вы можете сказать и о Ваших психических способностях. О том же Вашем "Я" - "мое Я". Т.е. имеет место фактическая тавтология, и она такая же по своей сути, когда Вы говорите "Я и мое тело", "Я и моя душа".

Assinus Tristis писал(а):Они могут измениться и постоянно меняются, а я - все тот же.
Это не так. Если Вам сделают резекцию (удаление) определенных мозговых структур, ответственных за те или иные психические функции, Вы можете испытывать нарушения психических функций. Есть, конечно, некоторые артефакты (нарушения этого общего правила), нот в целом это так.
В мозге существуют различные рецепторы, активация или, напротив, блокирование которых вызывает изменения в психическом статусе существа. Так, ГАМК-нейроны (имеющие ГАМК-рецепторы) центральной нервной системы отвечают за чувство безопасности. Вы ощущаете спокойствие и благодать, когда принимаете химические вещества, которые, связываясь с ними, это вызывают (транквилизаторы, анксиолитики). А те, у кого нарушена серотонин-ергическая или норадрен-ергическая передача в ЦНС, страдают депрессиями, нарушениями настроения. Изменяем нейропередачу - и таким образом изменяем состояние Вашего "Я". Если же в область мозга проникают вещества из группы нейропептидов, они тоже оказывают воздействие на Ваше "Я". Пример с наркотиками - тому ярчайший пример. Прямо сейчас Вы испытываете определенный эмоциональный настрой в контексте оценки обстоятельств по отношению к Вам в зависимости от того фундамента, который образует вся сумма нейрогуморальных передач (ГАМК, глицин, эндорфины, энкефалины и еще множество других нейромедиаторов различной химической природы).

Но логично задать вопрос: почему же изменяясь в эмоциональной окраске не изменяется само Ваше "Я"? Ответ тоже очевиден - потому, то Ваше "Я" - это функция организма, имеющая назначение его адптации к среде. Организм один - и "Я" тоже одно.
Правда, бывают и случаи раздвоения "Я", и это всегда патологические случаи. Это также имеет свою биологическую природу - химическую. Так, шизофрения, при которой и бывают раздвоения личности, вызывается нарушением в функции одного из генов, ответственных за выработку веществ, без которых не происходит процесс метилирования (это объясняется в пределах эпигенетической теории шизофрении). Обнаружилось это тогда, когда врачи-клиницисты нашли, что психоз усиливается от приема адеметионина (химическая производная от аминокислоты метионин), а у предрасположенных (но до тех пор явно не болеющих) к нему происходила манифестация этой болезни. Очень неплохо и надежно купируют приступ нейролептики (они блокируют дофаминовые рецепторы в ЦНС). Это предмет изучения нейропсихологии, нейронаук.

Как итог: все вышеперечисленное (а это только малая часть из всего того, что можно было бы привести в объяснение) не позволяет рассматривать душу как самостоятельную экзистенциальную субстанцию (какой она субъективно кажется Вам). Вот почему такая субстанциональность - кажущаяся.

Assinus Tristis писал(а):Я слышал, например, что тело вроде постоянно обновляется, так что к концу жизни, оно может состоять совсем из других атомов, чем при рождении... Врачи научились пересаживать органы - может, когда-нибудь мне пересадят целое тело с мозгами, и я стану другим человеком, но все равно останусь собой.
Существует такое свойство у системы - неаддитивность. Оно означает, что [системное] свойство, появляющееся у системы, не есть сумма свойств системных составляющих. Это принципиально новое свойство. Психика - это системное свойство (где система - мозг), поэтому она не сводится к простой сумме свойств нейронов и клеток нейроглии.

Что же касается сохранения "Я", как такового, при постоянном и постепенном обновлении клеточного состава тела и мозга, то здесь нет ничего удивительного - психика есть свойство всего мозга, как целостного органа. Поэтому при замещении какой-то его клеточки другой не происходит нарушения психики. Каждый новый элемент мозга включается в так называемый нейрональный ансамбль и начинает выполнять ту жу структурную функцию, что и отмерший элемент (нейрон или глиальная клетка).
"Пересадку тела с мозгами" комментировать не буду, это все из области фантастических предположений.

Assinus Tristis писал(а):Откуда же берется это разделение реальности на "я" и "все остальное"? Какой долбаный закон природы отвечает за это?! Откуда в безбрежном океане "Что" появился маленький островок "Кто"?
Но ведь появилось же? До определенного времени Вас ведь, как личности, не существовало? Да и как личность Вы развивались очень и очень долго. Что ж здесь удивительного?
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Олег Нагорный » Пн июл 13, 2009 13:50

Извините философскую близорукость господину Атмелу. Возможно, в его личном опыте душа (психическое) это действительно - только функция тела, а потому он не может понять как это наши с вами души во многом управляют телами, а не наоборот… :(

Вероятно, господин Атмел также привык путать себя, напр., со своей одеждой… Да, одев великолепно скроенный костюм, я говорю, что я красив, но мне почему-то не приходит в голову, что костюм – это и есть «я», или что «я» - производное костюма… даже если тревожусь, что при повреждении костюма окажусь смешным… :oops:

Увы, я не способен вам предложить «материалистическое» объяснение феномена «Я»… Боюсь, вы слишком не поверхностно мыслите, чтобы удовлетвориться любыми материалистическими интерпретациями этого вопроса. Слишком уж очевидно, что из ружъя невозможно выстрелить в это же ружъё, в бинокль увидеть этот самый бинокль…

А значит, Ваша психическая и материальная жизнь – не есть «Вы», как не есть «Вы» все, что Вы способны сделать объектом своих познавательных усилий.

Тема интересно разработана в димензиональной отнологии Виктора Франкла. В его решении психофизической проблемы (а он – психиатр, невролог и психотерапевт), душа и тело это нечто вроде проекций нашего «Я» на «плоскости» психического и материального.

P.S. Я бы не стал противопоставлять материализм и идеализм. Как показал еще блестящий диалектик 20-го века Алексей Лосев, материализм – это род идеализма, где система идей, составляющая онтологическую структуру Сущего обедняется до одной – материи.
Последний раз редактировалось Олег Нагорный Пн июл 13, 2009 13:52, всего редактировалось 1 раз.
Атеизм - это декларация слепых о том, что мира нет, потому что они его не видят. Игорь Карпов
Аватара пользователя
Олег Нагорный
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: Вт авг 26, 2008 22:11
Откуда: Минск

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Atmel » Пн июл 13, 2009 14:19

Олег Нагорный писал(а):Извините философскую близорукость господину Атмелу. Возможно, в его личном опыте душа (психическое) это действительно - только функция тела, а потому он не может понять как это наши с вами души во многом управляют телами, а не наоборот… :(
Вместо того, чтобы отвечать на доводы, Вы решили привлечь личностные выпады. :) Между тем философская дальнозоркость не позволяет Вам, господин Нагорный, понять, что взаимодействовать могут только субстанции одной природы, и если духовное и телесное взаимодействуют, то только лишь потому, что они принадлежат одному и тому же миру. Именно поэтому бихевиоральная (поведенческая) психотерапия столь успешна.

Олег Нагорный писал(а):Вероятно, господин Атмел также привык путать себя, напр., со своей одеждой… Да, одев великолепно скроенный костюм, я говорю, что я красив, но мне почему-то не приходит в голову, что костюм – это и есть «я», или что «я» - производное костюма… даже если тревожусь, что при повреждении костюма окажусь смешным… :oops:
Я полагаю, что только дальнозоркостью объясняется то, что г-н Нагорный не видит, что одежда красит человека. Именно посредством нее человек украшает свое тело, и тогда это отражается на самовосприятии.

Олег Нагорный писал(а):Увы, я не способен вам предложить «материалистическое» объяснение феномена «Я»… Боюсь, вы слишком не поверхностно мыслите, чтобы удовлетвориться любыми материалистическими интерпретациями этого вопроса. Слишком уж очевидно, что из ружъя невозможно выстрелить в это же ружъё, в бинокль увидеть а этот самый бинокль…

А значит, Ваша психическая и материальная жизнь – не есть «Вы», как не есть «Вы» все, что Вы способны сделать объектом своих познавательных усилий.
Бла-бла-бла... Бинокль предназначен для просмотра местности, но никак не для самосозерцания, аналогично интроспективно мы не способны увидеть то, как материальные процессы в нашем мозге субъективно превращаются в индивидуальное психическое. Не для того природа создавала психическое. Вы бы лучше привели свое объяснение приведенным мной фактам из области нейропсихологии. Каждый из них я могу обосновать.

Олег Нагорный писал(а):Тема интересно разработана в димензиональной отнологии Виктора Франкла. В его решении психофизической проблемы (а он – психиатр, невролог и психотерапевт), душа и тело это нечто вроде проекций нашего «Я» на «плоскости» психического и материального.
Да будет Вам известно, что согласно данным доказательной медицины, "логотерапия" Франкла выступает как психотерапия очень и очень неудачно по сравнению с той самой бихевиоральной (и бихевиорально-когнитивной) психотерапией, построенной на принципах рефлекторной деятельности, которая так ненавистна всевозможным идеалистически настроенным психологам. Ибо психозы и неврозы вызываются не "экзистенциальной фрустрацией", а "фрустрациями" несколько иного рода. Какой же из Франкла психиатр, сказать сложно, так как опыта непосредственно в психиатрии у него не было, в он работал как психолог, а не психиатр (а уж каковы его заслуги в области неврологии, мне вообще неизвестно, несмотря на то, что он был профессором неврологии и психиатрии Венского университета). Соответственно, каковы "проекции" его "Я" у психотиков на "«плоскости» психического и материального", он описать никак не озаботился. А зачем? Куда проще наболтать всякой метафизической ерунды, ее ведь верифицировать не надо.

Олег Нагорный писал(а):А значит, Ваша психическая и материальная жизнь – не есть «Вы»
Дабы из Вашего поста вопрошающий читатель смог извлечь хоть толику для себя пользительного, попробуйте рассказать, что же из себя представляет Ваше "Я", если Ваша психическая жизнь ... это не Вы, а что-то к Вам имеющее отдаленное отношение? А то че-то очень туманно Вы пишете. Вроде чего-то написано, а конкретики нет, одни пафосные слова.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Олег Нагорный » Пн июл 13, 2009 15:29

Atmel писал(а):…взаимодействовать могут только субстанции одной природы, и если духовное и телесное взаимодействуют, то только лишь потому, что они принадлежат одному и тому же миру. Именно поэтому бихевиористская психотерапия успешна

Допустим, что вы правы и ошибается мой философский астигматизм (хотя я убежден, что это не так). Тогда почему мир нужно свести непременно к одной материальной природе, а не, скажем, к психической, а материальное считать ее производной?!

Ведь и попытка бихевиоризма выбросить психическую жизнь за рамки психологии потерпела полное фиаско. Не прошло и полвека, как бихевиоральную схему S -> R пришлось дополнить учетом опосредований «черного ящика» психики. Отсюда – когнитивные карты Толмена и проч. теоретические компоненты, призванные исправить материалистический редукционизм.

Кстати, гуманитарная психология родилась именно как ответ на неудачи психоанализа и бихевиоризма…

Я полагаю, что только дальнозоркостью объясняется то, что г-н Нагорный не видит, что одежда красит человека. Именно посредством нее человек украшает себя, и тогда это отражается на самовосприятии

Да не вижу. Поскольку как только одеваю очки строгого философского мышления, так сразу перестаю путать метонимии и метафоры с действительностью… и начинаю понимать, что самовосприятие возможно только опосредованно: через взор на результаты своих действий в плоскости психического и материального. Также как взглянуть в собственные глаза можно только посредством отражения в зеркале…

Да будет Вам известно, что согласно данным доказательной медицины, "логотерапия" Франкла выступает как психотерапия очень и очень неудачно по сравнению с той самой бихевиоральной (и бихевиорально-когнитивной) психотерапией, построенной на принципах рефлекторной деятельности, которая так ненавистна всевозможным идеалистически настроенным психологам. Ибо психозы и неврозы вызываются не "экзистенциальной фрустрацией", а "фрустрациями" несколько иного рода. Какой же из Франкла психиатр, сказать сложно, так как опыта непосредственно в психиатрии у него не было, в он работал как психолог…

Этот софистический прием – подмена основания. Я пишу о димензиональной отнологии, а вы мне о логотерапии. Да, логотерапия включает в себя на теоретическом уровне, В ТОМ ЧИСЛЕ, и димензиональную онтологию, но не сводиться к ней и не тождественно с ней.

Далее, если вы знакомы с работами которые научно ставят под сомнение эффективность логотерапиии методами доказательной медицины, то назовите их.

А потом, логотерапия, как об этом говорит сам автор, метод, разработанный только для того, чтобы лечить один конкретный невроз – экзистенциальный. И никаких иных эффективных альтернатив до сих пор не имеет. Тот же бихевиоризм в отношении этого невроза вообще не может ничего предложить. И никакого отношения логотерапия к универсальности положений димензиональной онтологии не имеет.

Подводит Вас и знание биографии. После получения докторской степени в области медицинских наук в 30-м году Виктор Франкл занимается клинической психиатрией. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники. Именно он автор и разработчик столь успешной и в современной психиатрии и психотерапии техники «парадоксальной интенции». В 1946 году Франкл становится директором Венской неврологической больницы. В 1950 году возглавляет австрийское общество психотерапевтов…

Дабы из Вашего поста вопрошающий читатель смог извлечь хоть толику для себя пользительного, попробуйте рассказать, что же из себя представляет Ваше "Я", если Ваша психическая жизнь ... это не Вы, а что-то к Вам имеющее отдаленное отношение?

Если бы я смог сказать, что есть «я», то выяснилось бы, что это уже не «я», но объект моего эпистемологического внимания. О себе в собстенном, а не метонимическом смысле, можно сказать лишь, что «я» - это свободный деятель. А психика и тело – это мои проекции на «плоскости» психического и материального соответственно.
Атеизм - это декларация слепых о том, что мира нет, потому что они его не видят. Игорь Карпов
Аватара пользователя
Олег Нагорный
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: Вт авг 26, 2008 22:11
Откуда: Минск

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Atmel » Пн июл 13, 2009 16:55

Олег Нагорный писал(а):
Atmel писал(а):…взаимодействовать могут только субстанции одной природы, и если духовное и телесное взаимодействуют, то только лишь потому, что они принадлежат одному и тому же миру. Именно поэтому бихевиористская психотерапия успешна

Допустим, что вы правы и ошибается мой философский астигматизм (хотя я убежден, что это не так). Тогда почему мир нужно свести непременно к одной материальной природе, а не, скажем, к психической, а материальное считать ее производной?!
Да пожалуйста. Тогда материальное есть эманация психического. Проблемы, которые, возможно, при этом возникают, были предметом острых дискуссий, в которые я мало посвящен. Надо попросить прокомментировать Vivekk'а, у него философское образование. Но в любом случае мы остаемся в рамках взаимодействия материального и духовного, а стало быть, и в рамках природного тождества психики и материи (от перемены мест проблема не решена).

Олег Нагорный писал(а):Ведь и попытка бихевиоризма выбросить психическую жизнь за рамки психологии потерпела полное фиаско. Не прошло и полвека, как бихевиоральную схему S -> R пришлось дополнить учетом опосредований «черного ящика» психики. Отсюда – когнитивные карты Толмена и проч. теоретические компоненты, призванные исправить материалистический редукционизм.
Ну а что принципиально было опровергнуто в бихевиоризме? Только структурное звено введено, которое было призвано отражать механизмы научения. Но ведь и оно действует по внутренним законам рефлексологии. Это как система, вложенная в другую систему.

Олег Нагорный писал(а):Кстати, гуманитарная психология родилась именно как ответ на неудачи психоанализа и бихевиоризма…
В чем наблюдались на тот момент неудачи психоанализа и бихевиоризма? Бихевиоризм Скиннера плохо стал выглядеть тогда, когда обнаружились врожденные схемы реагирования.

Олег Нагорный писал(а):
Я полагаю, что только дальнозоркостью объясняется то, что г-н Нагорный не видит, что одежда красит человека. Именно посредством нее человек украшает себя, и тогда это отражается на самовосприятии

Да не вижу. Поскольку как только одеваю очки строгого философского мышления, так сразу перестаю путать метонимии и метафоры с действительностью… и начинаю понимать, что самовосприятие возможно только опосредованно: через взор на результаты своих действий в плоскости психического и материального. Также как взглянуть в собственные глаза можно только посредством отражения в зеркале…
Отнюдь нет. Через Ваши "очки строго философского мышления" не видится того, чего наблюдает наука. Мы рождаемся с определенными поведенческими потенциалами. Здесь очень показателен метод монозиготных близнецов, у которых конкордантность характерологических свойств гораздо выше, чем у гетерозиготных. И разные по своим врожденным психологическим конституциям люди оценивают себя и свою деятельность по-разному. Поэтому в психологии личности выделяют разные характерологические типы, и астеники реагируют иначе, чем психически стеничные люди.
Впрочем, я вообще не понял Вашего возражения -что оно опровергает?


Да будет Вам известно, что согласно данным доказательной медицины, "логотерапия" Франкла выступает как психотерапия очень и очень неудачно по сравнению с той самой бихевиоральной (и бихевиорально-когнитивной) психотерапией, построенной на принципах рефлекторной деятельности, которая так ненавистна всевозможным идеалистически настроенным психологам. Ибо психозы и неврозы вызываются не "экзистенциальной фрустрацией", а "фрустрациями" несколько иного рода. Какой же из Франкла психиатр, сказать сложно, так как, кажется, опыта непосредственно в психиатрии у него не было, в он работал как психолог…

Этот софистический прием – подмена основания. Я пишу о димензиональной отнологии, а вы мне о логотерапии. Да, логотерапия включает в себя на теоретическом уровне, В ТОМ ЧИСЛЕ, и димензиональную онтологию, но не сводиться к ней и не тождественно с ней.
А помните: практика - критерий верности теории? :)

Олег Нагорный писал(а):Далее, если вы знакомы с работами которые научно ставят под сомнение эффективность логотерапиии методами доказательной медицины, то назовите их.
О, это придется покопаться, я ведь не всю литературу оставляю у себя, что-то откладывается в памяти, и не обязательно сохранять саму литературу. Из того, что вспоминается - Граве и др. “Психотерапия в процессе перемен: от конфессии к профессии” в которой проанализированы результаты исследований эффективности психотерапии, приведенные в литературе. Но сейчас я могу привести клинические руководства по терапии разных психических расстройств по принципам доказательной медицины - в них ни в одном нет рекомендации по применению логотерапии, есть только четко обоснованные рекомендации по применению КБТ (когнитивно-поведенческой т.), которым присвоен высший уровень доказательности эффективности, а это говорит само за себя. Выбирайте любое расстройство, а я поищу гайдлайны.

Олег Нагорный писал(а):А потом, логотерапия, как об этом говорит сам автор, метод, разработанный только для того, чтобы лечить один конкретный невроз – экзистенциальный. И никаких иных эффективных альтернатив до сих пор не имеет. Тот же бихевиоризм в отношении этого невроза вообще не может ничего предложить. И никакого отношения логотерапия к универсальности положений димензиональной онтологии не имеет.
Как сказать, по крайней мере существует когнитивно-поведенческая психотерапия депрессий различной этиологии. Только вот в терминологии и теории классического психоанализа экзистенциальные кризисы объясняются гораздо четче и адекватнее.

Олег Нагорный писал(а):Подводит Вас и знание биографии. После получения докторской степени в области медицинских наук в 30-м году Виктор Франкл занимается клинической психиатрией. С 1930 по 1938 год он входил в штат Нейропсихиатрической университетской клиники. Именно он автор и разработчик столь успешной и в современной психиатрии и психотерапии техники «парадоксальной интенции». В 1946 году Франкл становится директором Венской неврологической больницы. В 1950 году возглавляет австрийское общество психотерапевтов…
Возможно, подводит.

Метод парадоксальной интенции является поведенческим (бихевиоральным) методом, и к "терапии смыслом" отношения не имеет. Какое отношение эта часть психотерапевтической техники имеет к "ноогениям" и "психотерапии в духовных терминах", неизвестно.


Олег Нагорный писал(а):Если бы я смог сказать, что есть «я», то выяснилось бы, что это уже не «я», но объект моего эпистемологического внимания. О себе в собстенном, а не метонимическом смысле, можно сказать лишь, что «я» - это свободный деятель. А психика и тело – это мои проекции на «плоскости» психического и материального соответственно.
То, о чем Вы написали, называется просто - интроспекция, направленность Я на самое себя и психические феномены субъекта. Поэтому мне так и не ясно, чем психика субстанционально отличается от "Я", если все психические переживания неотделимы от "Я" и в сущности являются его феноменальными проявлениями? От того, что Вы назвали себя "свободным деятелем", ничего не изменилось. Я могу привести Вам примеры из области гипнологии, когда субъект считал внушенные ему гипнологом (кажется, Бернгеймом) действия за проявление собственной воли - дескать, ему так захотелось.

Вы поймите, Олег, субъективно мне экзистенциализм очень близок, и все то, что написал топикстартер действительно вечно актуальные и крайне интересные вопросы, все дело в том, что я отдаю приоритет объективным критериям перед субъективными, и когда мне хочется (а мне это хочется) считать себя экзистенцией, то этому препятствует знание данных нейронаук, которые прийти к такому убеждению не позволяют. Поэтому Вы объективное просто напросто игнорируете (что и сделали в этом топике). Также как и Франкл (возьмите его попытки применить логотерапию в лечении эндогенной депрессии - эта депрессия эндогенна (т.е. обусловлена внутренними биологическими причинами), и как бы он ни старался что-тро противопоставить ей, но преодолеть прогредиентность возможности нет. Поэтому до сих пор в терапии шизофрении места психотерапии почти нет).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Олег Нагорный » Пн июл 13, 2009 19:05

Atmel писал(а):

А вот и не поведусь я на этот избытый трюк – распыление темы. Снова вы не к месту поминаете логотерапию, хотя к сути вопроса она не имеет ни малейшего отношения. (Практика ее применения, к слову, блестяще себя оправдывает, если применять этот инструмент к лечению того невроза, для которого он предназначен – экзистенциального, и пока безальтернативна. А ваша критика метода сродни указанию, что молоток плохой инструмент, ибо им шуруп не ввернешь…)

Речь идет о димензиональной онтологии, которая решает проблемы взаимодействия психического и физического. Никакие данные нейронаук не позволяют произвести редукцию психического к нейробиологическому. Если провести аналогию, то, скажем, психические образы можно сравнить с изображениями на экране монитора. Нейронауки при этом будут рассказывать как работает «железо» компьютера, как и куда бегут токи и микротоки, как работают схемы и проч. детали. Как информация кодируется и передается…

Только вот незадача: если у компа есть материальная система декодирования и «плоскость» для вывода изображения, то в человеческом мозге материальной системы декодирования и «монитора» нет.

Кроме того, монитор компа предполагает внешнего наблюдателя, воспринимающего образ. А в случае с ментальными образами, такого материального субъекта нет, тем не менее, кто-то видит не синапсы и медиаторы, нейроны и аксоны, электрохимические реакции в мозгу… но именно целостные образы…

Даже деятельность человека не смогли бихевиористы свести к материальному. Оказалось, что процесс обусловливания во многом определяется психическим содержанием. С этих пор концептуальные основы бихевиоризма пересматриваются. В него вводятся психические термины: цель, мотив, когнитивная карта...

Димензиональная онтология прекрасно справляется с задачей объяснить с одной стороны видимость плотного взаимовлияния физического и психического, а с другой – несводимость их друг к другу, а порой конфликтное взаимодействие. Предполагается, что реальность имеет аспекты, модусы, «плоскости» психического и физического. Наше «Я» одновременно проявляет себя в обоих плоскостях, но на каждой имеет разное «изображение» в зависимости от свойств «плоскости» и отношению нашего «я» к ней. Так, напр., кружка может иметь форму круга при проекции на стол, и в тоже время форму прямоугольника при проекции на стену…

Но даже не в психофизической проблеме, не имеющей общепризнанного решения в науке, суть. А в том, что на свои психические и материальные проявления мы смотрим как на эпистемологические объекты. А смотрящий не есть «осматриваемое».

И клинические факты подтверждают, что наше «я» вне-материально и вне-психично. Особенно ярко это появляется в нравственной свободе. В частности, Виктор Франкл приводил в доказательство клинический случай, когда психическое заболевание провоцировало у пациента галлюциноз и паранойальное состояние, которые внушали необходимость убийства жены. Но никакое поражение нервной системы, никакой сбой в работе психической продукции не смог у больного отнять духовной свободы: как относиться к понуждениям болезни. Вместо убийства, он наоборот окружил жену вящей заботой.
Атеизм - это декларация слепых о том, что мира нет, потому что они его не видят. Игорь Карпов
Аватара пользователя
Олег Нагорный
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: Вт авг 26, 2008 22:11
Откуда: Минск

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Atmel » Пн июл 13, 2009 20:20

Олег Нагорный писал(а):А вот и не поведусь я на этот избытый трюк – распыление темы. Снова вы не к месту поминаете логотерапию, хотя к сути вопроса она не имеет ни малейшего отношения. (Практика ее применения, к слову, блестяще себя оправдывает, если применять этот инструмент к лечению того невроза, для которого он предназначен – экзистенциального, и пока безальтернативна. А ваша критика метода сродни указанию, что молоток плохой инструмент, ибо им шуруп не ввернешь…)
Ну что ж, Ваше право. Только все же скажу, что то, что Вы именуете "экзистенциальным неврозом", есть ни что иное, как кризис и фрустрация первичных влечений, которым Фрейд посвятил свою метапсихологию. Чтобы проиллюстрировать это, посмотрите случай, рассмотренный Франклом в его книге "Врач и душа", где он приводит пример пациентки с женским климаксом. После того, как она утратила свою былую привлекательность, и эротическое удовлетворение уже не происходит, она встает перед проблемой смысла своего существования. В таком виде обозначается т.н. экзистенциальный кризис - и это состояние у Фрейда детерминируется значительно более обосновано (как фрустрация либидинозных влечений).

Олег Нагорный писал(а):Речь идет о димензиональной онтологии, которая решает проблемы взаимодействия психического и физического. Никакие данные нейронаук не позволяют произвести редукцию психического к нейробиологическому.
Это не редукция, это описание проблемы на языке объективности. Данные нейронаук не могут ничего редуцировать, они поставляют фактический материал, который и используется для построения тех или иных умозаключений. И это не дает Вам оснований их игнорировать (чего Вы опять-таки делаете!!!).

Олег Нагорный писал(а):Кроме того, монитор компа предполагает внешнего наблюдателя, воспринимающего образ. А в случае с ментальными образами, такого материального субъекта нет, тем не менее, кто-то видит не синапсы и медиаторы, нейроны и аксоны, электрохимические реакции в мозгу… но именно целостные образы…
Вернитесь к понятию системности и ее основному свойству - неаддитивности, которое означает, что у системы появляется принципиально новое свойство, несводимое к арифметической сумме свойств составляющих ее компронентов (тех самых нейронов с аксонами, синапсами и медиаторами). Именно в силу своей новой функциональности система порождает свойство в виде субъективно наблюдаемых психических образов.

Олег Нагорный писал(а):Даже деятельность человека не смогли бихевиористы свести к материальному. Оказалось, что процесс обусловливания во многом определяется психическим содержанием. С этих пор концептуальные основы бихевиоризма пересматриваются. В него вводятся психические термины: цель, мотив, когнитивная карта...
Попробуйте объяснить нам, что меняет в нашем вопросе о сущности "Я" включение в поведенческую цепочку "стимул-реакция" промежуточных звеньев (той же когнитивной карты, если эта "карта" есть память о соотношении внешних условий на пути к достижению цели, которые индивид учитывает при выполнении задачи)? Память-то реализована на материальном носителе!

Олег Нагорный писал(а):Димензиональная онтология прекрасно справляется с задачей объяснить с одной стороны видимость плотного взаимовлияния физического и психического, а с другой – несводимость их друг к другу, а порой конфликтное взаимодействие. Предполагается, что реальность имеет аспекты, модусы, «плоскости» психического и физического. Наше «Я» одновременно проявляет себя в обоих плоскостях, но на каждой имеет разное «изображение» в зависимости от свойств «плоскости» и отношению нашего «я» к ней. Так, напр., кружка может иметь форму круга при проекции на стол, и в тоже время форму прямоугольника при проекции на стену…
Вам плохо удается объяснить то, что Вы хотите сказать и обосновать, и чем димензиональная онтология противоречит нейропсихологическому объяснению человеческого "Я", если это объяснение как в объективной плоскости "материального", так и в описательной плоскости "психического"?
Франкл не говорит о противопоставлении физического и психического, а уж тем более о какой-то "конфликтности их взаимодействия". Напротив, он пытается преодолеть такое противопоставление:
Как видите, я говорю об измерениях, а не о традиционных слоях бытия. Потому что, по моему мнению, именно димензиональная онтология предлагает единственно возможный путь разрешения старой психофизической проблемы человека, который не нарушает его целостности и единства. Это означает, что мы больше не говорим о физическом, психическом и духовном слоях, чтобы не отделять их друг от друга. Но если мы попытаемся понять тело, душу и разум как разные измерения одного и того же бытия, его целостность нисколько не пострадает.
(Франкл. Психотерапия и экзистенциализм)
Здесь он подходит к проблеме исключительно прагматически (с позиции психотерапевта), поэтому его и интересуют все три аспекта, которые ему приходилось применять на практике - психиатрический (феноменологическая синдромология), нейробиологический (психоорганические патологии и т.д.) и экзистенциальный (субъективизм пациента).


Олег Нагорный писал(а):Но даже не в психофизической проблеме, не имеющей общепризнанного решения в науке, суть. А в том, что на свои психические и материальные проявления мы смотрим как на эпистемологические объекты. А смотрящий не есть «осматриваемое».
Я опять попрошу Вас объяснить, в чем различие "Я" и остальных психических феноменов? Ведь если мы способны наблюдать свое собственное "Я", то Ваш тезис "смотрящий не есть «осматриваемое»" теряет смысл. Понимаете? До тех пор мы не продвинемся в обсуждении Вашей концепции ни на миллиметр. Ну как?

Олег Нагорный писал(а):И клинические факты подтверждают, что наше «я» вне-материально и вне-психично. Особенно ярко это появляется в нравственной свободе. В частности, Виктор Франкл приводил в доказательство клинический случай, когда психическое заболевание провоцировало у пациента галлюциноз и паранойальное состояние, которые внушали необходимость убийства жены. Но никакое поражение нервной системы, никакой сбой в работе психической продукции не смог у больного отнять духовной свободы: как относиться к понуждениям болезни. Вместо убийства, он наоборот окружил жену вящей заботой.
А что тут "внепсихичного"? А "нравственная свобода" в данном случае объясняется просто - конкуренцией противоположного чувства ("Я-побуждения") - любви к жене. Оно возобладало, и убийство не состоялось. У психотиков амбивалентность - обычное явление.

А вот другие клинические факты Вы опять проигнорировали. Предлагаю сосредоточиться на психозах. Возьмем для начала раздвоение личности, когда больной для себя превращается в совершенно другого человека (например, классически - в Наполеона :)), а порой и периодически меняется в своих нескольких "личностях". Как тот факт, что такого рода клинические феномены купируются галоперидолом, может пролить воду на идеалистическую идеологию Вашей стороны?

П.С. Не удержусь заметить - не отвлеченная идеалистическая психология открыла такой способ облегчения положения больных шизофренией, а самая что ни на есть материалистическая.

Олег Нагорный писал(а):Но никакое поражение нервной системы, никакой сбой в работе психической продукции не смог у больного отнять духовной свободы
"Никакое поражение нервной системы". :) Какая наивность, чтобы делать из этого широкомасштабные выводы! Или просто некомпетентность? Поинтересуйтесь клиникой старческих (сенильных) психозов, когда всякие моральные нормы в человеке просто отмирают вместе с атрофией мозга. Или клиникой олигофрении (особенно тяжких олигофрений). Какая уж там "духовная свобода"! Полная аморальность.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Олег Нагорный » Вт июл 14, 2009 12:34

Atmel писал(а): ...


1. «Подобно тому как сексуальная фрустрация — по крайней мере, согласно психоанализу — может вести к неврозу, также и фрустрация воли к смыслу может вести к неврозу. Я называю такую фрустрацию экзистенциальной фрустрацией.

Когда экзистенциальная фрустрация обусловливает невротическую симптоматологию, мы имеем дело с новым типом невроза, который мы будем называть ноогенным неврозом. Чтобы обосновать это понятие, Крамбаух и Маколик, руководители Американского исследовательского центра, создали свой текст PIL (цель в жизни) и апробировали его на 1200 испытуемых. «Результаты, — пишут они в своей статье, опубликованной в Журнале клинической психологии, — определенно подтверждают гипотезу Франкла о том, что наряду с другими известными неврозами существует новый тип невроза, который он называет ноогенным неврозом. Есть основания считать, что мы действительно имеем дело с новым синдромом». Что касается его частоты, то я могу сослаться изданные статистического исследования, проведенного Вернером в Лондоне, Лангеном и Фолардом в Тюбингене, Приллом в Вюрцбурге и Ни-бауэром в Вене. По их оценке, среди всех неврозов около 20% составляют неврозы, ноогенные по своей природе и происхождению.

В этих случаях логотерапия является специфической терапией; в других случаях она выполняет роль неспецифической терапии». Виктор Франк, Доктор и душа.

2. «”Человек - это не более чем биохимический механизм, приводимый в движение системой процессов окисления, питающих энергией компьютеры". Как невролог, я ручаюсь, что вполне правомерно рассматривать компьютер как модель, скажем, центральной нервной системы. Ошибка заключена лишь в словах "не более чем", в утверждении, что человек не представляет собой ничего, помимо компьютера. Да, человек-это компьютер, но одновременно он нечто бесконечно большее, чем компьютер, большее в ином измерении.
Нигилизм не выдает себя разговорами о Ничто, а маскируется словосочетанием "не более чем". Американцы называют это редукционизмом. Как выясняется, редукционизм не только редуцирует у человека целое измерение; он укорачивает человека ни много ни мало на специфически человеческое измерение» В. Франкл, Человек в поисках смысла

3. Где же в материальном мире находятся эти, порождаемые материальной системой ментальные образы, а не их нейробиологические корреляты?! И из какого рода материи состоит, и где в материальной системе координат локализован наблюдатель этих образов?!

Хочу также напомнить, что эмерджентностность систем определяется характером и направленностью взаимодействия ее подсистем. Кроме того, материальное взаимодействие определяет (порождает) материальные эмерджентные свойства системы, а нематериальное взаимодействие нематериальных подсистем - не материальные свойства.

А вы меня хотите удивить чудом, когда материальное взаимодействие порождает нематериальное свойство. :) А еще говорят, что атеисты в чудеса не верят :wink:

4. Попробуйте отыскать, где именно в материальном субстрате располагается психические: «цель», «ценность», «смысл» и проч., и их содержательное значение - тогда станет понятным, что редуцировать психическую жизнь человека к материальному невозможно.

Да память реализована на материальном носителе, но сама не является материальной субстанцией. Одни и теже содержательные значения памяти можно принципиально записать на различных материальных носителях в принципиально разных системах кодирования.

5. «...А где же "единство человека"? Там, где человек, подобно старому кувшину, весь расколот щелями и трещинами, "качественными скачками" (Гегель)? Известно определение искусства как единства в многообразии. Я бы хотел определить здесь человека как единство вопреки многообразию. Ведь налицо антропологическое единство, невзирая на онтологические различия, невзирая на различия между разными формами бытия. Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется. Короче, человеческое бытие-это "Unitas multiplex", выражаясь словами Фомы Аквинского. Оно не охватывается ни плюрализмом, ни монизмом наподобие того, с которым мы встречаемся в "Этике Бенедикта де Спинозы, доказанной в геометрическом порядке". Да будет мне, однако, позволено очертить понимание человека, "доказанное в геометрическом порядке", с использованием геометрических аналогий. Речь идет о димензиональной онтологии. Первый из двух законов димензиональной онтологии звучит так: Один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг
другу. Например, если стакан, геометрической формой которого является цилиндр, я проецирую из трехмерного пространства на двумерные плоскости, соответствующие его поперечному и продольному сечению, то в одном случае получается круг, а в другом - прямоугольник. Помимо этого несоответствия, проекции противоречивы уже постольку,
поскольку в обоих случаях перед нами замкнутые фигуры, тогда как стакан - это открытый сосуд» В. Франкл, Человек в поисках смысла

7. Принципиальное отличие в том, что психические феномены наблюдаемы нашим «Я». А наше «Я» недоступно для непосредственного наблюдения. Когда ты имеешь возможность смотреть на предмет, это означает, что ты и предмет – не одно и тоже.

8. Суть не в амбивалентности, а в том, что именно свободное «Я» делает тот или иной полюс амбивалентной диады мотивом.

9. Вы лжете. Да есть люди, которые идут на поводу у психоза. Но в духовном окормлении настоятеля прихода при психиатрической клинике в Новинках, в которой я проходил практику, доводилось видеть людей с нравственно трезвым отношением к своей болезни. Например, один пациент Б., страдающий сексуальной расторможенностью на фоне сенильного психоза, намеренно избегал личной встречи с внуками, объясняя это нечистыми желаниями, возникающими в их отношении при их присутствии.

Приходилось мне сопровождать и группу инвалидов, в т.ч. олигофренов в оздоровительной благотворительной поездке в Германию. Так вот, даже тяжелые олигофрены ярко отличаются друг от друга по характеру нравственности. Общаясь с ними, я сделал предположительные выводы о состоянии нравственного климата в их семьях. И почти на 100% выводы оправдались при более близком знакомстве затем с родителями и попечителями.
Атеизм - это декларация слепых о том, что мира нет, потому что они его не видят. Игорь Карпов
Аватара пользователя
Олег Нагорный
 
Сообщения: 185
Зарегистрирован: Вт авг 26, 2008 22:11
Откуда: Минск

Re: Одно странное явление с точки зрения материализма

Сообщение Atmel » Вт июл 14, 2009 13:45

Олег Нагорный писал(а):1. «Подобно тому как сексуальная фрустрация — по крайней мере, согласно психоанализу — может вести к неврозу, также и фрустрация воли к смыслу может вести к неврозу. Я называю такую фрустрацию экзистенциальной фрустрацией.
Когда экзистенциальная фрустрация обусловливает невротическую симптоматологию, мы имеем дело с новым типом невроза, который мы будем называть ноогенным неврозом.
Я это оспариваю. А почему - уже было написано: в основе т.н. "ноогенного невроза" лежит банальная фрустрация инстинктивных влечений. Почему Вы не обращаете внимание на мои ответы?

Олег Нагорный писал(а):Чтобы обосновать это понятие, Крамбаух и Маколик, руководители Американского исследовательского центра, создали свой текст PIL (цель в жизни) и апробировали его на 1200 испытуемых. «Результаты, — пишут они в своей статье, опубликованной в Журнале клинической психологии, — определенно подтверждают гипотезу Франкла о том, что наряду с другими известными неврозами существует новый тип невроза, который он называет ноогенным неврозом. Есть основания считать, что мы действительно имеем дело с новым синдромом».
И почему-то до сих пор международная классификация болезней, как и американская, такого нозологического пункта не имеет. Так что "ноогенный невроз" как самостоятельная единица имеет место только внутри системы логотерапии. А фактически он детерминирован констуциональными и средовыми факторами.

Заявление Франкла о существовании специфической человеческой совести и свободы воли сегодня вряд ли можно рассматривать всерьез, принимая во внимание данные этологии. Совершенно ясно, что совесть человека детерминирована генетически, равно как и способность к сопереживанию, стремление помочь другому индивиду - все это мы обнаруживаем и в животном мире. Вряд ли возможно четко выявить существование у животных потребности в смысле их существования, но по аналогии с вышеперечисленным становится понятным, что и последнее также обусловлено врожденными способностями людей (генетически).
Изображение
Спасение утопающего (рисунок В. Маркина для илюстрации наблюдений Р. Футса)

Олег Нагорный писал(а):Что касается его частоты, то я могу сослаться изданные статистического исследования, проведенного Вернером в Лондоне, Лангеном и Фолардом в Тюбингене, Приллом в Вюрцбурге и Ни-бауэром в Вене. По их оценке, среди всех неврозов около 20% составляют неврозы, ноогенные по своей природе и происхождению.
Это поверхностная оценка, поскольку в такого рода исследованиях не учитывается инстинктивно-аналитическая подоплека таких "неврозов".

Олег Нагорный писал(а):3. Где же в материальном мире находятся эти, порождаемые материальной системой ментальные образы, а не их нейробиологические корреляты?! И из какого рода материи состоит, и где в материальной системе координат локализован наблюдатель этих образов?!
Возможно, в электрических полях, генерируемых электрическими токами? Вне головы-то индивида точно не бывает (даже путешествуя в сновидениях). Поле - это вид материи, только в ощущениях она нам не всегда дана. ))) В любом случае мы имеем зависимость психического от материального, и то, что работающий мозг рождает субъективно психическое, доказывается всем множеством данных нейронаук. Вы знаете об опытах Пенфилда по вживлению электрических электродов в точки фронтальной коры подопытных людей? - электрическая стимуляция этих точек вызывало строго очерченные и строго связанные с конкретными точками психические феномены (воспоминания, эмоции, слуховые галлюцинации, воспроизводящие ситуации прошлого).

Олег Нагорный писал(а):Хочу также напомнить, что эмерджентностность систем определяется характером и направленностью взаимодействия ее подсистем. Кроме того, материальное взаимодействие определяет (порождает) материальные эмерджентные свойства системы, а нематериальное взаимодействие нематериальных подсистем - не материальные свойства.
А вы меня хотите удивить чудом, когда материальное взаимодействие порождает нематериальное свойство. :) А еще говорят, что атеисты в чудеса не верят :wink:

А откуда Вы знаете, что такое материя? :) Сначала человек имел дело с цельными объектами материального мира, потом поняли, что материя состоит из атомов. В дальнешем оказалось, что сами атомы состоят из составляющих. Затем и эти составляющие уменьшились и стали проявлять волновые свойства. Ныне материя еще более стала мельчайшей, тончайшей и непостижимой. А еще обнаружили какую-то антиматерию, материя, как оказывается, умеет аннигилировать. Разве не чудо? )) Понимаете о чем я?


Олег Нагорный писал(а):4. Попробуйте отыскать, где именно в материальном субстрате располагается психические: «цель», «ценность», «смысл» и проч., и их содержательное значение - тогда станет понятным, что редуцировать психическую жизнь человека к материальному невозможно.
Это результат интегративной деятельности мозга, и важно заметить, что «цель», «ценность», «смысл» и проч. изначально происходят из чисто биологических потребностей, которые позволяют индивиду функционировать биологически. Инстинкт цели был описан еще И. П. Павловым в опытах на животных - И. П. называл его "рефлексом цели", т.к. термина "инстинкт" не употреблял в пику Бехтереву, говоря о "безусловных рефлексах". А механизм такого целеполагания описан классической схемой акцептора действия П. К. Анохина. При увеличении сложности мозга происходит усложнение этих потребностей и появление новых, но также базирующихся на примитивных инстинктах, потребностей. Мы привыкли считать, что, например, творчество является исключительно человеческой потребностью, однако опыты с высшими приматами убедительно показали наличие этой способности и у них. Приматы с удовольствием рисовали достаточно гармоничные картины красками, и были недовольны, когда им мешали заниматься рисованием. Конечно, у человека эта способность качественно выше, но не забывайте, что и нас и сложность головного мозга намного выше! А опыты гештальт-психологов с приматами и собаками показали наличие возможности инсайта (они назвали это "ага-переживанием"). Все как у людей, только примитивнее.
Я пока адресую Вас к различным работам по этологии, а также к работе В.Эфроимсона "Генетика этики и эстетики", а сам попробую отсканировать кое-какую серьезную литературу по этой теме.

Олег Нагорный писал(а):Да память реализована на материальном носителе, но сама не является материальной субстанцией. Одни и те же содержательные значения памяти можно принципиально записать на различных материальный носителях в принципиально разных системах кодировки.
И эти значения будут иметь сордержание только в конкретных системах декодирования. Для человека система одна - мозг и его производная (психика).

Олег Нагорный писал(а):5. «...А где же "единство человека"? Там, где человек, подобно старому кувшину, весь расколот щелями и трещинами, "качественными скачками" (Гегель)? Известно определение искусства как единства в многообразии. Я бы хотел определить здесь человека как единство вопреки многообразию. Ведь налицо антропологическое единство, невзирая на онтологические различия, невзирая на различия между разными формами бытия. Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется. Короче, человеческое бытие-это "Unitas multiplex", выражаясь словами Фомы Аквинского. Оно не охватывается ни плюрализмом, ни монизмом наподобие того, с которым мы встречаемся в "Этике Бенедикта де Спинозы, доказанной в геометрическом порядке". Да будет мне, однако, позволено очертить понимание человека, "доказанное в геометрическом порядке", с использованием геометрических аналогий. Речь идет о димензиональной онтологии. Первый из двух законов димензиональной онтологии звучит так: Один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу. Например, если стакан, геометрической формой которого является цилиндр, я проецирую из трехмерного пространства на двумерные плоскости, соответствующие его поперечному и продольному сечению, то в одном случае получается круг, а в другом - прямоугольник. Помимо этого несоответствия, проекции противоречивы уже постольку, поскольку в обоих случаях перед нами замкнутые фигуры, тогда как стакан - это открытый сосуд» В. Франкл, Человек в поисках смысла
Меня просили дать объяснение человеческому "Я" в терминологии материализма. Я такое объяснение привел, и в этой плоскости оно исчерпывающе обоснованное и неопровержимое. Если же требуется найти объяснение с позиции субъективных ощущений, то мы применим другой язык, например, поэзии.

Франкл ошибается, когда утверждает, что в плоскости биологии невозможно дать объяснения всей сложности человека. Каждый феномен у человека детерминирован внутренними биологическими механизмами, работа который в сумме дает тот или иной наблюдаемый феномен. Он вводит еще одну ординату при описании личности человека для того, чтобы можно было оперировать субъективными чувствами в практическом аспекте, вот и все!

Олег Нагорный писал(а):7. Принципиальное отличие в том, что психические феномены наблюдаемы нашим «Я». А наше «Я» недоступно для непосредственного наблюдения. Когда ты имеешь возможность смотреть на предмет, это означает, что ты и предмет – не одно и тоже.
Не надо повторять это как мантру. Наше "Я" прекрасно доступно самонаблюдению и самоощущению. Есть даже трансакционый анализ, построенный на осознании состояния "Я" (эти состояния в контексте психотерапии именуются "родитель", "ребенок и "взрослый"). А Фрейд называл Эго видимой ареной, на которой разворачиваются конфликты сежду моральными структурами человеческого существа и его инстинктами (далее в психодинамическом направлении стали выделять и бессознательную часть Эго).
К чему отрицать очевидные вещи? Это непродуктивно.

Олег Нагорный писал(а):8. Суть не в амбивалентности, а в том, что именно свободное «Я» делает тот или иной полюс амбивалентной диады мотивом.
Кто сказал, что это "Я" свободное и не подвержено каким-то инстинктивным побуждениям в каждый момент времени?

Олег Нагорный писал(а):9. Вы лжете. Да есть люди, которые идут на поводу у психоза. Но в духовном окормлении настоятеля прихода при психиатрической клиники в Новинках, в которой я проходил практику, доводилось видеть людей с нравственно трезвым отношением к своей болезни. Например, один пациент Б., страдающий сексуальной расторможенностью на фоне сенильного психоза, намеренно избегал личной встречи с внуками, объясняя это, нечистыми желаниями, возникающими в их отношении при их присутствии.
Нагорный, ну зачем Вы так? Да, есть случаи, когда психоз еще не зашел столь далеко, что люди полностью теряют самоконтроль. А есть и такие - на стадии физического и психического маразма, когда такой контроль полностью утрачивается, и обусловлено это именно атрофией коры головного мозга. Вы думаете, почему психотик освобождается от подсудности по причине невменяемости? Потому что его болезнь не позволяет ему контролировать свои действия. Для этого и существует судебно-психиатрическая экспертиза.


Олег Нагорный писал(а):Приходилось мне сопровождать и группу инвалидов, в т.ч. олигофренов в оздоровительной благотворительной поездке в Германию. Так вот, даже тяжелые олигофрены ярко отличаются друг от друга по характеру нравственности. Общаясь с ними, я сделал предположительные выводы о состоянии нравственного климата в их семьях. И почти на 100% выводы оправдались при более близком знакомстве затем с родителями и попечителями.
Если люди с олигофренией были направлены на "оздоровительную благотворительную поездку в Германию", значит, они соответствовали легкой степени олигофрении (дебильности). Видели ли Вы когда-нибудь направленных на какие-либо "благотворительные лечения" клинических идиотов? Их зачастую полностью лишенное каких-либо моральных норм поведение обусловлено вовсе не "нравственным климатом в семье", а недоразвитием головного мозга. И причины тут могут быть разные - чаще всего это врожденная энзимопатия. Поясню: энзимопатия - это ферментативная недостаточность - т.е. недостаток, некачественность или непродукция ферментов (энзимов), которые осуществляют переработку фенилаланина в тиразин (фенилкетонурия), или расщепляющих галактозу (галактоземия). Также причиной может стать банальный резус-конфликт родителей и др. факторы. Есть и хромосомные причины.
А ведь Вы процитировали "никакое поражение нервной системы" так, словно нервная система здесь непричем, так, вышла прогуляться!

Так куда мы денемся от этих фактов, упрямо свидетельствующих о том, что человеческое "Я" и все психическое есть продукт деятельности мозга?
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

След.

Вернуться в Наука и религия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12