Олег Нагорный писал(а):1. «Подобно тому как сексуальная фрустрация — по крайней мере, согласно психоанализу — может вести к неврозу, также и фрустрация воли к смыслу может вести к неврозу. Я называю такую фрустрацию экзистенциальной фрустрацией.
Когда экзистенциальная фрустрация обусловливает невротическую симптоматологию, мы имеем дело с новым типом невроза, который мы будем называть ноогенным неврозом.
Я это оспариваю. А почему - уже было написано: в основе т.н. "ноогенного невроза" лежит банальная фрустрация инстинктивных влечений. Почему Вы не обращаете внимание на мои ответы?
Олег Нагорный писал(а):Чтобы обосновать это понятие, Крамбаух и Маколик, руководители Американского исследовательского центра, создали свой текст PIL (цель в жизни) и апробировали его на 1200 испытуемых. «Результаты, — пишут они в своей статье, опубликованной в Журнале клинической психологии, — определенно подтверждают гипотезу Франкла о том, что наряду с другими известными неврозами существует новый тип невроза, который он называет ноогенным неврозом. Есть основания считать, что мы действительно имеем дело с новым синдромом».
И почему-то до сих пор международная классификация болезней, как и американская, такого нозологического пункта не имеет. Так что "ноогенный невроз" как самостоятельная единица имеет место только внутри системы логотерапии. А фактически он детерминирован констуциональными и средовыми факторами.
Заявление Франкла о существовании специфической человеческой совести и свободы воли сегодня вряд ли можно рассматривать всерьез, принимая во внимание данные этологии. Совершенно ясно, что совесть человека детерминирована генетически, равно как и способность к сопереживанию, стремление помочь другому индивиду - все это мы обнаруживаем и в животном мире. Вряд ли возможно четко выявить существование у животных потребности в смысле их существования, но по аналогии с вышеперечисленным становится понятным, что и последнее также обусловлено врожденными способностями людей (генетически).
Спасение утопающего (рисунок В. Маркина для илюстрации наблюдений Р. Футса)
Олег Нагорный писал(а):Что касается его частоты, то я могу сослаться изданные статистического исследования, проведенного Вернером в Лондоне, Лангеном и Фолардом в Тюбингене, Приллом в Вюрцбурге и Ни-бауэром в Вене. По их оценке, среди всех неврозов около 20% составляют неврозы, ноогенные по своей природе и происхождению.
Это поверхностная оценка, поскольку в такого рода исследованиях не учитывается инстинктивно-аналитическая подоплека таких "неврозов".
Олег Нагорный писал(а):3. Где же в материальном мире находятся эти, порождаемые материальной системой ментальные образы, а не их нейробиологические корреляты?! И из какого рода материи состоит, и где в материальной системе координат локализован наблюдатель этих образов?!
Возможно, в электрических полях, генерируемых электрическими токами? Вне головы-то индивида точно не бывает (даже путешествуя в сновидениях). Поле - это вид материи, только в ощущениях она нам не всегда дана. ))) В любом случае мы имеем зависимость психического от материального, и то, что работающий мозг рождает субъективно психическое, доказывается всем множеством данных нейронаук. Вы знаете об опытах Пенфилда по вживлению электрических электродов в точки фронтальной коры подопытных людей? - электрическая стимуляция этих точек вызывало строго очерченные и строго связанные с конкретными точками психические феномены (воспоминания, эмоции, слуховые галлюцинации, воспроизводящие ситуации прошлого).
Олег Нагорный писал(а):Хочу также напомнить, что эмерджентностность систем определяется характером и направленностью взаимодействия ее подсистем. Кроме того, материальное взаимодействие определяет (порождает) материальные эмерджентные свойства системы, а нематериальное взаимодействие нематериальных подсистем - не материальные свойства.
А вы меня хотите удивить чудом, когда материальное взаимодействие порождает нематериальное свойство.
А еще говорят, что атеисты в чудеса не верят
А откуда Вы знаете, что такое материя?
Сначала человек имел дело с цельными объектами материального мира, потом поняли, что материя состоит из атомов. В дальнешем оказалось, что сами атомы состоят из составляющих. Затем и эти составляющие уменьшились и стали проявлять волновые свойства. Ныне материя еще более стала мельчайшей, тончайшей и непостижимой. А еще обнаружили какую-то
антиматерию, материя, как оказывается, умеет аннигилировать. Разве не чудо? )) Понимаете о чем я?
Олег Нагорный писал(а):4. Попробуйте отыскать, где именно в материальном субстрате располагается психические: «цель», «ценность», «смысл» и проч., и их содержательное значение - тогда станет понятным, что редуцировать психическую жизнь человека к материальному невозможно.
Это результат интегративной деятельности мозга, и важно заметить, что
«цель», «ценность», «смысл» и проч. изначально происходят из чисто биологических потребностей, которые позволяют индивиду функционировать
биологически. Инстинкт цели был описан еще И. П. Павловым в опытах на животных - И. П. называл его "рефлексом цели", т.к. термина "инстинкт" не употреблял в пику Бехтереву, говоря о "безусловных рефлексах". А механизм такого целеполагания описан классической схемой акцептора действия П. К. Анохина. При увеличении сложности мозга происходит усложнение этих потребностей и появление новых, но также базирующихся на примитивных инстинктах, потребностей. Мы привыкли считать, что, например, творчество является исключительно человеческой потребностью, однако опыты с высшими приматами убедительно показали наличие этой способности и у них. Приматы с удовольствием рисовали достаточно гармоничные картины красками, и были недовольны, когда им мешали заниматься рисованием. Конечно, у человека эта способность качественно выше, но не забывайте, что и нас и сложность головного мозга намного выше! А опыты гештальт-психологов с приматами и собаками показали наличие возможности инсайта (они назвали это "ага-переживанием"). Все как у людей, только примитивнее.
Я пока адресую Вас к различным работам по этологии, а также к
работе В.Эфроимсона "Генетика этики и эстетики", а сам попробую отсканировать кое-какую серьезную литературу по этой теме.
Олег Нагорный писал(а):Да память реализована на материальном носителе, но сама не является материальной субстанцией. Одни и те же содержательные значения памяти можно принципиально записать на различных материальный носителях в принципиально разных системах кодировки.
И эти значения будут иметь сордержание только в конкретных системах декодирования. Для человека система одна - мозг и его производная (психика).
Олег Нагорный писал(а):5. «...А где же "единство человека"? Там, где человек, подобно старому кувшину, весь расколот щелями и трещинами, "качественными скачками" (Гегель)? Известно определение искусства как единства в многообразии. Я бы хотел определить здесь человека как единство вопреки многообразию. Ведь налицо антропологическое единство, невзирая на онтологические различия, невзирая на различия между разными формами бытия. Отличительным признаком человеческого бытия является сосуществование в нем антропологического единства и онтологических различий, единого человеческого способа бытия и различных форм бытия, в которых он проявляется. Короче, человеческое бытие-это "Unitas multiplex", выражаясь словами Фомы Аквинского. Оно не охватывается ни плюрализмом, ни монизмом наподобие того, с которым мы встречаемся в "Этике Бенедикта де Спинозы, доказанной в геометрическом порядке". Да будет мне, однако, позволено очертить понимание человека, "доказанное в геометрическом порядке", с использованием геометрических аналогий. Речь идет о димензиональной онтологии. Первый из двух законов димензиональной онтологии звучит так: Один и тот же предмет, спроецированный из своего измерения в низшие по отношению к нему измерения, отображается в этих проекциях так, что различные проекции могут противоречить друг другу. Например, если стакан, геометрической формой которого является цилиндр, я проецирую из трехмерного пространства на двумерные плоскости, соответствующие его поперечному и продольному сечению, то в одном случае получается круг, а в другом - прямоугольник. Помимо этого несоответствия, проекции противоречивы уже постольку, поскольку в обоих случаях перед нами замкнутые фигуры, тогда как стакан - это открытый сосуд» В. Франкл, Человек в поисках смысла
Меня просили дать объяснение человеческому "Я" в терминологии материализма. Я такое объяснение привел, и в этой плоскости оно исчерпывающе обоснованное и неопровержимое. Если же требуется найти объяснение с позиции субъективных ощущений, то мы применим другой язык, например, поэзии.
Франкл ошибается, когда утверждает, что в плоскости биологии невозможно дать объяснения всей сложности человека. Каждый феномен у человека детерминирован внутренними биологическими механизмами, работа который в сумме дает тот или иной наблюдаемый феномен. Он вводит еще одну ординату при описании личности человека для того, чтобы можно было оперировать субъективными чувствами в практическом аспекте, вот и все!
Олег Нагорный писал(а):7. Принципиальное отличие в том, что психические феномены наблюдаемы нашим «Я». А наше «Я» недоступно для непосредственного наблюдения. Когда ты имеешь возможность смотреть на предмет, это означает, что ты и предмет – не одно и тоже.
Не надо повторять это как мантру. Наше "Я" прекрасно доступно самонаблюдению и самоощущению. Есть даже трансакционый анализ, построенный на осознании состояния "Я" (эти состояния в контексте психотерапии именуются "родитель", "ребенок и "взрослый"). А Фрейд называл Эго видимой ареной, на которой разворачиваются конфликты сежду моральными структурами человеческого существа и его инстинктами (далее в психодинамическом направлении стали выделять и бессознательную часть Эго).
К чему отрицать очевидные вещи? Это непродуктивно.
Олег Нагорный писал(а):8. Суть не в амбивалентности, а в том, что именно свободное «Я» делает тот или иной полюс амбивалентной диады мотивом.
Кто сказал, что это "Я" свободное и не подвержено каким-то инстинктивным побуждениям в каждый момент времени?
Олег Нагорный писал(а):9. Вы лжете. Да есть люди, которые идут на поводу у психоза. Но в духовном окормлении настоятеля прихода при психиатрической клиники в Новинках, в которой я проходил практику, доводилось видеть людей с нравственно трезвым отношением к своей болезни. Например, один пациент Б., страдающий сексуальной расторможенностью на фоне сенильного психоза, намеренно избегал личной встречи с внуками, объясняя это, нечистыми желаниями, возникающими в их отношении при их присутствии.
Нагорный, ну зачем Вы так? Да, есть случаи, когда психоз еще не зашел столь далеко, что люди полностью теряют самоконтроль. А есть и такие - на стадии физического и психического маразма, когда такой контроль полностью утрачивается, и обусловлено это именно атрофией коры головного мозга. Вы думаете, почему психотик освобождается от подсудности по причине невменяемости? Потому что его болезнь не позволяет ему контролировать свои действия. Для этого и существует судебно-психиатрическая экспертиза.
Олег Нагорный писал(а):Приходилось мне сопровождать и группу инвалидов, в т.ч. олигофренов в оздоровительной благотворительной поездке в Германию. Так вот, даже тяжелые олигофрены ярко отличаются друг от друга по характеру нравственности. Общаясь с ними, я сделал предположительные выводы о состоянии нравственного климата в их семьях. И почти на 100% выводы оправдались при более близком знакомстве затем с родителями и попечителями.
Если люди с олигофренией были направлены на "оздоровительную благотворительную поездку в Германию", значит, они соответствовали легкой степени олигофрении (дебильности). Видели ли Вы когда-нибудь направленных на какие-либо "благотворительные лечения" клинических
идиотов? Их зачастую полностью лишенное каких-либо моральных норм поведение обусловлено вовсе не "
нравственным климатом в семье", а недоразвитием головного мозга. И причины тут могут быть разные - чаще всего это врожденная энзимопатия. Поясню: энзимопатия - это ферментативная недостаточность - т.е. недостаток, некачественность или непродукция ферментов (энзимов), которые осуществляют переработку фенилаланина в тиразин (фенилкетонурия), или расщепляющих галактозу (галактоземия). Также причиной может стать банальный резус-конфликт родителей и др. факторы. Есть и хромосомные причины.
А ведь Вы процитировали
"никакое поражение нервной системы" так, словно нервная система здесь непричем, так, вышла прогуляться!
Так куда мы денемся от этих фактов, упрямо свидетельствующих о том, что человеческое "Я" и все психическое есть продукт деятельности мозга?