Много пишется, что обращение к Богу будто бы помогает человеку. Как написала Игнатья, "ощущаю" и "помогает" - вещи разные. Давно известно, что любое суеверие основано на пралогическом мышлении - соотнесении явлений по признаку причины-следствия просто тогда, когда они просто совпадают по времени. Пралогическое мышление характеризует то, что ожидаемые совпадения запоминаются, "подтвержая" ожидания, а противоречащие игнорируются.
Для оценки эффективности молитвы для оздоровления надо пользоваться объективными методами. Доказательная медицина - медицина, основанная на доказательствах [эффективности лекарственных или иных способов лечения] - новое направление в медицине. Сегодня вся мировая медицина использует только доказанные методы. Разработаны и методики таких испытаний, использование которых исключает фальсификацию или субъективизм исследователя, а также влияния иных факторов, действие которых может быть приписано по ошибке действию испытываемого лечебного средства. Как оценивается с позиций этого подхода так называемая "Заступническая молитва"? Об этом - статья научного сотрудника московского НИИ психиатрии Н.А.Зорина: "Заступническая молитва. способна ли она помочь исцелению? (по материалам доказательной медицины)"
В перечисленных исследованиях рассматривались случаи, когда те, о ком молились, знали об этом молении, и поэтому можно было ожидать положительного действия самовнушения.
Кокрановский обзор: "Заступническая молитва об облегчении состояния больного"
Целью обзора было изучить работы, в которых молитва использовалась как дополнительный метод вмешательства у тех, кто уже получает обычную медицинскую помощь.
Данные настоящего обзора не позволяют ни подтвердить, ни отвергнуть действие заступнической молитвы на исходы различных заболеваний. В свете лучших из имеющихся на сегодня данных, нет оснований для того, чтобы менять сложившуюся практику. Исследований о ценности заступнической молитвы немного, а изложенные в них данные интересны в том плане, что позволяют запланировать будущие исследования на эту тему. Т.е. на здоровье человека моления действуют мало.
А может ли Заступническая молитва повлиять на успешность сатанинского деяния (с точки зрения церкви) - переноса оплодотворенной в пробирке яйцеклетки?
Как ни странно (с учетом сатанинского характера этого деяния) было получено статистически значимое подтверждение положительного действия заступнической молитвы. В группе тех, о ком молились, отмечалась более высокая частота беременностей, чем у тех, о ком не молились (50% vs. 26%, Р = 0,0013). В этой же группе частота имплантаций также была выше (16,3% vs. 8%, Р = 0,0005). Однако эти результаты авторы полагают рассматривать как предварительные.
Почему же авторы называют свои результаты предварительными? Дело очевидно в том, что число испытуемых было более чем незначительным (219 чел). И мы, вероятно, имеем дело с ситуацией, когда клинический эффект вмешательства огромен (50%) именно в силу малого числа наблюдений и потому может носить случайный характер.
В работе [Leibovici L.: Effects of remote, retroactive intercessory prayer on outcomes in patients with bloodstream infection: randomised controlled trial. BMJ 2001 Dec. 22-29; 323:7327 p. 1450-1] изучалось действие заступнической молитвы задним числом, при гематогенной инфекции.
Результаты: смертность в группах испытуемых 28,1% (475/1691) и контроле 30,2% (514/1702) статистически значимо не различались (Р = 0,4). Однако длительность пребывания в больнице и длительность повышенной температуры были статистически значимо в пользу группы испытуемых (Р = 0,01 и Р = 0,04, соответственно). Авторы предлагают ввести заступническую молитву в клиническую практику.
Заступническая молитва и темпы развития сердечно-сосудистых заболеваний у больных кардиологического отделения
Оценивались следующие исходы: смерть; остановка сердца; повторная госпитализация; коронарная реваскулиризация; вызов скорой помощи в связи с обострением болезни.
Заключение: Заступническая молитва не оказывала статистически значимого эффекта на изучаемые исходы у данных больных.
Действие заступнической молитвы, позитивной визуализации и ожидаемая продолжительность благополучной жизни у пациентов, подвергающихся почечному диализу.
Результаты: Те, кто уповал на молитву (Заступническая молитва), статистически значимо чаще говорили об улучшении самочувствия по сравнению с теми, кто надеялся на результат от метода позитивной визуализации (ПВ). Других различий не обнаружено.
Заключение: два исследуемых метода (Заступническая молитва и ПВ; Р < 0,02) не различаются по эффективности действия на ожидаемую продолжительность жизни. Более того, оба метода не проявили себя как действенные.
В проспективном исследовании изучалась когорта из 40 больных (средний возраст, 62 года; 100% белые; 82% женщины), наблюдавшихся у частных врачей ревматологов. У всех был ревматоидный артрит (РА) II или III степени и получали стабильные дозы антиревматических лекарств.
Единственный эффект - при катамнестическом наблюдении в течение года те, о ком молились, чувствовали "общее улучшение" статистически значимо чаще. Других эффектов не отмечалось.
Итоги:
Если теперь мы оглянемся назад, то увидим, что ни в одном из приведенных нами исследованиях, Заступническая молитва никак не влияла на уровень смертности. Эффективность Заступнической молитвы выявлялась на "психологически-зависимых" переменных (общее самочувствие, длительность пребывания в больнице, продолжительность периода высокой температуры и пр.).
читать статью полностью