В журнале "Техника - молодежи" наткнулся на интересную статью, и сразу вспомнил рассказы Сестры милосердия о паранормальных явлениях. А может быть, все дело в хорошо поставленной технике? Иллюзия? Фокус? Вот что в номере 11/89 писали об эстрадном артисте Альберте Игнатенко.
Игнатенко выходит на сцену, и зрители сразу проникаются значительностью и серьезностью будущего зрелища. Высокий, черноволосый, со спокойными голубыми глазами, он разительно напоминает популярного артиста Юрия Яковлева. Звучат его первые, вступительные слова, и аудитория поддается обаянию его интеллигентности, настраивается на тон солидности.
Сначала идет опыт слухового эйдетизма — Игнатенко запоминает произлнесенные 72 цифры, которые предложили зрители зрители. Он способен удерживать в памяти и 120 цифр, и он это прежде демонстрировал, но потом отказался — это утомляло публику. Сцена есть сцена.
Второй эксперимент — эйдетизм зрительный. За три-пять секунд память артиста вбирает 25 цифр, написанных мелом на доске. Это не слишком высокий уровень трудности. В свое время Михаил Куни выполнял подобное «фотографирование взглядом», работая с тремя бешено вращающимися досками, и это был рекорд, но Куни тем и заканчивал демонстрацию, а Игнатенко только начинает.
Любой феномен стартует с позиций привычных — так было и так будет. Нестандартность возникает позже, когда головоломная раскрутка наберет силу завершенности непредсказуемого. В том, в резком, почти слаломном нарастании невероятного, но возможного заключены не только закон развития, но и эстетическая прелесть демонстрируемого феномена.
Игнатенко разворачивается спиной к доске с цифрами. Зритель стирает четыре меловые строки, оставляя лишь одну, понравившуюся ему, и Игнатенко, не меняя позы, перечисляет содержащиеся в ней цифры.
Артисту завязывают глаза. Вышедший на сцену зритель записывает на доске число, месяц и год своего рождения, а Альберт Венедиктович с очаровательной непринужденностью и легкой улыбкой угадывает, не снимая повязки, еще и внешность зрителя и даже место, где тот сидел до выхода на подмостки. Фокус?
Мне довелось немало видеть хитроумных трюков, выполняемых сценическими мастерами чародейства. А на 2-м Всесоюзном конкурсе иллюзионистов, который состоялся в мае 1988 года, перед жюри, председателем которого мне довелось быть, с демонстрацией трюков ментальной магии (так на языке профессиональных фокусников называется раздел иллюзии, в котором имитируются телепатические и психокинетические эффекты) выступил Алексей Титаренко, педагог Киевского эстрадно-циркового училища. Он стал лауреатом конкурса, великолепно продемонстрировав таинственное вращение иголки, положенной на гладкий стол и накрытой прозрачным перевернутым вверх дном стаканом. Это был именно фокус. Но то, что показывает Игнатенко... Впрочем, судите сами.
Отвернувшись от зрителя, он протягивает руку, и зритель подводит под его ладонь разноцветные диски. 30 см — на таком расстоянии от руки располагаются диски, и артист безошибочно определяет их цвет.
Одна из зрительниц, оказавшихся на сцене, разворачивается спиной к залу. Игнатенко спускается в публику, просит написать на доске трехзначное число, и зрительница, участвующая в опыте, угадывает его — не поворачиваясь к доске лицом.
— Это — бессловесная форма мысленного внушения,— поясняет Игнатенко.
Феномен полезен тем, что заставляет думать, отыскивать решения, отказываться от устаревших точек зрения. В том его объективная необходимость. Психологический феномен претендует на большее. Продемонстрированный воочию, чисто, без устрашающей или украшательской мишуры, он способен окрылить воображение, вдохнуть в человека новые силы. Недаром программы мастеров этого необычного жанра — заслуженного артиста РСФСР Юрия Горного, артистов Михаила Томбака, Валерия Авдеева, Автандила Ломсадзе, Ивана Качалина, Михаила Шойфета и других — носят сходные названия: «Познай себя!», «Твои возможности, человек!». Исполнители говорят людям — взгляните, что вы можете, сколь богат ваш организм резервами, о которых вы и не подозреваете! Смотрите!
Человек может за шесть минут излечиться от заикания — это являет зрителям Иван Качалин.
Тот, кто многократно бросал курить, но так и не сумел сделать этого, способен выполнить свое желание за три минуты — это демонстрирует Михаил Томбак.
А вот зрелищные примеры совсем из другого ряда, вызывающие улыбки у зрителей. Игнатенко приглашает трех взрослых мужчин, и те, физически крепкие люди, схватившись втроем за обычный стул, не могут поднять его.
Четвертый зритель садится в отдалении, но вдруг подскакивает на стуле — «что-то колется!». Оборачивается, внимательно разглядывает сиденье, но там ничего нет.
Игнатенко дает в руки пятому зрителю обычную расческу, а тот перебрасывает ее с руки на руку и наконец роняет на пол — «горячая!». Артист предлагает ему ту же расческу еще раз, и зритель улыбается — никакая она не горячая. Но проходит мгновение — и расческа снова падает из рук. Опять нагрелась!
Иллюзия? Да. Но не фокусы.
- Они видят и ощущают то, что я им внушаю,— разъясняет Игнатенко.— Мне достаточно ярко представить себе мысленное действие, и зритель будет его выполнять.
По просьбе Игнатенко зритель пробует назвать свое имя, пробует — и молчит. Не может произнести ни слова. А через секунду, после взмаха рукой исполнителем, из его уст звучит: «Виталий!»
- Все правильно,— улыбается Альберт Венедиктович.— Ну а теперь — как вас зовут?
— Крокодил Гена! — под общий хохот серьезно отвечает Виталий.
В опытах Игнатенко зрители видят несуществующую яблоню, провожают глазами розу, которая «растет» настолько быстро, что за считанные секунды «пробивает потолок», представляют себя жокеями на ипподроме, космонавтами в невесомости — все это для тех, кто оказался под влиянием Игнатенко, свершается взаправду: они и впрямь видят, как он «снимает» с себя голову, усматривают в предложенном самом обычном зеркале сказочных героев — Бабу Ягу или Ивана-Царевича...
— Это гипноз,— убежденно заявляют люди умудренные.
— Это суггестия,— возражает Игнатенко. И разъясняет: — Внушение. Я пользуюсь терминологией болгарского ученого, психотерапевта Георгия Лозанова. Участники моих опытов не погружены в тот сон, который принято называть гипнотическим,— они видят зрительный зал, сцену, слышат реакцию публики, аплодисменты...
Любой феномен всегда имеет высшую точку своего развития. Есть она и в выступлении Игнатенко — его, так сказать, фирменный знак. То, в чем он не знает равных. И то, что удовлетворяет одному из главных признаков феномена — единственности, уникальности.
На середине сцены — шеренга зрителей. Артист располагается чуть в стороне от нее, метрах в пяти или шести. Направляет отведенную немного вбок ладонь на одного из участвующих в эксперименте... Небольшая пауза, как затишье перед лавиной. А далее случается невероятное. Тот из шеренги, на которого «смотрит» ладонь исполнителя, вдруг делает в его сторону несколько неверных, неуверенных шагов! Все происходит в безмолвии, без единого слова— зритель движется, смущенно улыбаясь, к артисту. Игнатенко отшагивает, сдвигаясь в одну сторону, в другую. Зритель следует за ним — удивляющийся сам себе, но повинующийся какому-то странному зову. Он, зритель, еще не знает, что через несколько мгновений его примеру последуют и остальные из шеренги. Вот он, пик феномена!
— Почему вы шли за мной? — подносит микрофон Игнатенко.
- Не знаю... Ноги сами тянули... Кто-то будто подталкивал...— таковы сбивчивые стереотипные ответы.
Что это — гипноз или суггестия! А что думает по этому поводу современная наука? Каково ее мнение?
«Пусковым психофизическим механизмом гипноза чаще всего является филогенетически обусловленный рефлекс «следования за лидером»,— отмечает психофизиолог, доктор медицинских наук Л. П. Гримак.— Активация этого рефлекса вызывает непроизвольное снижение как сознательного контроля наличной ситуации, так и психической напряженности в целом».
Таков общий взгляд. Проясняет ли он демонстрационные эффекты Игнатенко? Безусловно — с весьма широких позиций. А теперь выслушаем его самого — ведь Альберт Венедиктович не только артист эстрады, но еще и действительный член Общества психологов СССР при президиуме АН СССР.
Статья полностью