ladimir » Сб май 18, 2013 10:04
Можно ли видеть в археологических общностях (скорее технологических, чем этнических – например, ориньяк объединял не только белых или смуглых кроманьонцев, но и негров-Гримальди Италии; впрочем, все компоненты - хозяйственный тип, раса, язык, культурные традиции - настолько тесно взаимосвязаны, что динамически вполне можно считать некий обособленный хозяйственный тип выражением этно-языковой общности), так вот, можно ли видеть в этих общностях прообразы будущих языковых макросемей и гиперсемей? Для 20000 года до н.э. это в ряде случаев весьма сомнительно, тем более, что Ахмариан и Ориньяк бесследно исчезли между верхним палеолитом и неолитом, и лишь от последнего, возможно, сохранилась небольшая группа шанидарских племен, но и это маловероятно в свете гипотезы Меларта о миграции дравидов из Восточной Европы (если предположить ностратический характер позднепалеолитической культуры Солютре). И если уж откуда производить ностратиков и зинджей - так скорее из Атера. Сахара, а не Палестина (тем более не Месопотамия) оказывается колыбелью большинства современных линий развития человечества.
Но даже принимая эту схему, никакой стройности в последовательности археологическо-лингвистических групп не обнаруживаем. Эламо-дравиды, скорее всего, связаны с Шанидаром (ориньяк), раса Гримальди - с итальянским поздним Перигором (ориньяком). Не забудем также о верхнепалеолитических культурах Южной Сибири и Средней Азии, боскопоидах юга Африки, индотихоокеанцах и об аустрическом центре развития в Юго-Восточной Азии. Из этого можно сделать заключение, что даже в эпоху верхнего палеолита ни о каком "едином центре" последующей человеческой цивилизации говорить не приходится. Все эти большие группы археологических культур вырастают из эпохи мустье, но и мустье нельзя назвать единым пространством, хотя бы потому, что оно принадлежит разным биологическим видам древнейшего человека. В целом выделяются три зоны верхнепалеолитической революции: Атерская, Евразийская и Китайско-Малайская (28, с 19).
Что касается эламо-дравидов, то единственный путь найти их лингвистическое соотношение с остальными ностратиками – это предположить принадлежность к древнейшим эламо-дравидским языковым формам носителей танзанийской палеолитической индустрии мумба (50000 год до н.э.) Это позволит связать Шанидар с Атером, хотя очень маловероятно, чтобы выходцы из Танзании могли стать населением Спицынской культуры на Дону, от которой произошли ориньякоидные племена, в том числе шанидарские. Принимая тезис о эламо-дравидоидности щанидарских племен, можно предположить, что ориньякцы (либо большая их часть) говорили на эламо-дравидском праязыке (хотя в целом их отнюдь не следует считать принадлежащими к «фиолетовой» расе современных дравидов юга Индии). Но и в этом случае родство эламо-дравидов с ностратиками столь далекое, что возникают сомнения в самом существовании ностратического праязыка в верхнем палеолите. Другая версия связывает индустрию мумба с хоуиссонской культурой, относящейся к среднему палеолиту Южной Африки и, уж точно, не имеющей никакого отношения к ностратикам. Это заставляет искать иной путь дравидов в горы Загроса. Если связывать ностратиков именно с Атером, то мы обнаруживаем достаточно древнюю миграцию из Сахары в окрестности интересующего нас региона, а именно хадрамаутские культуры. Если шанидарские племена имеют какое-то отношение к Южной Аравии, то т.н. «доарабский» субстрат в южнойеменских языках – сокотрийском и махрийском (13, с 402) должен составлять древнюю языковую семью, входящую в состав ностратической макросемьи.
Период финального палеолита (20000-10000 лет до н.э.) характеризуется кризисом и исчезновением целых археологических традиций. Впрочем, на Ближнем Востоке и в Европе происходят процессы генезиса новых культурных традиций, которые, видимо, и стали главными действующими лицами мезолита и неолита.
В Средней Европе палеолитические ориньякоиды исчезают, но две новые традиции получают распространение в Западной, Северной и Центральной Европе. Это аренсбургская культура Северной Германии, которую можно (предположительно) отнести к далеким предкам эскимоидов. Вторая традиция - это Солютре, перерастающее в Мадлен. Место действия данного "перерастания" - Северная Испания и Южная Франция. Самые смелые гипотезы отождествляют эту общность с предками североевразийских ностратиков (аренсбургская культура также имеет отношение к Мадлену). Именно Мадлен стал источником расселения по всей Европе новых мезолитических племен, которые нельзя связать с палеолитическими культурами предыдущего периода (прежде всего племен Гамбургской и Свидерской культур). Последняя, не исключено, является зародышем уральской семьи языков. Солютрейские племена в середине периода совершают еще один впечатляющий марш-бросок и в 13900 году н.э. поселяются на Южном Урале (культура Кульюрт-Тамак), а спустя некоторое время перемещаются в район Перми (Горная Талица). И уже в самом конце периода Мадлен Франции и Южной Германии распространяется в Моравию и доходит до Прута. На востоке Европы сохраняются культуры молодовской и виллендорфско-костенсковской традиции (72, с.174), а на Дунае и южнее - граветт. Но и они исчезнут в первые тысячелетия голоцена. Культуры Кавказа и Северного Причерноморья, имеющие общее происхождение от имеретинской культуры, переживают расцвет, а их авангарды достигают в самом конце финального палеолита района Железных Ворот и Черногории на западе и берегов Мансийского озера-моря – на востоке. Еще одна группа проникает в Южную Туркмению и северо-восточный Иран (культуры Али Тапех и Дам-Дам-Чешме). Существует т.з. на эти археологические традиции как на предков носителей северокавказских (нахо-дагестанских и адыго-абхазских) языков, и, следовательно, они не отличаются от неолитических «революционеров», пришедших на Балканы из Малой Азии и связанных с Чатал-Геюком. Данная т.з. вряд ли справедлива, поскольку не учитывает именно лингвистический фактор: поскольку имеретинская традиция уходит вглубь палеолита, мы не можем связать ее с сино-кавказскими (дене-кавказскими) племенами, лишь в раннем мезолите начавшими свое распространение по Азии. Но Кавказ и прилегающие районы Ближнего Востока, несомненно, являются родиной арменоидной расы.
Еще более запутанная история на Ближнем Востоке. Ближневосточный эмиран (в т.ч. его выселок в Киренаике – Дабба) исчезают. Ближневосточный (левантийский) ориньяк (напомню, балканского происхождения) развивается, распространяясь на запад (зарзийцы около 17500 года до н.э. приходят в регион Леванта) и на восток (18000 лет до н.э. близ Ташкента появляется Додекатым-2, также зарзийского происхождения), а в финальном палеолите – на Кавказ (культура Гварджилас Клде). Кебарийские культуры также стремятся на восток – в финале периода уже мезолитический Туткаул повлияет на ценральноиндийский мезолит. Но вот что примечательно - знаменитая Натуфийская культура (которой так гордятся - совершенно справедливо! - современные израильские археологи) имеет двух "родителей" - во-первых, финальнопалеолитическую Кебару, относящуюся к местному ориньяку, а во-вторых, Мушабийскую культуру Синая XIV-XIII тысячелетий до н.э. (88, p.332) Эта Мушабийская культура непосредственно связана с последовательностью палеолитических культур долины Нила (Хормусанской в т.ч.) Вне зависимости, чем именно это вызвано – миграциями других племен из Центральной Сахары или экологическими катастрофами в долине Нила - очевидно, что около 14000 года до н.э. значительная группа населения Нила отселилась на Синай и продолжила распространяться к северо-востоку. Ведь не только Натуфа, но и южнотурецкие культуры Бельбаши и Бельдиби испытали огромное влияние Мушабийской культуры. А это весьма примечательно в свете теории Старостина о сино-кавказской языковой общности. Т.н. "яфетические" племена Чатал-Геюка - важное звено в распространении сино-кавказских языков, хотя, скорее всего, это уже были предки преимущественно современных нахо-дагестанских и адыго-абхазских народностей. Кеты связаны с южнокаспийским мезолитом, а сино-тибетские племена с Дадиванью VIII тысячелетия до н.э. В этом потоке, направлявшемся с юго-запада на северо-восток, остается найти только истоки индейской семьи дене. Возможно, мушабийские племена были активными в фонетическом отношении группами, которые разнесли сино-кавказские языки по огромному пространству от Палестины до Ганьсу всего за 6000 лет? Если это так, то истоки сино-кавказских языков надо искать в палеолитической долине Нила, и они зарождаются в т.н. Нубийском комплексе, противостоящем атерским культурам Сахары и местому мустье.
Излишне говорить, что ни местная Кебара, ни пришлые мушабийские племена не относятся к непосредственным фонетическим предкам семитских народов. Семиты пришли в страны благодатного полумесяца гораздо позже - уже в III тысячелетии до н.э., и пришли из Аравии (это знал еще Геродот (История I 1)), а туда они попали из Африки через Баб-Эль-Мандебский пролив. Происходил этот процесс, видимо, где-то между X и IV тысячелетиями до н.э. Родина афразийских языков (которые вместе с нило-сахарскими и нигеро-кордофанскими языками составляют зинджскую гиперсемью) - до сих пор дискуссионный вопрос. Дьяконов относит родину афразийцев к Юго-Восточной Сахаре (около XI-X тысячелетий до н.э.), откуда они расселились по всей Северной Африке и Юго-Западной Азии. Милитарев наоборот, настаивает на общем ближневосточном (азиатском) происхождении афразийцев: семиты остались в Азии, а все прочие афразийские группы расселились в Африку. Само по себе такое расселение не может быть абсолютно невероятным, но эта вероятность гораздо меньше, чем вероятность гипотезы Дьяконова. Гипотеза принадлежности афразийцев к ностратикам - всего лишь гипотеза, отвергаемая тем же самым Милитаревым, который настаивает при этом на ближневосточном центре происхождения афразийцев (в очередной раз обнаруживаем, что филология, оказывается, должна хоть как-то сочетаться с археологией), а теория зинджской общности (т.е. общности происхождения афразийев, нило-сахарцев и нигеро-кордофанцев) требует произвести из Палестины не только все остальные 5 афразийских языковых семей, но и 25 нило-сахарских и нигеро-кордофанских семей. Подтвердить или опровергнуть столь масштабные миграции можно только путем гораздо более грандиозных археологических раскопок в Сахаре, поскольку предполагаемые миграции афразийцев из Азии в Африку не могли не оставить археологические следы, а до сих пор подтверждены лишь миграции эмиранцев в Киренаику (Дабба), ориньякцев Леванта в юго-восточный Египет, натуфийцев в дельту Нила (Хальфан) IX тысячелетия до н.э. и культуры Меримде, возможно связанной с Чатал-Геюком, в долину Нила в V тысячелетии до н.э. Но ни один из этих примеров не может относиться к той схеме миграций, которую предлагает Милитарев, поскольку эти миграции носили ограниченный характер и не повлияли на археологию Северной Африки в целом.
В Африке суровая засуха в Сахаре окончательно разделила атерские племена. Предки ностратиков ушли в Европу через Аравию, зинджи стали оседать на южном берегу Сахары – где-то между полностью пересохшим озером Чад и Верхним Нилом (оттуда носители нигеро-кордофанских языков – группы культуры Хасси-эль Абиод передвинулись на запад, а афразийцы – на восток – к Африканскому Рогу). А на их место с востока пришли племена иберо-маврусийской культуры, говорящие на языках, отдаленно напоминающих современных басский (который также относят к сино-кавказской макросемье). Иберо-маврусийские группы не стоит путать со сменившими их в раннем мезолите капсийскими, чьи истоки лежат в долине Нила и Кении. Если подтвердится финальнопалеолитическая миграция каракамарских племен Ходжа Гора из Афганистана и их влияние на мезолитических капсийцев Северной Африки (19,с 116), не стоит забывать об известной путанице, в результате которой «раннекапсийскими» (по терминологии Ранова) именуются не собственно капсийские группы, а их предшественники - иберо-маврусийские (оранские), чье месторождение расположено где-то в районе долины Нила. Из этого можно сделать предположения относительно их языковой принадлежности (в данном случае мы имеем задачу с двумя неизвестными, поскольку хотя каракамарцы, ни оранцы не оставили современных потомков, хотя на роль потомков вторых могут претендовать баски), если, конечно, выселенцы из Средней Азии не сменили язык по приходу в Африку. Промежуточным пунктом такой миграции может быть финальнопалеолитический Ябруд III 5 (70,с 116). В любом случае миграция ходжагорцев-каракамарцев из Ферганы в Восточную Сахару (4500 километров), учитывая дальнейшую роль «раннекапсийских» племен в истории, является одним из крупнейших событий данного периода. И мы можем сделать предположение о языках каракамарских культур в целом: они – отдаленные предки басского и имеют родство с америндскими языками Кара Бома лишь в рамках бореального единства начала верхнего палеолита. При этом не стоит забывать, что современные баски – очень синтетический народ, и его язык не обязательно мог прийти именно с колоколовидными кубками из Магриба. Развитая культура пигмеев – Томбиенская – процветает в Верхней Гвинее. В Центральной Африке койсанская традиция лупембе под самый конец периода дополняется читольской (границы этих культур условны; лупембе-читольская культура на самом деле никакая не культура, а вариант сочетания каменного инвентаря на стоянках единого населения).
Некоторые ближневосточные группы, избежавшие влияния мушабийцев, - в основном ориньякоидные племена небекиикской культуры Северной Сирии движутся на восток, пересекая пустыни Северной Аравии и иракские болота, чтобы к концу финального палеолита достичь Гималаев и Памира (Туткаул), а в Южном Прикаспии развивается блок родственных культур, вероятно, близких по языку к современным енисейцам. На грани мезолита они заселяют пещеры Белт, Хоту и Джебрел и продвигаются вдоль восточного побережья Каспия на север – до Южного Урала. В эту эпоху случались и относительно локальные миграции: например, атлитианские племена из Турции продвинулись в Сирию и дали целый букет культур – Эль-Вад, Ябруд II и другие.
На другом конце Евразии – в Японию, которая вот-вот станет уже отдельным архипелагом, произошла миграция айнов с юга (если принять тезис о древнеайнском составе населения Толбора, который продолжает существовать в конце палеолита на Селенге, сам он непосредственно не оказал никакого влияния на Японию). На Хоккайдо еще сохраняются родственные осиновским племенам палеолитические культуры (29, с 269). Именно в Японии айнские группы становятся протодземоном. В сущности, это первая в мире керамическая культура, и если считать керамику признаком прогрессивного развития, новым этапом технологий, в финальном палеолите айны впереди планеты всей. Неолитические комплексы появляются в этот период также на Амуре и Витиме.
Основная часть Тибета по прежнему населена создателями финальнопалеолитических культур, близких к китайско-сибирскому палеолиту орок-норской линии развития, а район на границе Тибета и Кашмира – это зона влияния позднего соана Северной Индии. Никаких носителей китайско-тибетских языков в это время на территории Китая не наблюдается. Современные китайские археологи могут считать китайских палеолитических людей антропологическими предками современных китайцев (Чжалайнор), но не лингвистическими. Т.з. о вечном – «от начала времен» пребывании китайцев в Китае столь же убедительна, как и версия о семитическом характере Кебары и Натуфы или о русскоязычии палеолита Восточной Европы. В 13000 году до н.э. с территории совр. Кореи какие-то группы той же орок-норской линии развития продвинулись на запад Манчжурии и оставили в самом конце эпипалеолита комплекс культур Чжалайнора, чьи носители были уже вполне монголоидны.
Помимо вышеописанных процессов происходил переход от палеолита к мезолиту в Южной и Восточной Африке, сопровождавшийся также значительными миграциями (это сфера щелкающих языков с добавлением переселенцев индустрии Насера, которая около 19000 года до н.э. преобразуется в магозийскую). Из Египта в район водопадов Каламбо на севере Замбии переместилась группа населения сильсильской культуры, составившая культуру полунга (20,с 179-180), но ее развитие заметно беднее нильских культур верхнего палеолита. Кларк считал полунгу подразделением магозийской культуры.
В Юго-Восточной Азии, где развивается башкон-хоабиньская культурная традиция, также происходит превращение «нетипичного» верхнего палеолита в мезолит. Сохраняется линия раздела между сибирско-северокитайскими культурами и культурами Южного Китая. Правда, новые группы аустрических племен заметно продвигаются на север. Одна из таких групп около 18000 года до н.э. заняла знаменитую пещеру Чжоукоудянь близ совр. Пекина, где когда-то было заметное поселение синантропов.
Также в эту эпоху началось массовое передвижение населения из Сибири и Восточной Азии в Америку. На роль переселенцев вполне могут претендовать дюктайские племена Якутии, ушковские племена Камчатки и группы осиновских племен Приморья и Хоккайдо (если мы допускаем, что осиновский блок культур – это языковая семья хока-сиу). Одно из этих последних племен переселилось к Байкалу (Студеновская культура (94, р.2000)). Байкало-ангарский регион и в финальном палеолите остается мощным генератором миграционных потоков: около 18200 года до н.э. группы афонтовской культуры продвинулись на Чулым и вытеснили далее к западу мальтинско-буретское население. Еще один претендент на заселение Америки в этот период – Сибердиковско-Малтанская культура Колымы и Северной Чукотки, которая появляется около 15000 года до н.э. из афонтовской среды и доживает до развитого мезолита, воспринимая язык переселившихся из Европы ностратиков – предков чукче-коряков.
Еще одна удивительная миграция произошла в Юго-Восточной Азии. Около 13000 года до н.э. племенные группы аустрической культуры Хоабинь пришли в Австралию и расселились неширокой полосой на побережье от совр. Мельбурна до Брисбена. Археологический слой тонкий - всего 200 лет. После этого артефакты бесследно исчезают. Очаг находок типа хоабинь обнаружен также в горах Новой Гвинеи, что показывает путь этого племени. Оно двигалось из Индокитая по островам, а потом прямо вдоль побережья Австралии, переправившись через Торресов пролив. Можно предположить, что аустрическое племя просто растворилось в Австралии или погибло в результате некого катаклизма (цунами?) В любом случае, оно не могло быть слишком многочисленным (94, р 816). Подобная история убеждает в том, что австралийцы не были такой уж девственно-чистой общностью в рамках материка Австралии и временами испытывали инородные влияния. Столь же недолговечная миграция хоабиньцев произошла в направлении Восточной Индии – около 12000 года до н.э. там появляется культура Деоджали-Хадинг (84, с 101-102), но ее отношение к последующему восточному неолиту, также связанному с Юго-Восточной Азией (Колдихва), остается неясным.
История Ренигунты и родственных ей более поздних микролитических индустрий Южной Индии связана с Ближним и Средним Востоком. Две культуры претендуют на роль ее родителей – это Каракамар и Зарзи (12, с 105,с 108,с 113). Зарзийские влияния могли проявиться только в финальном палеолите, а поэтому для 20000 года до н.э. актуальны связи Ренигунты именно с Каракамаром. Каракамарские племена в финальном палеолите вытесняются зарзийскими в Западную Бенгалию (Бирбханпур (84,с 61)), а микролитические традиции зарзийских переселенцев бытуют на южной оконечности Индостана вплоть до 4000 года до н.э. (12,с 108). Если считать зарзийские племена финального палеолита, а также их выселки в Среднюю Азию лингвистическими предками кетов-енисейцев, то и поздняя Ренигунта относится к тому же языковому полю, и это значит, что на юге Индии длительное время существовал енисейский языковой пласт. Андаманцы в финальном палеолите уже уходят из внутренних районов Индии на восток и становятся «народами моря», а ведды, по всей видимости, связаны с соаном и его цейлонскими выселками, архаичными уже в финальном палеолите. Ведды, собственно, никогда и не включались в индо-тихоокеанскую макросемью (разве что по расовым признакам), а поэтому мы здесь имеем дело с совершенно иной языковой общностью. Креольский язык современных веддов сформировался лишь 700 лет назад, а до того они разговаривали на своем древнем наречии, сохранившемся в виде субстрата. Индийскому вторжению на Цейлон в V веке до н.э. предшествовала миграция безымянных народов из Тамилнада в Х веке до н.э., условно называемая ранним железным веком Шри-Ланки (en.wikipedia.org/wiki/Vedda_language#cite_note-2). Возможно, это были потомки зарзийцев – последние кетоязычные группы Южной Индии.
А в Забайкалье доживает свой век куналейская культура – последний (после исчезновения Куртака и групп пещеры Страшная) наследник некогда обширной общности ордосского палеолита). Ей родственные племена проникли тем временем в Америку и добрались 11900 лет ждо н.э. до Венесуэлы (культура Эль-Хобо), но не оставили там никаких потомков. Куналейская же культура исчезает только в раннем мезолите.
Мальтинская культура в этот период дает выселок в район Самарканда, где формируется одна из самых оригинальных культур верхнего палеолита Средней Азии, и далее – в Пакистан (пещера Сангхао). Тяга к разнонаправленным миграциям – от Курильских островов до Подмосковья и верховий Инда вообще отличает этих сибиряков.
Помимо всего прочего, финальный палеолит – эпоха быстрого демографического роста. Около 10000 года до н.э. численность населения Земли по минимальным оценкам - 4 млн., по максимальным - 7 млн.
Здесь заканчивается хронология первого периода Доисторической Истории, занимающего время от появления человека разумного до окончания ледникового периода (193000-10000 лет до н.э.). Человек разумный появляется в Восточной Африке (Судан – Кения – Эфиопия) и начинает мало-помалу заселять весь континент. Первый выход человечества за пределы Африки (скорее всего, через Йемен) добирается до наветренной стороны вулкана Тоба к 71000 году до н.э. После взрыва Тобы и люди, и неандертальцы на удивление быстро вновь начинают колонизировать Ближний Восток (86, p.534), но люди побеждают (последние останки неадертальцев на горе Кармел датированы 46000 годом до н.э.) После Тобы уже существует несколько центров миграций.
Хадрамаутская культура пришла в Аравию из Сахары и может быть связана с Атером. Дабба в Киренаике связана с эмираном Леванта. В Нубии (и вообще в долине Нила) существовала обособленная система культур, которую можно назвать Хормусанской или Нубийской традицией.
Атерские племена время от времени вторгались в долину Нила, и Фаюм был их восточным рубежом. Вероятно, здесь происходили столкновения между атерскими и нубийскими племенами (на стоянках нубийских культур находят эпизодические "трофеи" атерской культуры). Собственно, это показывает путь атерских племен в Аравию - через Нижний Нил и Южный Синай. Датировки проникновения атерских племен в Южную Аравию можно удревнить, но пока данных, указывающих на это, недостаточно. Х.А.Амирханов в своей монографии называет цифры до 32000 лет до н.э. (2,с 325).
Судьба Атера печальна. 20000 лет до н.э. усыхание Сахары (в разгар последнего ледникового периода) вступает в фазу, крайне неблагоприятную для проживания человека. Через 4000 лет Сахара оказалась практически необитаемой (за исключением нескольких оазисов и побережья Марокко). А около 12000 лет до н.э. из Нубии пришли новые племена.
Я склонен производить ностратиков от атерских племен, преодолевших Гибралтар и расселившихся в Европе, (не всех, конечно: дравиды, если производить их из района Шанидара, как-то выбиваются из этого ряда). Эта т.з. встречает существенные возражения (в т.ч. генетические), поскольку очевидна связь Солютре с южноевропеским и западноевропейским палеолитом и общая ориентация на восточные влияния, а вовсе не на связи через Гибралтар, который по-прежнему (как и во времена неандертальцев) оставался непреодолимым рубежом. Впрочем, если генетические предки Солютре действительно пришли из Аравии (митохондриальная гаплогруппа HV), это также роднит их (правда на большом временном и пространственном отрезке) с Атером, поскольку именно в Аравии незадолго до переселений предков Солютре на Пиренеи появляются выходцы из Атера, которых в Аравию прогнала мощнейшая засуха в Сахаре (Амирханов). Это, кстати, позволяет отказаться от идеи мумба-спицынской миграции ориньякоидов-палеодравидов, поскольку дравиды могли появиться в Шанидаре и из Аравии, а хадрамаутские племена верхнего палеолита Аравии, чей языковой субстрат сохранился в некоторых йеменских наречиях, могли относиться к ностратикам. На другом берегу Сахары - в Сахеле (Нигере, Чаде и Дарфуре) по всей видимости, расселялись 20000 лет назад предки племен зинджской гиперсемьи - афразийцев, нило-сахарцев и нигеро-кордофанцев (хотя настоящие негры как расовый тип пришли в Африку из Италии уже после Великой Засухи 18000-12000 лет до н.э. пересекли Сахару и где-то в Мавритании 11000 лет до н.э. соединились с носителями нигеро-кордофанских языков). К югу от них жили пигмеи, а возрождающиеся экваториальные леса Африки довольно длительное время были необитаемыми, пока их не заселили пигмеи (и пока в их среду не внедрились банту). Атерская культурная традиция, таким образом, одновременно является очагом зарождения колоссального множества современных языковых семей и даже макросемей.
Аналогичные проблемы возникли и в Аравии. Общее усыхание превратило ее к 16000 году до н.э. в труднопроходимую пустыню, а артефакты Хадрамаутской культуры становятся невыразительными (по сути дела, эпипалеолит и мезолит Аравии неизвестен).
По берегам Индийского океана - от Южной Индии и до Новой Гвинеи расселялись т.н. индотихоокеанские народы - предки семангов, аэта и папуасов. Австралоиды окончательно ушли на свой главный континент, хотя австралоидный пласт в Индокитае сохраняется и в более поздние эпохи (37, с 427-428). Пролива между Австралией и Новой Гвинеей тогда еще не существовало: он появился только около 6000 года до н.э. Если в верхнем палеолите австралоидные племена все еще заселяют большую часть Индонезии, то затем - около 10000 года до н.э. в Индонезию с материка приходят папуасы трансновогвинейской семьи и андаманцы (при этом авангард папуасов уже давно жил в Новой Гвинее). Путь этих переселенцев был прост: Сундаланд, связывающий Индокитай с Суматрой, Калимантаном и Явой 10000 лет до н.э. еще существовал, но в ближайшую тысячу лет быстро исчез под водой, и вообще Х тысячелетие до н.э. должно быть звездным часом андаманских мореплавателей. Не исключено, что индотихоокеанцы покинули Индию под давлением пришедших с Ближнего Востока кебарийских племен. В этот же самый момент - 10000 лет до н.э. также с материка (откуда?) на восток Явы приходят папуа-меланезийцы, которые создают здесь мезолитическую санпугскую культуру. На каком языке они говорили? Возможно, на вымершем или на одном из современных новогвинейско-папуасских? И в этот же период с севера - из Японии - через Филиппины в Индонезию (Сулавеси, Ява, Суматра, Флорес, Тимор, Калимантан) пришла какая-то айнская группа и уже в мезолите проследовала в Австралию (80, с 5-8). Скорее всего, это были онге, которые сейчас обнаруживаются на самом юге Андаманских островов. Получается, что в Австралии потомства они не оставили.
Атеист отличается от верующего тем, что он уже ответил на те вопросы, которые верующий еще только задает.