ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ НЕФТИ
(Вторая книга Маккавейская, глава 1, из книги Тихомирова А.Е., Сметанина С.Е., "Дополнительные книги Ветхого завета 2. Научное построчное объяснение Библии":
https://www.morebooks.de/store/ru/book/ ... 30-07641-9 "1 Братьям Иудеям в Египте — радоваться; братья Иудеи в Иерусалиме и во всей стране Иудейской желают счастливого мира. (Иудеи Палестины пишут письмо своим единоверцам в Египет. Вторая книга Маккавейская не является продолжением Первой книги Маккавейской, а лишь дополнением к ней. Если первая книга Маккавейская представляет собой почти документальное повествование, то вторая книга изобилует драматическими эпизодами, диалогами, описанием чудес, произошедших при изгнании Селевкидов и эллинистов из Иудеи и образовании независимого царства Маккавеев).
2 Да благодетельствует вам Бог и да помянет завет Свой с верными рабами Своими: Авраамом, Исааком и Иаковом! (Восхваление Яхве и его рабов-пророков).
3 Да даст всем вам сердце, чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею! (Восхваление Яхве).
4 Да откроет сердце ваше для закона Его и повелений и дарует мир! (Восхваление Яхве).
5 Да услышит моления ваши и да будет милостив к вам, и да не оставит вас во время бедствия! (Восхваление Яхве).
6 Так ныне здесь мы молимся о вас. (Моления).
7 В царствование Димитрия, в сто шестьдесят девятом году, мы, Иудеи, писали к вам в скорби и страданиях, постигших нас в те годы, как отложился Иасон и соумышленники его от святой земли и царства. (Это соответствует 143 году до н.э. Деметр II Никатор, годы правления: 145-140, 130-125 гг. до н.э.).
8 Они сожгли ворота и пролили невинную кровь. Тогда мы молились Господу и были услышаны, и приносили жертву и семидали возжигали светильники, и предлагали хлебы. (Всё, мол, по воле бога. Семидал – грубая мука, хлебное приношение).
9 И ныне совершайте праздник кущей в месяце Хаслеве. (Иудеи Палестины пишут письмо своим единоверцам в Египет о необходимости соблюдения праздника кущей).
10 В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда — Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям — радоваться и здравствовать. (Указывается предположительная дата создания текста — 188 год эры Селевкидов, то есть 124 год до н. э.).
11 Избавленные Богом от великих опасностей, мы торжественно благодарим Его, как бы сражавшиеся против царя, (Всё, мол, по воле бога).
12 так как Он изгнал ополчившихся на святый град. (Всё, мол, по воле бога).
13 Ибо когда царь пошёл в Персию и с ним войско, которое казалось непобедимым, они поражены были в храме Нанеи через обман, употреблённый жрецами Нанеи. (Нанеи – это, скорее всего, женский вариант Нанна или Сина — в шумеро-аккадской мифологии бога Луны. Восходит к богине Инанне. Инанна (аккад. Иштар) — в шумерской мифологии и религии — центральное женское божество. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. При неизвестных обстоятельствах культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ану. Заняв место Ану, Инанна одновременно выполняла функции и богини победы, и богини урожая, и богини правосудия, являлась покровительницей семейной жизни и т. д. Инанна считалась дочерью бога Луны Нанна и богини Нингаль — то есть, внучкой Энлиля и правнучкой Ану (хотя некоторые мифы называют Инанну дочерью Ану). Согласно мифам об Энмеркаре, первоначально Инанна была богиней Аратты, однако позднее её благосклонностью стал пользоваться соперничавший с Араттой Урук. Во 2-м тысячелетии до н. э. культ аккадской Иштар широко распространился среди хурритов, митаннийцев, финикийцев, персов (соответствует финикийской Астарте). Главное место почитания — Урук, где находился главный храм Инанны — Э-Ана. По данной версии, жрецы данного культа убили царя Антиоха IV Епифана в 164 до н. э. Википедия: "Существуют по крайней мере две версии гибели Антиоха IV, произошедшей осенью 164 года до н. э.: он умер от внезапной болезни после неудачной попытки ограбить храм Артемиды в Элемаиде и вестей о поражении своих войск в Иудее. Царь был убит в городе Табы (расположенном недалеко от современного Исфахана) в сражении с местным населением или восставшими воинами. В пользу этой версии говорит обнаруженный в 1911 году в селении Армавир камень с греческими надписями, одна из которых предположительно является письмом Нумения к Лаодике IV, в котором тот описывает поход в Армению и обстоятельства смерти Антиоха IV").
14 Именно, когда Антиох, как бы намереваясь сочетаться с нею, пришёл на то место, а бывшие с ним друзья пришли взять деньги как приданое, (Антиох, по-видимому, хотел заключить брак с богиней, то есть стать приверженцем данной религии).
15 и жрецы Нанеи предложили их, и Антиох с немногими вошёл во внутренность храма,— тогда они заключили храм, как только вошёл Антиох, (Жрецы закрыли храм, где остался Антиох с немногочисленной охраной).
16 и, отворив потаённое отверстие в своде, стали бросать камни, и поразили предводителя и бывших с ним, и, рассекши на части и отрубив головы, выбросили их к находившимся снаружи. (Забросав камнями Антиоха с охраной, убили их, и тела выбросили наружу).
17 Во всём благословен Бог наш, предавший нечестивцев. (Естественно, в этом помог бог Яхве).
18 Итак, намереваясь в двадцать пятый день Хаслева праздновать очищение храма, мы почли нужным известить вас, чтобы и вы совершили праздник кущей и огня, подобно тому как Неемия, построив храм и жертвенник, принёс жертву. (Упоминание Неемии, Храм Яхве очищен от чуждых атрибутов и устроено его торжественное освящение, это праздник "ханукка" — "обновление", который отмечается евреями и поныне).
19 Ибо, когда отцы наши отведены были в Персию, тогда благочестивые священники, взяв огня с жертвенника тайно, скрыли его во глубине колодезя, имевшего безводное дно, и в нём безопасно сохранили его, так как никому не известно было это место. (Огонь имеет сакральное значение и до нынешних времён).
20 По прошествии же многих лет, когда угодно было Богу, Неемия, присланный от Персидского царя, послал за сим огнём потомков тех священников, которые скрыли его. Когда же объявили нам, что не нашли огня, а только густую воду, (Огонь уже потух, "густая вода" – подземная нефть, обычно нефть представляет собой маслянистую жидкость красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, однако встречается слабоокрашенная в жёлто-зелёный цвет и даже бесцветная нефть, многие виды нефти флуоресцируют).
21 тогда он приказал им, почерпнув, принести её; и когда потом приготовлены были жертвы, Неемия приказал священникам окропить этою водою дрова и положенное на них. (Нефтью ополоснули дрова).
22 Когда же это было сделано и наступило время, когда просияло солнце, прежде закрытое облаками, тогда воспламенился большой огонь, так что все удивились. (Солнечные лучи воспламенили нефть).
23 Священники же, доколе горела жертва, совершали молитву, священники и все; Ионафан начинал, а прочие припевали, как и Неемия. (Естественно, это было "божественное чудо").
24 Молитва же была такая: «Господи, Господи Боже, Создателю всех, страшный и сильный, и праведный и милостивый, единый Царь и благодетель, (Сразу же молитва к богу).
25 единый податель всего, единый праведный и всемогущий и вечный, избавляющий Израиля от всякого зла, избравший отцов и освятивший их! (Сразу же молитва к богу).
26 Прими жертву сию за весь народ Твой — Израиля, и сохрани сей удел Твой, и освяти его; (Сразу же молитва к богу).
27 собери рассеяние наше, освободи порабощённых язычниками, призри на уничижённых и презренных, и да познают язычники, что Ты Бог наш; (Сразу же молитва к богу).
28 покарай угнетающих и обижающих нас с надмением, (Сразу же молитва к богу).
29 насади народ Твой на святом месте Твоём, как сказал Моисей». (Сразу же молитва к богу).
30 Священники воспевали при сём торжественные песни. (Сразу же молитва к богу).
31 Когда же жертва была сожжена, Неемия приказал оставшеюся водою полить большие камни. (Остатками нефтяной воды были облиты камни).
32 Как только это было исполнено, вспыхнуло пламя, но от света, воссиявшего от жертвенника, оно исчезло. (Нефтяные месторождения включают не только нефть, но и нефтяные газы, которые и могут на некоторое время воспламеняться. Горючего уже было мало, поэтому воспламенение быстро прошло).
33 Когда это событие сделалось известным и донесено было царю Персов, что в том месте, где переселённые священники скрыли огонь, оказалась вода, которою Неемия и бывшие с ним освятили жертвы; (И цари верили в чудеса, потому что не знали научных объяснений).
34 царь, по исследовании дела, оградил это место, как священное. (Царь посчитал это место священным).
35 И тем, к кому царь благоволил, он раздавал много даров, которые сам получал. (Царь раздавал дары, которые сам получал).
36 Бывшие с Неемиею прозвали это место Нефтар, что значит: «очищение»; многими же называется оно Нефтай. (Само слово указывает на нефть – с персидского "нефт". Нефть известна с древнейших времён, раскопки на берегу Евфрата установили, что нефть здесь добывалась более 8 тысяч лет, в то время нефть применяли в качестве топлива, а нефтяные битумы – в строительстве и дорожном деле. В древнем Египте нефть использовалась для бальзамирования мумий. Древнегреческие авторы упоминают о нефти, как о топливе).".