Кажется, на вопрос, почему единобожие предпочтительнее для познания мира я ответила?
В античные времена было много удивительных прозорений, высказаны мудрые мысли, но не более того. Никакого подтверждения ни античный атомизм, ни космология не имели, и не могли иметь в те времена, поэтому мировоззренческое значение этих построений равно нулю. С одинаковой вероятностью можно было принять версию, что в основе мироздания лежит вода, огонь, первоматерия (апейрон) или кругленькие частицы-атомы. Это не мешает нам считать Фалеса, Анаксимена, Демокрита, Эпикура великими мыслителями, потому что они пытались рассматривать мир в целом и рассуждали не только о структуре мироздания, но и о морали, предназначении человека, о душе, жизни и смерти. А Пифагор, Платон, Аристотель оставили большое естественно-научное наследие, о котором можно долго говорить в самых восторженных тонах. И все же античная наука себя исчерпала. Она была умозрительной и не доросла до полноценного эксперимента. Задавать вопросы природе ученые прошлого не умели. Почему? Не знаю.
Наверное, время еще не пришло.
Но вопрос о средних веках гораздо сложнее. Это таинственное средневековье!
Цитата (не моя)Средневековье - это история Европы, длившаяся более тысячи лет.
История жестокая, беспощадная, и в то же время пронизанная страстным поиском Идеала.
Средневековье - это борьба христианства с язычеством и в то же время раскол христианской церкви.
Средневековье - это чума, войны, алхимики, крестовые походы, замки ,костры инквизиции.
Средневековье - это время рыцарей и великодушных разбойников, кощунствующих монахов и святых мучеников.
Средневековье - это виселицы на центральных площадях и неунывающие школяры.
Средневековье - это мистический карнавал, в котором под шутовскую дудочку Лик Смерти пляшет в обнимку с непобедимым человеческим Духом.
Я люблю Средневековье и этот период истории.
Для меня Средневековье - это мистический карнавал.Конец цитаты.Для меня средневековье – это период накопления знаний о Боге, о соотношении веры и разума, о душе, свободной воле. Лучшие умы человечества посвящали этим размышлениям свою жизнь и вдохновение. Средневековая схоластика создала совершенную систему логики, онтологии, философии языка и антропологии.
Вы можете со мной не согласиться, но я уверена, что и эпоха возрождения не была бы возможна без того мировоззренческого фундамента, который был заложен в средние века.
Античность не могла плавно перерасти в возрождение и по экономическим, и по социальным, и по мировоззренческим причинам. Оно созрело именно внутри феодально-рыцарских времен.
’’’ Какие открытия дал человечеству этот период? Можно ли сопоставить их с достижениями древних язычников?’’’
Вначале нужно определить термин «открытия» и не путать его с понятием «изобретение». Открытий не было в античные времена. Были описания и домыслы, а изобретения, конечно же были (греческий огонь, например), но они были на протяжении всей истории человечества, начиная от обработки камня в неолите.
Из Википедии:Часто средневековье изображают как период регресса по сравнению с античностью. В действительности же упадок коснулся в основном только изящных искусств. В области же техники наблюдался значительный прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов и выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.).Конец цитаты.Это, конечно все изобретения, но были и открытия – в алхимии.
Цитата:Тем не менее, в XIV-XV веках европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте (aqua fortis), который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название – aqua Regis, т.е. царская водка). Имя самого значительного из средневековых европейских алхимиков, работавшего в Испании в XIV веке, осталось неизвестным – он подписывал свои сочинения именем Гебера. Псевдо-Гебер первым подробно описал сильные минеральные кислоты – серную и азотную. Использование в концентрированных минеральных кислот в алхимической практике привело существенному росту знаний алхимиков о веществе.
Альберт Великий работал с сернокислым железом, отделял золото от серебра при помощи азотной кислоты, по-видимому, выделил мышьяк в чистом виде. Роджер Бэкон писал о потухании веществ без доступа воздуха, о способности селитры взрываться с горящим углем. И Бэкон и Альберт Великий знали свойства смеси селитры, серы и угля. Раймунд Луллий применял холодильник при получении углекислого аммония из перегнанной мочевины, изготовил бикарбонат калия. Неизвестный автор, писавший под именем Василия Валентина (XIV в.), открыл серный эфир, соляную кислоту, многие соединения мышьяка и сурьмы. В его книге «Триумфальная колесница сурьмы» описываются способы получения сурьмы и ее медицинское применение (сурьма была любимым лекарством алхимиков, которые мечтали получить из нее средство для лечения всех болезней).
Парацельс первым описал цинк, ранее неизвестный. Он же начал использовать в лечебных целях химические соединения. Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин "газ". Иоганн Рудольф Глаубер обнаружил сульфат натрия (глауберову соль), сочтя его философским камнем. Джамбаттиста делла Порта (1541 - 1615) изготовил оксид олова. Блез Виженер (1523 - 1596) открыл бензойную кислоту. Эти примеры, перечень которых далеко не полон, наглядно свидетельствуют о том, что "ненаучные" исследования алхимиков пошли на пользу не только избранным адептам, но и человечеству в целом.Конец цитаты.Так что, если присмотреться повнимательнее, то не такими уж темными были эти «темные» времена человеческой истории.