СТАТЬИ МИХАИЛА ЧУЛАКИ
АКАДЕМИК ПАВЛОВ - АТЕИСТ
Мы живем в мире неистребимых мифов. Недавно во время дискуссии по поводу возвращения сталинского гимна один уважаемый интеллигент упомянул как нечто само собой разумеющееся, что Дунаевский покончил с собой. Это - ложь, Дунаевский умер естественным путем, но его "самоубийство" - неистребимый миф.
Такой же миф - религиозность академика И.П.Павлова. В очередной - не в последний, разумеется, раз - этот миф помянули в газете "Век" N 51 в интервью с министром здравоохранения Ю.Л.Шевченко. И министр, надо отдать ему должное, вполне подтвердил, что академик Павлов, конечно же, был добрым православным.
Напомню по этому случаю пару фрагментов из воспоминаний знаменитого ученика Павлова академика Л.А.Орбели. Когда Павлова избрали председателем Общества русских врачей он первым делом настоял на том, чтобы отменили панихиду в память о С.П.Боткине, с которой начиналось ежегодное заседание:
- Черт его знает, что за манера завелась у нас ни с того ни с сего служить панихиду? Мы ученые и собираемся почтить память ученого, а тут вдруг почему-то панихида.
Пришли как всегда не только врачи, но и родные Боткина, привыкшие к обычному ритуалу. Но начались слушания - и никакой панихиды. Родственники ушли разочарованные, и на другой
день Павлов каялся:
- Какого я дурака свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Ведь они же пришли не доклады наши слушать! Они привыкли, что мы посвящаем заседание памяти Боткина, служим панихиду. Они же верующие люди. Я неверующий, но должен же я считаться с чувствами верующих! Никогда себе этого не прощу! Я это понял, как только увидел лицо вдовы.
И другой случай. Павлова посетил почтенный старик, врач, его товарищ по Медико-Хирургической академии. Сотрудники слышали, что разговор сначала шел мирно, а потом вдруг послышались крики Павлова. Старик ушел, а Павлов объяснил:
- Черт его знает. Всегда приходил, вспоминал приятно студенческие годы, а тут вдруг спрашивает: "Как ты относишься к загробной жизни?" Я говорю: "Как отношусь? Какая загробная жизнь?" - "А все-таки, как ты думаешь - загробная жизнь существует или не существует?" Сначала я ему спокойно объяснял, а потом мне надоело: "Как тебе не стыдно! Ты же врач, а говоришь такие глупости!"
На следующий день Павлов пришел мрачный:
- Что я наделал! Ведь этот доктор ночью покончил с собой! А я, дурак, не учел того, что у него недели три как умерла жена, он искал себе утешения, надеялся встретиться с душой умершей. А я оборвал его... Все-таки нужно же немного думать не только о своих мыслях, но и о других людях.
Так что очевидно: Павлов был атеистом, но при этом он старался щадить чувства верующих. А когда в силу своего нетерпеливого темперамента давал им понять всю глубину их заблуждений - то потом раскаивался.
Религию он считал разновидностью психотерапии - не больше и не меньше.
Храмы же он посещал - в особенности после революции - потому, что внимательно относился к своей религиозной жене. Да и сам, будучи сыном священника, любил иногда послушать церковное пение, так знакомое с детства.
А еще для того, чтобы позлить атеистов-большевиков, которых весьма не любил, и помочь своим авторитетом гонимым верующим, которым, естественно, сочувствовал.
На вопросы анкеты архиепископа Кентерберийского академик Павлов ответил так:
"Верите ли Вы в Бога или нет?" - "Нет, не верю".
"Считаете ли Вы религию совместимой с наукой или нет?"
- "Да, считаю".
Когда ученики подступили к нему с вопросом, как же согласуются эти ответы, он объяснил:
- Целый ряд выдающихся ученых были верующими, значит - это совместимо. Факт есть факт, и нельзя с ним не считаться.
Из уважения к неизменной научной добросовестности академика Павлова хорошо бы считаться с фактом его атеизма.
24 декабря 2000
http://art.spb.su/chulaki/articles/2000/12.24.2000.html. И. Грекова. «Верил ли И. П. Павлов в Бога?»
http://russianway.rchgi.spb.ru/pavlov.html«…Легенды возникают вокруг выдающихся людей еще при жизни. Со временем они обрастают далеко не всегда достоверными воспоминаниями очевидцев и воспринимаются потомками как документально подтвержденные факты. Сказанное в полной мере относится к легенде о религиозности Ивана Петровича Павлова…
…Ученый принял решение никогда не разрушать чужую веру и предостерегал от этого других [18]. «Человек сам должен выбросить мысль о Боге. Будет ли он рационалистом или будет верующим—натура сама выбирает»,—говорил он [19].
На разборах больных в психиатрической клинике Павлов не раз подчеркивал адаптивную функцию религиозной веры. Например, доктор Б. Н. Бирман, докладывая о состоянии больной, замечает, что она отличается большой религиозностью. Павлов поясняет сотрудникам: «Вера существует для того, чтобы дать возможность жить слабым… Это как бы инстинкт слабой натуры» [20]. На другом заседании В. Н. Виноградов называет религиозность черточкой слабоумного характера. Павлов решительно возражает. Он считает вполне естественным, когда человек в горе ищет утешения в религии [20]. При разборе состояния другой больной вновь подчеркивает, что «от такой дрянной действительности… будешь мечтательной, будешь религиозной, потому что религия существует не для радостных, для веселых… а для таких она какая_то надобность, это выход известный» [20].
…Павлов жил по строгому распорядку: вставал, садился за стол, отправлялся на работу, принимал гостей, ложился спать по часам. После ухода из ВМА его рабочий график строился следующим образом: понедельник, среду и четверг он проводил в Физиологическом институте Академии наук, вторник и субботу — в лаборатории ИЭМа, а по пятницам отправлялся на машине в Колтуши на Биостанцию, созданную в 1926 г. …»
http://russianway.rchgi.spb.ru/i.jpgМ. К. Петрова «ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ АКАДЕМИКЕ И.П. ПАВЛОВЕ» ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК 1995, том 65, № 11, с. 1016-1023
http://stats.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/PAVLMEM.HTM«…Л.Н. Толстой был гениальный художник, в юности мечтавший о славе, не любивший Шекспира и даже враждебно к нему относившийся, мало уделявший внимание своей семье и т.д. Ив.П. Павлов - гениальный мыслитель (абсолютно не художник) в противоположность Льву Николаевичу Толстому о личной славе никогда не мечтал, он мечтал своими трудами ученого способствовать благу человека, благу горячо любимой родины. Шекспир же был его любимым писателем; он был также очень внимательным и заботливым к своей семье в противоположность Л.Н. Толстому…
…За последнее время вокруг имени Ив.П. сплетались целые легенды о его религиозности. Я, в течение почти 25 лет находясь в постоянном контакте с ним, много раз слышала его высказывания по этому вопросу. Он, конечно, был полный атеист и никаким иным быть не мог…
…Бесконечно любил он природу во всех ее проявлениях и умел, как никто, наслаждаться ее красотой. Часто, возвращаясь из лаборатории, останавливался, любуясь красками солнечного заката, молодой, только что распустившейся зеленью или опушенными снегом деревьями. Будучи необычайно страстным по натуре, он до конца своей жизни, во все свои действия, чего бы они ни касались, вкладывал эту огромную, присущую далеко не многим в его возрасте страстность. …
О Розентале: "Осип Сергеевич Розенталь - порядочный человек: он не побоялся публично заявить о том, что всегда был против смертной казни и теперь тоже стоит на том. Это очень его подняло в моих глазах".
Розенталь О.С. (1884 - 1965) - физиолог, ученик и помощник Павлова по ИЭМу.
Ив.П. не раз говорил мне: "Ничего гениального, что мне приписывают, во мне нет. Просто я непрестанно думаю о своем предмете, целиком сосредоточен на нем, поэтому и получаю положительные результаты. Всякий на моем месте, поступая так же, стал бы гениальным".
…Он не выносил холуйства, как он выражался, не терпел, когда ему в глаза кадили и воспевали как великого ученого, он сердился, негодовал на это. Он не выносил рабского преклонения; сам обладавший большим чувством собственного достоинства, желал то же видеть в людях, близко с ним соприкасающихся. …»