Форум портала "Наука и религии мира"

Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Научные аспекты атеизма и обсуждение попыток придать религии наукообразность.

Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение Сестра милосердия » Чт дек 11, 2008 02:16

У кого хватит терпения дочитать этот материал до конца, тот, я думаю, утром проснется другим человеком – с меньшей долей атеистического яда в душе.

Как стать бабочкой
(Из книги Мачея Кучиньского "Жизнь- это мысль". Варшава: Альфа, 1997)

Большинство ученых убеждено, что только строго научные исследования позволят нам до конца выяснить загадку существования живого. Эта разновидность веры достойна удивления столь же, сколь и мнение огромного числа дилетантов, полагающих, будто эту загадку можно разгадать, лишь проникнув в иное, трансцендентальное пространство.
Однако и наука, хоть ученые не признаются в этом, уже во многих точках добралась до границы, из-за которой явно проглядывает действительность ненаучная. Я попытаюсь показать это на примерах.

КТО ОБУЧАЕТ ПАУКОВ

Инстинктивное поведение животных, до сих пор не объясненное биологами, - ключ (возможно, не единственный) к тому нематериальному пространству, в котором берут начало все явления природы. Мы убедимся в этом, проследив за пауками и птицами, связанными одинаковой страстью к ткачеству.
Птица ткач - африканская разновидность зяблика; от восточного Конго до южноафриканских саванн встречаются поселения этих пернатых. Словно экзотические плоды, висят на деревьях десятки шарообразных гнезд, сплетенных из травы и других гибких волокон. Гнездо, занятое парой взрослых птиц и несколькими подрастающими птенцами, уже имеет приличный вес. К тому же оно набухает от дождей и раскачивается ветрами. Чтобы постройка в конце концов не рухнула, ткачи дополнительно прикрепляют ее к ветке крепким волосом животных, чаще всего взятым из хвоста зебры или антилопы гну. При этом птица клювом завязывает волос особым, всегда одинаковым, узлом.
Известный любитель-природовед Эжен Марэ, живший в начале века в Трансваале и обладавший невероятным даром мгновенной наблюдательности, заметил, что пары юных ткачей, строя новые гнезда, не берут пример со своих старших товарищей по колонии. Тогда он задал себе вопрос: кто их и как обучает? Ведь при строительстве гнезд птицы всегда придерживаются одного и того же плана.
Начал месье Эжен с того, что исключил фактор обучения. Для этого он вынул из гнезда несколько яичек ткачей и подложил их на высиживание канарейкам, жившим в его просторном бунгало. Когда ткачики проклюнулись и выросли, он не выпустил их на свободу, а перенес из канареечных клеток в "персональные", где они соединились в пары и, не имея доступа к каким-либо материалам, пригодным для плетения гнезда, снесли яйца прямо на пол клетки. Яйца у них отобрали и опять передали на высиживание канарейкам, и так далее. Таким образом четыре поколения ткачей были лишены не только контакта со старшим поколением и природной средой, но и даже вскормлены искусственной пищей.
Марэ решил, что если четвертое поколение ткачей ухитрится построить такие же гнезда, как и неведомые им пращуры, это будет доказательством того, что такие способности обретены ими иным путем, а не наблюдением, примером и обучением.
Он подбросил в клетки горсточки травы, тонкие веточки, волокна и увидел, что ткачи тут же взялись за работу. Вскоре птицы сплели висячие гнезда, ничем не отличающиеся от гнезд, Построенных в буше их вольными предками. При этом они не хуже пра-пра-прадедов знали, зачем нужен оказавшийся в клетке конский волос. Они отнюдь не вплели его в стенку гнезда! Оставленный на потом, он был использован для прикрепления постройки к верхнему пруту клетки и завязан "фирменным" узлом!
Из своего эксперимента Марэ сделал вывод, что умение строить гнезда должно быть наследственным. В те времена идея генов только зарождалась, а относительно механизма наследственности практически ничего не было известно. Ясно было одно: наследуемая информация должна пройти через фильтр яйца. В опыте Марэ это произошло трижды. Что же является носителем информации в яйцеклетке или сперматозоиде?
Сегодня мы точно знаем, что единственный носитель информации, передаваемой новому поколению, - нить ДНК с "зашифрованной" генетической "записью".
Однако попытка представить себе механизм "записи-зашифровки" формы гнезда, а затем прочтения "шифра" в соответствии с движением клюва птицы наталкивается на такие трудности биологического и информационного характера, что они делают такой способ передачи невозможным.
Работа автоматического станка с числовым управлением, вырезающего совершенно одинаковые металлические профили всегда одним и тем же способом, - вершина простоты по сравнению с задачей, стоящей перед ткачиком. Всякий раз иные - и дерево, и ветка, и материал для строительства гнезда; работа то и дело прерывается; многочисленные повреждения исправляются на ходу...
Не вдаваясь в дальнейшие подробности, скажу: передачу "инструкции" построения гнезда генетическим путем приходится полностью исключить.
Что же остается? Что управляет молодой птицей, чтобы она могла вести себя в точности так же, как это делали поколения ее предшественниц? Биолог скажет - инстинкт. Хорошо, пусть инстинкт. Но кто знает, что скрывается под этим "инстинктом"?
И тут мы вступаем в "ненаучное" пространство, не поддающееся исследованию физико-химическими методами. Нам наверняка не удастся объяснить, что такое инстинкт, до тех пор, пока мы не примем гипотезы существования субтильных (тонких, идеальных) образцов форм и поведения, всюду присутствующих в пространстве и вступающих в своеобразный резонанс с живыми существами.
К точно таким же выводам ведет и анализ поведения пауков, ткущих свои сети. У большинства видов молодые паучки, покинув яйцо, больше не сталкиваются с родителями. Вообще не знают их. Боле того, по мере сил избегают контактов со взрослыми пауками, чтобы не окончить свою младую жизнь в их желудках.
Они вырастают в одиночестве, не пользуясь ничьим примером, и все же, достигнув определенного возраста, принимаются за ткачество, прекрасно зная, как это делать, хотя, возможно, до того вообще ни разу в жизни не видели паутины. Они, не колеблясь, создают сети в соответствии с извечными образцами, причем сразу в окончательном виде. Вдобавок, в отличие от птиц, они не могут охватить свое произведение взглядом по той простой причине, что работают в плоскости сети!
Приступая к работе, паук прикрепляет нитку к стволу дерева. Выделяя нить паутины расположенными в брюшке железами, он переходит на соседнее дерево, на ту же высоту, после чего, подтягивая к себе, натягивает эту нить, более толстую, нежели другие, так как к ней будет подвешиваться вся паутина. Теперь с обоих ее концов он опускает нити, достигающие земли, затем соединяет их на определенной высоте так, чтобы они образовали букву "Y". Точка, в которой сходятся три ее плеча, будет центром паутины.
Следующее действие - выведение радиусов. Они расходятся из центра под одинаковыми углами. Радиусы-лучи соединяются спиралью. Паук перемещается от центра по часовой стрелке и кратчайшим путем переходит от луча к лучу. Получающаяся логарифмическая спираль пересекает лучи всегда под постоянным углом.
Сети различных видов пауков ткутся по особым, характерным для данного вида "планам". Очередность действий точно определена. Чтобы возвести конструкцию, необходимо проделать ряд "измерений": углов, расстояний, натяжения нитей, их изменяющейся толщины. Исследователи в один голос утверждают, что спиральную структуру сети можно объяснить исключительно внутренними причинами, ибо в окружающем пространстве не обнаружено ничего, что могло бы заставить паука располагать радиальные и спиральные нити именно так, как он это делает.
Это означает, что у пауков как бы существует некоторое представление целого, образ сети и план строительства, расписанный на последовательные этапы. А также действует какой-то фактор, который контролирует ход работы: что уже сделано и что еще предстоит сделать. Такого "пакета" информации не может передать яйцо. Мы уже показали на примере зябликов-ткачей, что гены птицы не в состоянии передавать такого рода "запись" из поколения в поколение.
Трудности исчезают, если признать, что пауком руководит "резонирующий" с его нервной системой нематериальный образец, общий для всего вида. Характерным указанием на это может служить опыт, проделанный энтомологом П. Н. Уитгом, который изучал влияние ядов и нейротропных веществ на поведение пауков, строящих сети. Оказалось, что под действием этих веществ паук строил сеть абсолютно правильную, почти идеальную.
Уитт сделал вывод, что в конструкции сети есть основной элемент, который свойствен инстинктивному поведению, но подвергается искажениям либо под воздействием внешних факторов, либо из-за несовершенства самого организма паука.
Ну конечно же! Основной элемент и есть наш гипотетический субтильный образец. А нейротропное вещество облегчает пауку более глубокое слияние с ним, более полный резонанс.
Увы, большинство биологов все еще не теряет надежды на то, что модель паутины отыщется в яйце.

АМЕБЫ СТРОЯТ БАШНЮ

Амебы - это одноклеточные существа, едва различимые невооруженным глазом; самые большие из них не превышают 0,6 миллиметра в диаметре. Эти капельки цитоплазмы, заключенной в клеточную пленку, перемещаются, медленно ползая по дну водоемов и влажной лесной почве. Поглощают бактерии и каждые 3-4 часа делятся. Такова жизнь вида Dictyostelium discodeum. Невозможно даже представить, что амеба в состоянии совершить нечто большее. И вообще что-либо из того, что человеку удалось лишь после миллиардов лет медленного развития многоклеточного организма и четырех миллионов лет столь же упорного создания мозга homo sapiens. Тем не менее это так.
Если на каком-то участке возникает нехватка пищи, голодающие амебы, до того свободно разбросанные по всей его площади, начинают выделять химический сигнал, который доходит до остальных особей и заставляет их собираться в центральной точке. Спустя некоторое время сорок шесть тысяч одноклеточных создают общее тело, именуемое грексом. Подобно голой улитке, уже как единый организм, этот греке продолжает перемещаться со скоростью один миллиметр в час.
И тут-то начинаются вещи невероятные. Отдельные амебы "запоминают" очередность своего прибытия на сборный пункт, хотя у них нет органов памяти. Те, что первыми оказались в "голове", и ведут общество, "знают" о своей роли проводников. Если их переместить в хвост, они за короткое время вновь возвращаются во главу колонны.
Ежели переход грекса в поисках питательных бактерий не дает результатов, амебы изменяют поведение.
Явно не обладая ни зрением, ни речью, ни способностью мыслить, сознавать собственное существование и положение в пространстве, они тем не менее начинают вести себя так, словно все это у них есть.
Ради достижения столь далекой и абстрактной цели, как выживание хотя бы одной особи, простейшие приступают к созданию непростой инженерной конструкции в виде шаровой капсулы на высокой башне.

Такая конструкция в принципе природе известна: нечто похожее представляет собою, например, головка зрелого мака на длинном стебле.
Строительство требует от амеб четкого разграничения задач и специализации клеток. Однако не видно, чтобы кто-нибудь отдавал им распоряжения. Те амебы, которые последними прибыли на место сбора, образуют из своих тел дискообразное основание. Из его середины вырастает стебель, создаваемый теми, что прибыли первыми. По ним взбираются следующие в очереди, и именно они формируют из себя шарообразную капсулу.
Часть амеб размещается в получившейся камере наподобие пассажиров в необычном экипаже. Здесь они преображаются, превращаясь в споры. Сжимаются, обезвоживаются, окружают себя плотной кожурой, затормаживают метаболизм и наконец становятся семенами, вроде маковых зернышек.
Амебы, образовавшие "конструкцию", сами обрекли себя на вымирание. Лишенные пищи, они вскоре погибнут. Спустя некоторое время капсула распадется, споры рассыплются, и* если поможет ветер, у них появится шанс попасть на влажную почву. Тогда они оживут, снова станут амебами, начнут питаться и делиться. Популяция восстановится.
А теперь, чтобы лучше понять, в чем суть того, что совершили амебы, взглянем на них с нашей, человеческой, колокольни. Представим себе, что в некой далекой стране в день рождения Обожаемого Вождя десять тысяч его верноподданных бегают по стадиону, держа в руках разноцветные шапочки. Неожиданно они останавливаются, напяливают шапочки на головы, и пред очами восторженных зрителей расцветает точный портрет вождя, сложенный из разноцветных пятнышек.
Вряд ли найдется биолог, который рискнет утверждать, будто дело тут в инстинктивном поведении молодежи. Очевидно, что вначале был разработан детальный план представления, начиная с портрета, разбитого на десять тысяч цветных точек. Затем положение каждого паренька и девушки на стадионе было точно определено и даны инструкции, где, когда и какая шапочка должна оказаться на голове. Был оговорен сигнальный код и способ его передачи. Мозг каждого участника запомнил инструкции, и в соответствии с ними человек действовал во времени и пространстве.
Тем не менее те же самые биологи упорно твердят, что амебы якобы обходятся без всего вышеперечисленного. И утверждают это в эпоху информатики, кибернетики и бурного развития теории управления!
Без проекта конструкции, без центра управления, без плана строительства создать что-либо в принципе невозможно. В природе тоже. К амебам это приложимо в равной мере. Но известно же, что амебы не вычерчивают планов на березовом листке. Нет у них и ни малейшего представления о цели и результате совместного действия, поскольку последнее связано исключительно с сознанием и мозгом на человеческом уровне. Так каким же чудом амебы справляются со столь сложной задачей? Ясно одно: это чудо не может быть следствием информационной пустоты. Тогда кто или что создало необходимый "пакет" информации, где его хранит и как преобразует, ежели мозг тут ни при чем?
На ум опять приходят гены. Ну что ж, теоретически рассуждая, генетическая "запись" необходимых сведений возможна. ДНК амебы, как и любая другая, - это длинная лента, вдоль которой линейно расположены "буквы" - основания генетического кода: аденин (А), тимин (Т), гуанин (Г) и цитозин Щ).
Сгруппированные тройками в различных комбинациях в так называемые кодоны, они являются шифром для аминокислот, что создают белковые цепочки.
Такую "запись" можно использовать и по-иному. Например, приписать кодонам цифровые значения. Чтобы такую "запись" реализовать на практике, каждая прибывающая на сбор амеба должна получать очередной номерок и в зависимости от него - координаты позиции, которую ей следует занять в конструкции. Кто-то или что-то должен эти номерки присваивать и одновременно контролировать движения каждой из 60 тысяч особей.
Затем каждая взбирающаяся по своим сестрам амеба должна была бы постоянно устанавливать свое положение по отношению к нулевому пункту трех осей координат (х, у, z), чтобы знать, следует ли ей взбираться дальше, переместиться левее или же правее. Однако, согласитесь, это требование абсурдно, поскольку у амеб нет органа, служащего для телезамеров и сравнения изменяющихся данных с имеющимся планом.
Тогда что же руководит амебами?
Действительно, их поведение можно объяснить, только приняв существование внешнего фактора, влияющего на весь "коллектив", хранящего план-проект, управляющего движениями каждой особи; решающего, как разместить каждую из сорока, шестидесяти или более тысяч клеток; всякий раз определяющего диаметр основания и толщину колонны в зависимости от веса и диаметра будущей капсулы.
Существование такого фактора не умещается в рамках известных нам законов физики. Ни одно из известных науке полей - магнитное, гравитационное, электромагнитное - не пригодно для хранения плана или же образца сложных и изменяющихся во времени физических структур: Объем информации, которую возможно в таких полях разместить, невелик. По той же причине они не годны для программирования чрезвычайно гибкого поведения живых организмов. Поэтому оправдано предположение, что то, от чего биологи отделываются, назвав "инстинктом", принадлежит трансцендентальному пространству.
Это какой-то вид "представления, воображения", пребывающего, вероятно, в объеме всей Вселенной и воздействующего на всех амеб, где бы они ни появились. И хотя он нематериален, тем не менее "читабелен" для существ, которые, следуя его указаниям" собственными телами заполняют субтильный образец "конусообразного холмика", "ползающей улитки" и, наконец, "башни". Так же "ведет себя" в квашне дрожжевое тесто, когда заполняет собою объем квашни и принимает ее форму.
Я думаю, что именно наука, как это ни парадоксально, достигнув в ходе исследований непреодолимых границ, предоставит нам доказательства трансцендентальной основы всего сущего. Непознанное- Как стать бабочкой

КАК СТАТЬ БАБОЧКОЙ

Злые колдуньи и сказочные чародейки, возжелав кого-либо наказать, обращали его в животное. Так поступила Цирцея со спутниками Одиссея, превратив их в свиней; так царевен превращали в лягушек, а добрых молодцев - в медведей. Частенько волшебники и волшебницы трансформировались сами, женщины - в сов, мужчины - в летучих мышей. Но совершенно особой статьей была борьба волшебников" когда они превращались то в одно, то в другое, притом все более грозное, зверье.
Увидеть это затруднительно, однако современная техника кино позволяет наблюдать подобные чудеса на экране. Настоящую революцию совершила, цифровая запись изображения и компьютерное преобразование исходных данных. Появились специализированные программы, осуществляющие так называемые морфозы: невероятно эффектные превращения одного предмета в другой; например, руки - в меч, шахматной доски-в человеческое лицо, Майкла Джексона - в пантеру.
Однако такого рода трансформации изобретены отнюдь не человеком. Вся история жизни - непрерывное преобразование одних видов в другие. Все живое построено из одинаковых кирпичиков-клеток, а сложатся ли они в форме собаки или кошки - зависит от неведомого науке фактора. Именно он несет ответственность за то, что у определенного вида антилоп начала вытягиваться шея, превратив их в жирафов.
О том, как осуществляются эволюционные изменения, мы не знаем ничего, видим только их результаты. Впрочем, существуют в природе изменения, которые можно наблюдать ежедневно. Я имею в виду метаморфозы насекомых. Рассмотрим сказанное на особо наглядном примере бабочек.
Зрелая самка откладывает оплодотворенные яички, из которых вылупляются гусеницы. Прожорливые детишки во много раз увеличивают свою массу, попутно сбрасывая очередные, уже слишком тесные шкурки. Решив в определенный момент, что пора оторваться от стола с яствами, они укутывают себя одеждой из шелковистой массы, которая, застывая, превращается в неподвижный твердый кокон. И там, в тиши кокона, совершается таинственнейшая мистерия полного преобразования.
Гусеница перестает существовать. Она не умирает, а распадается на миллионы единичных клеток. Образуется кашицеобразная масса, состоящая из физиологических жидкостей, воды, отдельных клеток и небольших фрагментов тканей. Клетки продолжают жить, хотя ничем и не напоминают ни клетки гусеницы, ни уж тем более бабочки.
С определенного момента, приводимые в действие таинственным приказом, они начинают сгруппировываться в новую форму, ничем не похожую на предыдущий организм. Волшебная трансформация человека в другое млекопитающее - свинью или пантеру - по сравнению с метаморфозой бабочки представляется элементарнейшим делом. Чтобы такое совершилось, достаточно изменить пропорции частей тела, положение его и отпустить волосы...
Но гусеница и бабочка - это два организма невероятно далекие друг от друга как по анатомии, так и по функциям тела. Это видно с первого же взгляда. Гусеница столь же далека от бабочки, как, скажем, от птицы. Так что не было бы ничего удивительного, если б из кокона, допустим, махаона время от времени выпархивала бы колибри...
Что же происходит в коконе? Часть клеток идет в пищу другим. Остальные строят из себя органы, которых не было у гусеницы: голову насекомого с сосущим эластичным полым хоботком, фасетчатые глаза, туловище и брюшко, а сверх того - пару сказочно расцвеченных крылышек, чудо аэродинамики, вершину авиационной технологии и в то же время художественной выразительности. Чтобы изумить нас еще больше, эти крылышки создаются в смятом и скомканном виде. Все выглядит" так, словно художник от пола до потолка забил свою студию перемятыми полотнами и, "ныряя" внутри них, писал, а после того как полотна были развернуты, явил миру чудесный многоцветный орнамент, удвоенный в точном зеркальном отражении. Крылышки бабочки, вынырнувшей из куколки, распластываются и натягиваются на рамочках из наполненных воздухом трубочек.
Учебники убеждают нас в том, что форма тела гусеницы и бабочки "записана" в генах. Гены в клетках обоих этих существ одинаковы. Это должно бы означать, что на лентах ДНК гусеницы "записаны" сразу два "плана" построения. Один - задающий тело гусеницы, второй - тело имаго, то есть зрелой бабочки. После того как гусеница вылупилась из яйца, гены запускают в дело первый "проект" - "план конструкции" ползающего на присосках, мясистого жирового мешочка, поглощающего громадное количество пищи. А потом, когда в уединении кокона этот ползающий кусочек сала развалится от обжорства на составляющие его клетки, приходит в действие второй "план" - легкого, воздушного, разноцветного, порхающего на вольных просторах, питаемого солнцем и нектаром веселого беззаботного существа.
И тут-то проявляется вся необычность этого феномена. Помните, в случае с амебами, несколько десятков тысяч этих одноклеточных собирались в одном месте и возводили из своих тел башню с дисковидным основанием и стройным стеблем, увенчанным шаровой камерой. У бабочек и других насекомых мы имеем дело с несколькими миллионами клеток, которые создают из себя летающую машину. Для этого клетки, образующие бесформенную смесь, начинают объединяться по новому "плану" и одновременно с постройкой отдельных органов предпринимают различные действия: часть клеток, оказавшихся в конечностях, начинают продуцировать и выделять хитин, который образует внешний скелетик. Другие, попав в крылышки, создают чешуйки и принимаются вырабатывать гамму красителей. Чтобы это делать, клетки должны откуда-то "знать", где они находятся: в крылышке ли, в ноге ли, в голове или брюшке.

Как мы уже убедились на примере амеб, "знание" своего положения в общем теле не может быть получено индивидуально ни одной из клеток. Представим себе миллионную толпу людей, бестолково снующих по гигантской площади, и прикажем всем расположиться так, чтобы получился контур бабочки. Выполнение такой задачи требует по меньшей мере знания всеми цели и одинаковой у всех умозрительной картины крылатого насекомого.
Но и этого мало! Откуда каждый из людей, находясь в середине страшной толпы, будет знать, где находится и куда должен переместиться, чтобы точно вырисовался контур четырех крылышек со сложным орнаментом и их пары оказались зеркальными отражениями друг друга? Такое невозможно. Это вы- полнимо только в том случае, если кто-то сверху наблюдает за толпой и устанавливает людей в нужных местах, строго следуя имеющемуся образцу.
Аналогичное требование и в мире клеток. Целенаправленное упорядочение материальных элементов осуществляется всегда по одной и той же кибернетической логике. Иначе говоря, невозможно обойтись без постоянного сравнения возникающей бабочки во всех фазах "строительства" с видовым образцом. Клетки радужницы должны создать радужницу, а не капустницу и уж никак не колорадского жука. Этот образец, находись он в клетке, должен был бы иметь абстрактный характер, поскольку ни в одном бабочкином яичке не обнаружены микроскопические изображения насекомого в его различных фазах. Образец мог бы быть "записан" только в генах, на ленте ДНК линейным цифровым кодом в десятичной либо двоичной системе. Но прочтение такой "записи" и преобразование ее в материальную структуру требовало бы такого логистического аппарата и такого hardware *, какие необходимы компьютеру, преобразующему запись на дискете в изображение на экране.
Ничего подобного в клетке нет. Производимая ею замена генетической "записи" на ряд аминокислот в белковой цепочке на несколько порядков величин менее сложна. Таким образом, имеется лишь единственная возможность управлять движениями миллиона клеток, так, чтобы они сложились в трехмерный организм бабочки, со всем его разнообразием: трубочками кровеносных и дыхательных сосудов, пищеварительным трактом, пневматическими "лесами" ("скелетом") крылышек, цветным орнаментом чешуек на них. Такую возможность обеспечивает гипотеза о существовании образцов, присутствующих в пространстве, образцов небиологических и нефизических, существующих вне клеток и входящих в своеобразный резонанс с ними всюду там, где они содержат геном данного вида бабочек. Гипотеза о существовании таких образцов выходит за пределы современной науки. Однако в данный момент представляется единственной, способной объяснить феномен возникновения невероятно сложных живых клеточных конструкций.
Кто знает, может быть, в один прекрасный (хотя что уж тут прекрасного?!) день может оказаться, что фантастический фильм под названием "Муха", повествующий о человеке, ставшем насекомым, вовсе не будет чистой фантазией, как и история героя "Превращения" Ф. Кафки. Так ли уж недостижима для нас форма бабочки? Возможно, для этого достаточно "всего лишь" поверить "в чудо" и подстроить какой-то слой психики к образцам, управляющим метаморфозой бабочек, и тем самым ввести наши клетки, хоть они и обладают человеческим геномом, в резонанс с образцами тела капустницы или махаона. Правда, трудно сказать, что произойдет во время такой трансформации с сознанием и разумом человека...
Вложения
62bd51b4addbf1feda7cbe0ce8b4e0de.gif
62bd51b4addbf1feda7cbe0ce8b4e0de.gif (20.57 КБ) Просмотров: 4681
"Для религии Бог стоит в начале, а для науки - в конце всего мышления"
Макс Планк
Аватара пользователя
Сестра милосердия
 
Сообщения: 873
Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 03:06
Откуда: г.Киев

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение S.Eugene » Чт дек 11, 2008 07:29

КТО ОБУЧАЕТ ПАУКОВ
Инстинкты – это правила поведения, которые в виде безусловных рефлексов генетически записаны в коде ДНК и передаются по наследству из поколения в поколение. Инстинкты – это своего рода программы, которые включаются автоматически и заставляют организм выполнять то или иное действие.

Я часто наблюдал за крестовиками :)
Приступая к работе, паук прикрепляет нитку к стволу дерева. Выделяя нить паутины расположенными в брюшке железами, он переходит на соседнее дерево, на ту же высоту,
не всегда на ту же высоту.

после чего, подтягивая к себе, натягивает эту нить, более толстую, нежели другие, так как к ней будет подвешиваться вся паутина. Теперь с обоих ее концов он опускает нити, достигающие земли, затем соединяет их на определенной высоте так, чтобы они образовали букву "Y". Точка, в которой сходятся три ее плеча, будет центром паутины.
ну спустился вниз, потом наверх поднялся - алгоритм не очень сложный.

Следующее действие - выведение радиусов. Они расходятся из центра под одинаковыми углами.
тоже ничего сложного.

Радиусы-лучи соединяются спиралью. Паук перемещается от центра по часовой стрелке и кратчайшим путем переходит от луча к лучу.
тоже ничего сложного, я видел как паук просто переходит по лучам, контролируя расстояния между витками спирали своей лапкой.

Получающаяся логарифмическая спираль пересекает лучи всегда под постоянным углом.
Да ну не смешите, логарифмическая.. :lol: бывает паутина такая кривая и косая получается.

Изображение

Изображение

Это означает, что у пауков как бы существует некоторое представление целого, образ сети и план строительства, расписанный на последовательные этапы. А также действует какой-то фактор, который контролирует ход работы: что уже сделано и что еще предстоит сделать.
Правильно, со стороны смотреть совсем не обязательно, можно прекрасно ориентироваться и по небольшому участку паутины, держа в памяти и интегрируя с предыдущими действиями и перемещениями. Ну вроде того как мореплаватели прокладывают путь по компасу, своей скорости и карте.

Такого "пакета" информации не может передать яйцо.
Почему?

Не вдаваясь в дальнейшие подробности, скажу: передачу "инструкции" построения гнезда генетическим путем приходится полностью исключить.
Давайте вдадимся в подробности! Ну вот самое важное опустили :(
Аватара пользователя
S.Eugene
 
Сообщения: 891
Зарегистрирован: Чт янв 31, 2008 19:18

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение DmitryS » Чт дек 11, 2008 08:18

Сразу вопрос: на каком основании исключается генетическая передача умения?
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" .
Аватара пользователя
DmitryS
Администратор
 
Сообщения: 1418
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 08:32
Откуда: Новосибирск

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение Digger Rebel » Чт дек 11, 2008 09:42

КТО ОБУЧАЕТ ПАУКОВ


Сестра, а если подойти к этому вопросу с точки зрения морали, так сказать. Давайте предположим, что и впрямь пауков кто-то обучает. Кто? Бог? Допустим. Теперь поразмыслим: а чему же он их обучает? Тому, чтобы изготовить сеть для того, чтобы поймать насекомое, убить его и высосать все его содержимое. Ну и уроки преподает "милосердный" Яхве, волосы встают дыбом! Я уже приводил вам стихотворение Заболоцкого, но напомню на всякий случай:
http://www.atheo-club.ru/newphpBB/viewtopic.php?f=3&t=383&st=0&sk=t&sd=a&start=120
...
К точно таким же выводам ведет и анализ поведения пауков, ткущих свои сети. У большинства видов молодые паучки, покинув яйцо, больше не сталкиваются с родителями. Вообще не знают их. Боле того, по мере сил избегают контактов со взрослыми пауками, чтобы не окончить свою младую жизнь в их желудках.


Во-во, о чем и речь! Самка паука запросто может захавать самца на завтрак, да и детей своих пауки могут употребить в пищу. Вот научил же их кто-то таким приёмам! :wink:
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение Atmel » Чт дек 11, 2008 10:47

Digger Rebel писал(а):Сестра, а если подойти к этому вопросу с точки зрения морали, так сказать. Давайте предположим, что и впрямь пауков кто-то обучает. Кто? Бог?

Мдя. Креационисты постоянно наступают на одни и те же грабли, регулярно колошматящие их по темечку, но патологически незамечаемые ими. Сестра нам запросто скажет, что сии феномены необходимы для фунциклирования живого мира, но не пожелает ответить, почему нельзя было создать более совершенный мир. А ведь именно эти "животные" рефлексы передались и нам, людям. Ах, если б наша "животная природа", столь ненавистная "частичке Духа Божия", по христианским представлениям имеющейся в каждом человеке, была лучшее и блягороднее, сколь прекрасней был бы и человеческий мир!
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение DmitryS » Чт дек 11, 2008 12:20

Кстати, на начальном этапе эволюции существовали животные-"автотрофы" (возможно, какие-то виды есть и сейчас). В их теле жили фотосинтезирующие бактерии, а животные питались органикой этих бактерий. Еще бы поселить в том же теле бактерий-редуцентов - и готов замкнутый цикл. не надо никого есть - питаться только солнечным светом и минеральными веществами.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно всё понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" .
Аватара пользователя
DmitryS
Администратор
 
Сообщения: 1418
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 08:32
Откуда: Новосибирск

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение Сестра милосердия » Пт дек 12, 2008 00:17

SE писал(а):[Давайте вдадимся в подробности! Ну вот самое важное опустили :(

В общем-то, получилось то, чего я опасалась.
Все прочитали о пауках, возмутились, утомились и забросили, хотя самое интересное в моем материале – дальше. Лично я с бОльшим интересом обсуждала бы амеб. :shock: :shock: :shock:
Вы привели очень интересные фото.
Особенно умилительна Ваша фраза «контролируя расстояния между витками спирали своей лапкой.» :lol:
Видно, не все пауки одинаково адекватны, собственно, как и люди: есть мастера и есть неумехи.
А передача инстинктов генетическим путем – большая загадка.
Дело в том, что один ген кодирует один белок. Есть еще участки ДНК, блокирующие и включающие гены, но нет таких участков, которые адекватно регулировали бы поведенческие реакции. Поэтому я не вижу оснований говорить, что инстинкты связаны с генами.
Что же передается генетически?
Возможно, некие структуры мозга, в которых записаны алгоритмы поведения.
Но если это действительно так, то возникает еще большая неопределенность: как такие структуры могли возникнуть в эволюции путем случайных мутаций?
Ведь если бы пауки СРАЗУ не умели изготавливать пригодную для их способа охоты паутину, они бы не состоялись как вид.
Если же от пауков перейти к амебам, то у них, вообще, нет мозга, даже ничего отдаленно напоминающего нервную систему. И тем не менее, у них наблюдаются просто поразительные процессы взаимодействия и взаимовлияния – читайте главу «Амебы строят башню», и тогда, если Вас заинтересует проблема, продолжим разговор.
Вложения
olga-sytina_90107_S.jpeg
olga-sytina_90107_S.jpeg (9.74 КБ) Просмотров: 4630
"Для религии Бог стоит в начале, а для науки - в конце всего мышления"
Макс Планк
Аватара пользователя
Сестра милосердия
 
Сообщения: 873
Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 03:06
Откуда: г.Киев

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение Сестра милосердия » Пт дек 12, 2008 00:48

Digger Rebel писал(а):
Во-во, о чем и речь! Самка паука запросто может захавать самца на завтрак, да и детей своих пауки могут употребить в пищу. Вот научил же их кто-то таким приёмам! :wink:

Все это так, и с точки зрения человеческой морали Вы абсолютно правы. Ваш путь – прямехонько к вегетарианцам.
Я не на все вопросы мироустройства могу ответить. Но, когда начинаю размышлять, приходят кое-какие мысли. Например: если бы наши предки (и, вообще, животные) питались только растительной пищей, то у них не развивались бы и не совершенствовались многие умения: смекалка, смелость, сила, ловкость, решение сложных тактических задач и т.п. Были бы все кроткими овечками, пасущимися на заливных лугах, и дальше этого эволюция бы не пошла.
За все нужно платить, и за умственное совершенство тоже.
Вложения
8bbebf100966e9cfcd31b4ed355a9416.gif
8bbebf100966e9cfcd31b4ed355a9416.gif (4.52 КБ) Просмотров: 4621
"Для религии Бог стоит в начале, а для науки - в конце всего мышления"
Макс Планк
Аватара пользователя
Сестра милосердия
 
Сообщения: 873
Зарегистрирован: Сб мар 22, 2008 03:06
Откуда: г.Киев

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение Vivekkk » Пт дек 12, 2008 02:12

Читая посты Сестры милосердия, приходит на ум пословица: "и смех и грех, ей-богу".
"...Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное". Луций Анней Сенека (ок. I до н.э.-65 н.э.).
Аватара пользователя
Vivekkk
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: Чт июл 10, 2008 02:00

Re: Меньше атеизма - хотя бы на квант.

Сообщение Digger Rebel » Пт дек 12, 2008 09:45

Сестра милосердия писал(а):Все это так, и с точки зрения человеческой морали Вы абсолютно правы. Ваш путь – прямехонько к вегетарианцам.

Спасибо, но это уже пройденный этап. :)
Я не на все вопросы мироустройства могу ответить. Но, когда начинаю размышлять, приходят кое-какие мысли. Например: если бы наши предки (и, вообще, животные) питались только растительной пищей, то у них не развивались бы и не совершенствовались многие умения: смекалка, смелость, сила, ловкость, решение сложных тактических задач и т.п. Были бы все кроткими овечками, пасущимися на заливных лугах, и дальше этого эволюция бы не пошла.
За все нужно платить, и за умственное совершенство тоже.

Дело не в этом. Если бы вы говорили, что мир такой, какой он есть, был создан неким совершенно неизвестным людям Высшим разумом, о моральных качествах которого нам ничего неизвестно, да и о воле тоже, то в таком заявлении было бы больше последовательности. Как говорят: "на "нет" и суда нет". Но мы говорим о весьма конкретном боге, имеющим совершенно определенную и известную людям волю, которому небезразличны любые мелочи, вплоть до того, какую пищу люди едят и пр. Этот бог характеризуется библией как справедливый и милосердный, как совершенный бог. ...Но, глядя на творение его, к такому выводу не прихожу.
Павел писал в Римл.1:19-20
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.


Т.е. Божество Яхве и сила его видима через рассматривание его творений. Лучше, наверное, и не скажешь. :lol:
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

След.

Вернуться в Наука и религия

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8