Сестра милосердия писал(а):Как бы я хотела, чтобы Вы вместо того, чтобы иронизировать и ерничать, помогли разобраться в
генетической обусловленности психических процессов. <...> И все же, каким образом такое явление, как альтруизм, может быть обусловлено в генах? Я понимаю, что генетически должна быть определена структура головного мозга со всеми нейронными связями, частично общая для всего рода человеческого, а частично и индивидуальная.
Да и то, весьма проблематично, что при развитии зародыша клетки дифференцируются, располагаются в пространстве, мигрируют без какой-то существующей в пространстве тонкоматериальной формы.
Но пусть будет по-Вашему, по атеистически-материалистическому, что дрейф клеток в эмбриогенезе определяется химическими градиентами и сродством к родственным структурам. При формировании головного мозга нейроны образуют связи не хаотически, а каким-то образом узнают партнеров.
Как же эта способность узнавания записана в генах даже при наличии сплайсинга, то есть множественности кодируемых одним геном белков?
Есть у Вас мысли на этот счет?
Поделитесь, пожалуйста.
Заранее благодарна.
Вы пытаетесь разобраться на дилетанском уровне в сложнейшей науке. Из этого ничего не выйдет, тем более, что Вы в упор не желаете принимать во внимание даже самые общие факты и закономерности. Ведь я уже писал Вам о близнецовом методе! Где выводы? Это самый общий и понятный, а потому результативный способ решения вопроса на общефилософском уровне. Ждать от меня каких-то тонкостей не надо, я не специалист. Но если уж Вам там милы сложности, в которых Вы мечтаете утопнуть, лишь бы не увидеть уже имеющиеся явные свидетельства генетической обусловленности основ поведения, то я могу привести некоторые дополнительные сведения.
Фактов, эмпирически доказывающмих запрограммированность в геноме врожденного поведения множество. Еще в 1991 году было показано, что, если пересадить небольшой фрагмент
гена period от мухи
Drosophila simulans другому виду мух (
D. melanogaster), трансгенные самцы второго вида начинают во время ухаживания исполнять брачную песенку
D. simulans.
Другой пример —
ген for, от которого зависит активность поиска пищи у насекомых. Ген был впервые найден у дрозофилы: мухи с одним вариантом этого гена ищут корм активнее, чем носители другого варианта. Тот же самый ген, как выяснилось, регулирует пищевое поведение пчел. Правда, тут уже играют роль не различия в структуре гена, а активность его работы - у пчел, собирающих нектар, ген
for работает активнее, чем у тех, кто заботится о молоди в улье.
В то же время необходимо понимать, что генотип определяет не поведение как таковое, а скорее общее принципы построения нейронных контуров, отвечающих за обработку поступающей информации и принятие решений, особенно у видов, стоящих на высокой ступени на эволюционной лестнице, причем эти механизмы способны к обучению и постоянно перестраиваются в течение жизни. Изменившееся поведение может вести к изменению факторов отбора и, соответственно, к новому направлению эволюционного развития (
«эффект Болдуина»).
Другой пример: распространение мутации, позволяющей взрослым людям переваривать молочный сахар
лактозу, произошло в тех человеческих популяциях, где вошло в обиход молочное животноводство. Изменилось поведение (люди стали доить коров, кобыл, овец или коз) — и в результате изменился генотип (развилась наследственная способность усваивать молоко в зрелом возрасте).
Гены, мозг и социальное поведение связаны сложными отношениями. Эти отношения действуют на трех уровнях:
- на уровне физиологии — влияя на активность мозга,
- на уровне развития организма — через экспрессию генов в мозге и эпигенетические модификации,
- на эволюционном уровне — через естественный отбор.
Но многие молекулярные механизмы регуляции социального поведения сохраняются миллионы лет, наследуясь от предковых эволюционных форм к производным. Пример — система регуляции социального поведения и общественных отношений с участием нейропептидов
окситоцина и
вазопрессина.
Эти нейропептиды могут работать и как нейромедиаторы (то есть передавать сигнал от одного нейрона другому в индивидуальном порядке), и как нейрогормоны (то есть возбуждать сразу множество нейронов, в том числе расположенных далеко от точки выброса нейропептида). Эти или очень похожие на них (гомологичные, родственные) нейропептиды имеются чуть ли не у всех многоклеточных животных (от гидры до человека включительно), а появились они не менее 700 млн лет назад. У этих белков есть свои гены, причем у беспозвоночных имеется только один такой ген, и, соответственно, пептид, а у позвоночных — два (результат генной дупликации). У всех изученных животных эти пептиды регулируют общественное и половое поведение, хотя конкретные механизмы их действия могут сильно различаться у разных видов.
Переходя к мозгу (в т.ч. человека) мы сталкиваемся с еще одним профильным знанием -
нейронаукой. Мы должны изучить такие процессы, как
пролиферация и
спраутинг нейронов, принцип миграции нейронных предшественников и т.д. Здесь также включаются химические стимулы. Как Вы думаете, под силу ли это нам, непрофессионалам? Не пора ли научиться делать выводы из уже известных и осознанных фактов? По крайней мере это должно послужить ступенью к новым, более специфическим, знаниям, и если Вы на нее не ступите, может ли прийти какое-либо понимание?