Vivekkk » Ср июн 09, 2010 02:15
У меня есть пятитомник "Добротолюбия". Он содержит очень много подобных высказываний. Я обязательно что-нибудь из него процитирую.
Например. Святой Антоний Великий.
Редакция и адаптация текста (а также частичный перевод с церковнославянского) сделана мною.
Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению этого слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло. Злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют. Эти по истине должны именоваться умными людьми.
Воздержание, незлобивость, целомудрие, твердость, терпение и подобные им великие добродетели, как силы ратные получили мы от Бога, чтобы помогали они нам во всех несчастьях. Так, что если мы будем упражнять эти силы и иметь их всегда на готове, то ничто из случающегося с нами не будет для нас тягостно или болезненно.
Необразованные и простецы считают науки смешным делом и не хотят слушать их, потому что ими обличается их невежество, - и они хотят, чтобы все были подобны им; равным образом и невоздержанные по жизни и нравам заботливо желают, чтобы все были хуже их, думая снискать себе извинение в том, что много злых. Гибнет и растлевается душа от зла греховного, которое многосложно и совмещает в себе блуд, гордость, алчность, гнев, дерзость, неистовство, убийство, ропот зависти, лихоимство, хищничество, нетерпеливость, ложь, сластолюбие, леность, печаль, робость, ненависть, осуждение, заблуждение, невежество, обольщение, богозабвение. Этим и подобным терзаема бывает бедная душа, удаляющаяся от Бога.
Умная душа старается избавиться от беспутства, надменности, гордыни, зависти и подобного, каковы дела суть демонов и злой воли. Все же то, при заботливом старании и внимательном обдумывании, успевает совершить человек, у которого пожелание не устремляется к низким удовольствиям.
Никакой нет пользы изучать науки ,если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни. Причина же всех зол есть заблуждение и неведение Бога.
Обольщающиеся земными делами и знающие все до слова, что нужно делать для доброй жизни, похожи на тех, кто приобрел лекарства и врачебные орудия, а пользоваться ими не умеет и даже не заботиться об этом. Посему в сделанных нами грехах не будем винить ни рождения своего, ни другого кого, а только себя самих; ибо если душа самоохотно предается лености и растлению, то не может быть не побеждаема.
Человек по уму соприкасается с неизреченною Божественной силой, а по телу имеет сродство с животными. Но немного таких, которые, как настоящие люди, умные, стараются обращать мысль в Богу и Спасителю и иметь с Ним сродство, и это показывается делами и добродетельной жизнью. Большая часть людей, несмышленые душой, оставив Божественное и бессмертное всыновление, склоняются к мертвому, бедному и маловременному сродству с телами, и как бессловесные, мудрствуя только о плотском и похотью разжигаясь, отлучают сами себя от Бога, и душу с неба низводят в пропасть плотских мучений.
Когда встретишь человека, который, любя спорить, вступает с тобой в борьбу против истины и очевидности, то прекрати спор, уклонись от него, совсем окаменевшего умом. Ибо какая дрянная вода делает ни к чему негожими самые лучшие вина, так и злые беседы растлевают людей добродетельных по жизни и нраву.
Небесные существа бессмертны, по сущей в них доброте, а земные стали смертными, по причине находящегося в них самопроизвольного зла, которое у неразумных умножается от растления их и неведения Бога.
Смерть для людей есть бессмертие, а для простецов, не понимающих это, есть только смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надобно гибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для Души!
Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного, и, возникнув из-под сего бремени, познает Бога и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему. И таким образом душа, победившая злые страсти и вещество ,венчается от Бога.
Брат (послушник) и Старец (святой отец)
1) Брат спросил старца:
- Прошу тебя отче, скажи мне ,какая цель воплощения Господня?
Старец, подумавши, ответил:
- Удивляюсь тебе, брате, что каждый день слушал ты символ веры, а спрашиваешь меня о сем! Однако скажу тебе, что целью воплощения Господа было наше спасение.
Брат, задумавшись, стал спрашивать дальше:
- Объясни мне, отче, как это?
Старец ответил:
- поскольку человек , в начале сотворенный Господом и помещенный в раю, преступил заповедь, подвергся тлению и смерти; потом не смотря на то, что Господь направлял человека на добро, сам человек творил только худшее, множеством страстей плотских влекомый в отчаяние: того ради единородный Сын Бога, предвечное Слово, от Отца-Бога, источник жизни и бессмертия, явился нам, во тьме смертной сидящим. Воплотившись от Святого Дуза и девы, - показал нам образ Богоподобной жизни, дал святые заповеди с обетованием царства небесного тем, кто будет жить по ним, и угрозой вечными муками тем, кто будет преступать их. Потерпел же он спасительные страсти, из мертвых воскрес, даровал нам надежду воскресения и жизни вечной, послушанием разрешив вину прародительского греха и смертью уничтожив власть смерти.
Брат сказал в ответ:
- Как я могу подражать Господу?
Старец ответил:
- Из тех, которые порабощены миру и суете его, никто не может подражать Господу, те же, которые могут сказать "се мы оставихомъ вся и вседъ Тебе идохом", получают силу подражать Господу.
Брат:
- Что за сила?
Старец:
- Слушай Господа, сказавшего "се даю вамъ власть наступати на змию и на скорпиона и на всю силу вражью: и ничесоже васъ вредитъ" (от Лук. 10:19). Те же, кто к плоти пристрастились и любят суету мира пусть слушают, что говорит Господь: "иже любить отца или мать паче Меня, несть Мене достоинъ"(Мф. 10:37). И еще: "иже не носить креста своего и вслед иже не отречется всего своего имения, не можетъ Мой быти ученик" (Мф. 10:33).Итак, желающий быть Его учеником, и явиться достоиным Его, и силу от него получить против духов злобы, отстает от всякого плотоугодливого обычая и обнажает себя от всякого сладострастия к вещественному.
"...Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное". Луций Анней Сенека (ок. I до н.э.-65 н.э.).