- Слова Иеремии, сына Хелкиина, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой
У Исайи:
- Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских.
У Осии:
- Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского.
и т.д.
В принципе, есть обезличенные, изложенные от третьего лица, книги, но у большинства присутствует живость в виде изложения от себя. Так, например, у Иеремии повторяются такого рода слова:
- И было ко мне слово Господне...
затем следуют диалоги, например:
- А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод.
У Иезекииля:
- И было в тридцатый год, в четвертый [месяц], в пятый [день] месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии.
У Даниила, у которого почти вся книга - от третьего лица, все же встречается типа:
- Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки
или
- Я слышал это, но не понял, и потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?"
У Осии:
- 1 И сказал мне Господь: иди еще и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их. 2 И приобрел я ее себе за пятнадцать сребренников и за хомер ячменя и полхомера ячменя
У Амоса:
- Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса.
Ну и так далее.
Я далек от мысли, что книги ветхозаветных пророков аутентичны, и вообще не уверен, такие люди, как указанные пророки, были в реальности, ... ой, простите, опять сорвался, мы же здесь в этом разделе договорились верить!... Но тем не менее ни одно евангелие, включая непосредственных, казалось бы, очевидцев не написано от первого лица, и нигде не указано, чьего оно авторства.
Как это можно объяснить, и почему все решили, что такое-то евангелие написано тем-то автором, а такое-то - этаким? Почему никто из них не написал: эту книгу написал я, я был свидетелем изложенных в ней событий?
Да, есть трагизм, да, есть впечатляющее воздействие, но где личное переживание, где эмоции, где свежесть и неподдельность передаваемого, которые неизбежны у человека, самолично участвующего в этих историях,какие должны быть как минимум у Матфея и Иоанна?