Форум портала "Наука и религии мира"

О празднике единства и согласия

О празднике единства и согласия

Сообщение Atmel » Пн ноя 04, 2013 22:22

Кто не только празднует некий очередной праздник, а знает, какому историческому событию он посвящен, вспоминает в эти дни о доблестном подвиге купца Минина и князя Пожарского. Именно благодаря им русская земля была освобождена от польско-литовских интервентов.
На деле же оказывается все намного запутанней и сложней.

На Руси это время было названо "смутным". Менялись как перчатки цари, то "истинные", то "подложные". Власть сосредоточилась в руках семи бояр, которым предстояло сделать сложный выбор. Они склонились к меньшему злу, пригласив на московский трон сына польского короля. Таким образом, если выражаться современным языком, легитимным путем было избран новый царь.

Зная, однако, что Польша была католической, несложно догадаться, что началось вытеснение православия католицизмом. И естественно, это не понравилось русскому священничеству. По всей православной земле начались бунты. Центром сопротивления оказался Нижний Новгород, где и проживал земский староста Кузьма Минин.

Православная легенда утверждает, что на подвиг Минина сподвиг сам Серафим Саровский, к тому времени уже скончавшийся, но специально явившийся купцу во сне. Не сразу внял купец велению святого старца. Второй и третий раз пришлось являться тому во сне, и на третий раз Минин наполнился осознанием священной миссии. Он инициировал сбор средств на ополчение и позвал князя Пожарского возглавить войско на Москву.

Сбор средств продолжил князь. Со всего низкого люду собирали по трети (вариант других историков - по пятой части) от всего имущества. Кто не хотел отдавать, платил жизнью. Именитые граждане обязаловке не подвергались, и те жертвовали кто сколько хотел.

Пожарский понимал, что из простого люда войско не составить. И средства пошли на содержание профессионального войска, состоящего из ратных людей. Когда войско набралось, оно через Рязань двинулось на Москву. К ним присоединились казаки, которые, впрочем, не торопились под военачалие Пожарского, и пользы от них было немного. Но в итоге поляки были изгнаны из Москвы вместе со своим легитимным царем.

Пожарский не стал претендовать на престол. Был собран Собор, на котором на трон избрали молодого Романова. Романов наградил Минина дворянским завнием, а Пожарского - статус боярина, и дал Минину и Пожарскому по крупному имению.

К сожалению, продлиться династии ни Пожарского, ни Минина не получилось. Потомству им бог продолжиться не дал (сын Минина остался бездетным), а сам Минин умер через четыре года после победы над поляками - в мае 1616 года. Серафим Саровский не явился им помочь.

Следующие Романовы напрочь забыли о великой услуге Минина, фактически приведшего их род на трон, и его имя было предано забвению вплоть до царя Петра I.

Такова краткая история этих событий. Интересующиеся могут познакомиться с ней подробнее.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Roland » Пн ноя 04, 2013 22:43

Я вот думаю-а народу какая разница-работать на польского пана и ксендза или на русского барина и попа? Ну только что языковое и культурное притеснение будет.
А явился Минину конечно не Серафим Саровский, а Сергий Радонежский. Который якобы и Дмитрия Донского благословлял на борьбу с Мамаем, а на самом деле сказал:

«Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю, да, увидев твое смирение, господь бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит».
Roland
 
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 23:34

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Atmel » Вт ноя 05, 2013 07:50

А, ну да, я их все время путаю. Раз нижегородские люди, думаю, должен быть Серафим из Сарова. :) Но сейчас вспомнил, что он канонизирован был сравнительно недавно, так что "явиться" Минину не мог, даже если бы жил ранее.

«Почти дарами и воздай честь нечестивому Мамаю, да, увидев твое смирение, господь бог вознесет тебя, а его неукротимую ярость и гордость низложит». - напомнило мне увещевания евреев Иеремии не сопротивляться вавилонянам.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Roland » Вт ноя 05, 2013 12:11

Atmel писал(а):напомнило мне увещевания евреев Иеремии не сопротивляться вавилонянам.


Какую-то конкретную цитату?
Roland
 
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 23:34

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Atmel » Вт ноя 05, 2013 12:40

Цитаты позднее, а только Иеремия был в числе политического лагеря, противостоящено партии патриотов.

Интересно:
как показывает последний опрос "Левада-центра", 22% россиян считают, что независимость России "пошла во вред"
ссылка
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Roland » Вт ноя 05, 2013 12:53

Atmel писал(а):Цитаты позднее, а только Иеремия был в числе политического лагеря, противостоящено партии патриотов.


Патриоты кстати в итоге доигрались с римлянами до того, что евреев на 18 веков вышибли с Земли Обетованной.

Atmel писал(а):Интересно:
как показывает последний опрос "Левада-центра", 22% россиян считают, что независимость России "пошла во вред"


Ну поляки таки более развитой народ. О чём Лжедмитрий и говорил православным. Только зависимость сама по себе плоха видимо.Западная Беларусь при Пилсудском например была просто сырьевым и аграрным придатком Польши.
Roland
 
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 23:34

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Atmel » Вт ноя 05, 2013 18:31

Оказывается, Ладимир уже приводил историю здесь:

Летом 1610 года князь московский Василий Шуйский потерпел окончательное поражение в борьбе с Речью Посполитой. Незадолго до этого Шуйский совершил фактическую государственную измену, отдав крепость Корела и окружающий ее уезд Швеции, в отмен на отряд наемников. Невыполнение условий этого договора спровоцировало затяжную шведскую интервенцию северо-запада России, что в результате привело к потере выхода в Балтийское море.

Земский собор, возглавивший народное восстание против неудачника Шуйского, низложил князя и сослал его в Чудов монастырь. Власть в стране взяла боярская дума во главе с князем Федором Мстиславским - аналог нынешней Госдумы. Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Осознавая, однако, высокую вероятность борьбы боярских кланов за власть, дума решила пригласить на царство "варяга". Основным кандидатом на место русского царя был избран польский королевич Сигизмунд.

Напомним, что ситуация была достаточно критической для России. Под Москвой к этому времени стояли отряды Лжедмитрия II, которого поддерживала подавляющая часть русских городов. Лжедмитрий II также был весьма популярен и в Москве - в народе искренне считали его царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Фактически власть нового правительства не распространялась за пределы Москвы.

17 августа 1610 года дума подписала договор с гетманом Жолкевским, согласно которому королем России становился Владислав IV. При этом Россия сохраняла автономию, гарантировался официальный статус православия в границах России. Сторонник Лжедмитрия II, предводитель литовских войск Ян Сапега, также присягнул на верность Владиславу, тем самым ликвидировав опасность со стороны Лжедмитрия II.

Таким образом, князь Владислав совершенно законным образом стал королем России. В соответствии с договором, польские войска вошли в Кремль.

Вплоть до осени 1611 года дума рассылала по стране грамоты с описанием ситуации и призывами присягнуть князю Владиславу. Противником избрания Владислава были лишь несколько князей, а также идеолог "оппозиции" патриарх Гермоген. Основным же врагом Владислава и Москвы в целом был Нижний Новгород, претендовавший на столицу России. Именно там было собрано так называемое "второе ополчение", избравшее своим военачальником князя Дмитрия Пожарского.

Правительство Нижнего Новгорода избрало грамотный подход к формированию ополчения. Зная зыбкость идеологических воззваний, всем участникам ополчения богатый город назначил твердый оклад: служилым людям первой статьи - 50 рублей в год, второй статьи - 45 рублей, третьей - 40 рублей. По тем временам это были очень большие деньги, которые привлекли в ополчение служилых людей, а также криминальный сброд, со всех окрестных областей.

Фактически Второе ополчение состояло из наемников, готовых воевать за что угодно ради денег. Руководство Второго ополчения фактически начало осуществлять функции правительства, противостоявшего московскому.

В феврале 1612 года Второе ополчение пошло в поход на Москву. По дороге ополчение сместило верного московской думе воеводу Ивана Шереметева, после чего на четыре месяца обосновалось в Ярославле. Именно там сформировался "штаб" ополчения, скромно назвавшийся "Совет всей земли".

21 августа 1612 около Новодевичьего монастыря состоялась битва Второго ополчения с польским обозом, который вез провиант в голодающую Москву. Со стороны ополченцев участвовало около 8 тысяч человек, которые были поддержаны армией в размере 2500 человек князя Трубецкого. С польской стороны противостояло 12 тысяч человек. Битва длилась три дня и завершилась победой князя Пожарского.

Поражение в битве предопределило дальнейшую судьбу России. Войска ополчения осадили Кремль, в котором осталась дума и остатки польских войск. Голод в Кремле был таким, что его защитники были вынуждени питаться убитыми пленными. 26 октября (5 ноября по новому стилю) поляки сдались. Большая часть из них после этого была убита.

После многочисленных обсуждений на Земском Соборе, вторым лицом на котором после князя Федора Мстиславского был князь Пожарский, 21 февраля 1613 года государем российским был избран семнадцатилетний Михаил Федорович Романов, двоюродный племянник Федора Ивановича, сына Ивана Грозного. Так завершился государственный переворот.

О правлении Михаила Романова красочно рассказал русский историк Николай Костомаров:

"Близ молодого царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов. При новом шестнадцатилетнем царе не явилось ни Сильвестра, ни Адашева прежних времен. Сам Михаил был от природы доброго, но, кажется, меланхолического нрава, не одарен блестящими способностями, но не лишен ума; зато не получил никакого воспитания и, как говорят, вступивши на престол, едва умел читать." Фактически при Михаиле страной правил его отец - патриарх Филарет.

Чем закончилась история Романовых, всем известно.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Atmel » Вт ноя 05, 2013 19:38

Для меня, кстати, было удивительно узнать, что национальную (не государственную, а именно национальную) общность русские города почувствовали далеко не сразу, и жители одного города, который сейчас мы рассматриваем в истории как русский, никак не соотносили себя по национальности с жителями другого. А те же Смоленск, Полоцк и Изборск были городами кривичей (восточнославянских племен). Новгород тоже был их творением. Кривичи, словене, вятичи - все они считали себя отдельными народами.
В дальнейшем (где-то в 12 веке) произошла дифференциация в Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитую. Однако некоторые историки вообще не признают существование на каком бы то ни было историческом этапе единой древнерусской народности. Поэтому совсем не удивительно, что Смоленск и многие другие русские города так лекго присягнули польскому королю. Что московский князь, что польский король...

Как-то читая двутомник Боннара о греческой цивилизации я также с некоторым удивлением прочитал о том, что до своего общенационального самосознания греческие полисы шли очень долго. История "русских" городов в принципе похожа. Но вряд ли это укладывается в новую обязательную историческую парадигму, которую предложил создать президент.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Roland » Вт ноя 05, 2013 20:46

Это в Пскове были кривичи псковские, а в Новгороде были ильменские словене.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/c ... -obrez.png


Что касается отдельных народов, то ПВЛ свидетельствует обратное:

А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский.
Roland
 
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 23:34

Re: О празднике единства и согласия

Сообщение Atmel » Вт ноя 05, 2013 21:33

В н.IХ в. в Восточной Европе сформировались два долгосрочных этнополитических объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединение словен, кривичей и финно-язычных племён в районе о.Ильмень с центром в Новгороде.
ссылка

Roland писал(а): Что касается отдельных народов, то ПВЛ свидетельствует обратное
А, это произведение, в котором история Руси возводится к временам Ноя, а сами русские - это потомки его сына Яфета? :)
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

След.

Вернуться в История религий

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2