Vivek писал(а):Необходимо отметить, что в Элохисте не раз отмечается: "и был день первый, и пр."
Это не Элогист, это Жреческий Кодекс.
Vivek писал(а):Необходимо отметить, что в Элохисте не раз отмечается: "и был день первый, и пр."
Vivek писал(а):Значит, Книга Бытия, в которой говориться об Элохиме (о богах), - это Жреческий кодекс? Элохист, как и Яхвист появились именно с IX века до н.э., а Жреческий кодекс где-то с века VI-VII.
Vivek писал(а):Велльгаузен считает... А авторитет Вельгаузена очень высок.
Помнится, мы с Вами остановились на том, что не решили проблему редукции "субботы" во Второзаконии в таком случае. Поэтому хотелось бы выяснить, как Кауфман объясняет это. А также другие аргументы Кауфмана по обоснованию более ранней даты Жреческого кодекса по сравнению с Девторономистом.Облезлый кот писал(а):Не менее высок авторитет И.Кауфмана (но, к сожалению, его основной труд "Толедот га-эмуна га-исраелит" не перевелен на русский, хотя, частично переведен на английский). А он считает Жреческий кодекс был написан раньше Вавилонского плена и даже раньше Второзакония.
Atmel писал(а):Помнится, мы с Вами остановились на том, что не решили проблему редукции "субботы" во Второзаконии в таком случае. Поэтому хотелось бы выяснить, как Кауфман объясняет это. А также другие аргументы Кауфмана по обоснованию более ранней даты Жреческого кодекса по сравнению с Девторономистом.
Действительно, будет интересно, если Вы сможете произвести хотя бы часть аргументов И.Кауфмана.Облезлый кот писал(а):Не менее высок авторитет И.Кауфмана (но, к сожалению, его основной труд "Толедот га-эмуна га-исраелит" не перевелен на русский, хотя, частично переведен на английский). А он считает Жреческий кодекс был написан раньше Вавилонского плена и даже раньше Второзакония.
ревнейшая часть библии восходит к IX в. до н. э. Редактор этой части применяет слово «боги» — «элохим» и поэтому получил название «элохиста». К VIII в. до н. э. относится та часть библии, которая является сборником легенд и исторических преданий; редактор сборника называет главного израильского бога именем Яхве. Поэтому редактора этого сборника обычно называют «яхвист». В VII в. до н. э. обе эти редакции были объединены в один сборник. Впоследствии библия не один раз подвергалась редакционной обработке, так что древний текст сохранился в очень искажённом виде. Поэтому для изучения истории древнего Израиля и древней Иудеи, а также древнееврейской религии необходимо было подвергнуть библейский текст строго критическому анализу. Это критическое изучение текста библии с течением времени превратилось в особую научную дисциплину, которая получила название «библейской критики».
Знаменитый философ Б. Спиноза ещё в XVII в. первый подошёл вплотную к основным проблемам библейской критики. Спиноза доказал, что «Пятикнижие» вместе с книгой Иисуса Навина было составлено лишь в V в. до н. э., что книги «Паралипоменон» написаны во II в. до н. э. и что «Книга псалмов» была составлена не Давидом, а значительно позднее. Критический, но всё же лишь формальный анализ библейского текста дал возможность Ж. Астрюку в середине XVIII в. установить два основных источника «Книги бытия»: редакций элохиста и яхвиста. Продолжая эти труды в области библейской критики, де Ветте в 1805 г. установил тождество «Книги второзакония» с той «Книгой закона», о которой в самой библии говорится, что она была найдена (т. е. составлена) жрецами в 622 г. до н. э. Наконец, целую эпоху в библеистике сделал большой труд Велльгаузена «Введение в историю Израиля» (1879 г.). В этой книге Велльгаузен, подойдя к библейскому тексту и к его критике с точки зрения историка, предположил и обосновал своё предположение, что источник, называвшийся ранее «Старший элохист» и ныне называемый «Жреческий кодекс», является позднейшей частью «Шестикнижия», написанной после вавилонского плена. При установлении этого факта Велльгаузен исходил из того, что сложное законодательство «Жреческого кодекса» не соответствует примитивному общественному строю древнееврейских племён и поэтому должно было быть составлено в более поздние времена. Критическое исследование библейского текста продолжалось в широком масштабе во второй половине XIX в. и продолжается до нашего времени.
Древнееврейский пантеон был первоначально весьма густо населен; большой популярностью пользовались ханаанейский Ба'ал (бог, кое-где частично отождествлявшийся с общеплеменным богом Яхве), богиня 'Ашторет и др. С ними соседствовали такие божества, как упомянутый в Ветхом завете бог Бет'эл или почитаемые еще в V в. до н. э. еврейскими наемниками в Элефантине (Египет) божества Ашам-Бет'эл, Анат-Бет'эл и др. Всем этим разным богам посвящались статуи и святилища. Однако с течением времени крепнул авторитет грозного бога южной пустыни Яхве. Культ этого бога был особенно популярен у «колена» Иехуда, и, когда его представители Давид и Соломон создали государство, их племенной бог Яхве стал главенствовать в пантеоне, вбирая в себя черты и атрибуты других божеств...
Ядром Ветхого завета является «Тора» — «Пятикнижие» (книги «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие»), содержащее основные своды религиозных и социальных законов, обрамленные повествованием о сотворении мира и человека, о рае, о грехе первых людей и всемирном потопе, патрпархах и пребывании их потомков в Египте, исходе происшедших от них «колен» под предводительством Моисея и их скитании в Синайской пустыне. Кажущееся сюжетное единство «Пятикнижия» — это единство над многообразием и вопреки ему, ибо повествовательные части и своды законов в нем разнородны, многослойны и разновременны, В повествовательных частях легче всего выделить слой, обозначаемый термином «Жреческий кодекс», который характеризуется особенностями языка и стиля, тщательно разработанной хронологической схемой (исходная точка которой — предполагаемая «дата» сотворения мира), большим интересом к жречеству и ритуалу. «Жреческий кодекс» был составлен жрецами уже после падения северного и даже южного царства, в VI—V вв. до н. э., но содержит как сохранившиеся устно, так и уже ранее записанные мифы и легенды, песни и рассказы значительно более древнего времени. Другой обширный слой повествовательной части, обозначаемый термином «Яхвист» по преобладающему там употреблению названия бога, сложился в Иудее еще в X—IX вв. до н.э., а третий слой, по содержанию во многом параллельный «Яхвисту», обозначается термином «Элохист». Этот слой создан и северном царстве в IX в. до н.э., но содержит, как и предыдущий, мифы, сказания и другой материал более древнего времени.
Из сводов законов в «Пятикнижии» самым древним является так называемая «Книга завета») {часть книги «Исход»), в которой особое внимание уделено защите собственности, узаконено бесправие «вечных» рабов, подчеркнуты права му;ка и отца семьи. Близость статей этого свода к законам Двуречья первой половины II тысячелетия до н. э. и преобладание в нем архаического принципа «око за око» позволяют предположительно датировать «Книгу завета» XI—-X вв. до н.э. Из двух имеющихся в «Пятикнижии» вариантов списка моральных предписаний, так называемых «Десяти заповедей», древнейшим является тот, что в книге «Исход». Лаконизм и категоричность формулировок, отсутствие учета мотивов и условий преступлений, преобладание принципа «око за око» указывают, что этот вариант «Десяти заповедей» коренится в родо-племенной среде домонархического времени. Разумеется, он принадлежит оседлому периоду, а не периоду исхода «колен» нз Египта и кочевья по Синайской пустыне под главенством Моисея, как значится в традиционном тексте книги. Другой вариант «Десяти заповедей» дан во «Второзаконии» — обширном своде религиозного и светского законодательства, пронизанного категорическим осуждением многобожия, признанием Яхве единственным богом, а Иерусалимского храма — единственным местом поклонения ему. Поскольку содержание «Второзакония» перекликается с содержанием религиозной реформы Иосии, то можно предположить, что этот свод тождествен с упомянутой в описании реформы «найденной» при нем «Книгой законов» и был составлен в VII в. до н. э., хотя и содержпт также более древние материалы. Последний свод, «Кодекс святости» (из книги «Левит»), включает главным образом предписания ритуально-этического содержания и был создан жрецами в условиях вавилонского пленения VI—V вв. до н.э.
Vivek писал(а):А пока разрешите придерживаться традиционной точки зрения на происхождение Жреческого кодекса.
Так на "субботе" и остановились! Если предположить, что Жреческий кодекс был известен ранее Второзакония, то придется допустить редукцию значения субботы - от космогонической до "исхода из Египта", что несколько нелогично. То, что он "был сформирован в закрытых полусектантских кругах и получил известность только после Вавилонского плена", не слишком-то на мой взгляд реальное объяснение.Облезлый кот писал(а):Напомните, пожалуйста, на чем именно мы с Вами остановились.Atmel писал(а):Помнится, мы с Вами остановились на том, что не решили проблему редукции "субботы" во Второзаконии в таком случае. Поэтому хотелось бы выяснить, как Кауфман объясняет это. А также другие аргументы Кауфмана по обоснованию более ранней даты Жреческого кодекса по сравнению с Девторономистом.
Atmel писал(а):придется допустить редукцию значения субботы - от космогонической до "исхода из Египта", что несколько нелогично.
Atmel писал(а):А что за "допленные архаизмы" находит Кауфман в Жреческом кодексе?
Под традиционной точкой зрения понимают - точку зрения, которую разделяет большинство ученых и довольно длительное время. Конечно, традиции иногда ломают новые факты и теории, но пока не в этом случае.Облезлый кот писал(а):Традиционной точки зрения на происхождение жреческого кодекса не существует. Во-первых, это связано с тем, что совсем не все ученые не разделяют Документарную гипотезу в том виде, в котором она была сформулирована Графом-Велльгаузеном.
Считается, что Второзаконие составлено в то же время, когда было открыто и было положено в основу реформации царя Иосии; а эта последняя была проведена на одно поколение раньше разрушения Иерусалима халдеями.Облезлый кот писал(а):... А он считает Жреческий кодекс был написан раньше Вавилонского плена и даже раньше Второзакония.
Вернуться в Научная библеистика
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2