Сталкер, Вы здесь писали, что то что девтерономист знал P, основано на одной единственной фразе. Какую фразу Вы имели в виду?
Не Иер. 4:23 ?
Нет, Фридман делает такой вывод на основе Втор 1:39. Про детей, которые станут добычей. Это, якобы, цитирование P - Чис. 14:3 и Чис. 14:31.
Кстати, сам же Фридман в примечании пишет, что ученые до сих пор не уверены, что эти фрагменты из чисел принадлежат P, а не JE. Так что, очень шаткое обоснование.
Кроме того, почему то не рассматривается вариант, что этот эпизод был общеизвестной легендой, и P и D ссылались на него независимо друг от друга. Кроме того, почему он думает что именно девтерономист цитировал P, а не наоборот?
В пророках - то же самое, Фридман доказывает, что они знали P, но во первых, сходство цитат довольно натянуто, во вторых, можно предположить независимый общий источник (например, Иезекииль мог цитировать историю о сотворении мира, которую потом независимо использовал автор P — вполне реально, ведь и P и Иезекииль относились к иерусалимским жрецам-ааронидам, могли пользоваться одними и теми же документами).
Там, в строках P завета между Богом и Израилем, приводится перечень
благословений и проклятий. В нем говорится, что благословение придет:
"Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и
исполнять их."
А проклятия придут:
"если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими
законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет
Мой"
Это слова завета. Слова обвинения Иезекииля таковы:
"по уставам Моим не поступаете и постановлений Моих не исполняете."
Офигеть сходство.
Или вот еще:
Проклятие завета P говорит:
будете есть плоть сынов ваших. 13
Тяжба завета Иезекииля заканчивается приговором:
За то отцы будут есть сыновей среди тебя. 14
Но точно такое же проклятие есть и в D!
Проклятие завета говорит:
пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей. . . . И наведу на вас
мстительный меч в отмщение за завет .. . . И пошлю на вас язву. 15
В тяжбе завета Иезекииля выносится приговор:
и пошлю на вас голод и лютых зверей, и обесчадят тебя; и язва и кровь пройдет
по тебе, и меч наведу на тебя. 16
Все эти проклятия также есть в D: и болезни, и голод, и поражение от врагов, и дикие звери.
Так что, доказательства того, что пророки (и девтерономист) знали P, выглядят очень слабо.