Форум портала "Наука и религии мира"

Яхве воскресающий и умирающий бог?

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Эндрю Тегмарк » Сб июл 30, 2011 21:35

taras писал(а):
Эндрю Тегмарк писал(а):Как известно Авраам поклонялся Элю Шаддаю.

Вы имеете в виду исторического Авраама или библейского персонажа?

Возможно это было названием какого-то племени, которое стало поклоняться ханаанскому Отцу богов - Элю Всевышнему. Исааку являлся некий Бетель ( уж не Эль Вефильский -?), он же(Исаак) заключает договор с Лаваном, который подчиняется какому-то богу Нахорову. Да и мне не дают покоя эти фаллические параллели - одно стегно чего стоит.
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Эндрю Тегмарк » Вс июл 31, 2011 12:57

Atmel писал(а):
Эндрю Тегмарк писал(а):И всё таки Яхве-Змей - это что-то фаллическое или змей это просто змей? Да и как быть с Левиафаном и Змеем-Искусителем?

Руслан Хазарзар пишет так:
Многие ученые предполагают, что Яхве (Иегова) был богом войны у мадианитян (Исх.2:15 и след.). Кроме того, религиозный культ израильтян впитал в себя элементы египетского культа змея (4 Цар.18:4; ср. Чис.21:8-9).
(Культ Яхве)

Ну а змей, действительно, очень часто выражает фаллический культ.
Далее он излагает известную версию, что левиты принесли свой культ единобожия из Египта (а Зильберман последовательно придерживается этой идеи) - это генетически связывает религию евреев с египетскими культами - однако такая идея может иметь основания при условии хоть какой-то историчности так называемого Исхода из Египта, хотя археология этого отнюдь не подтверждает, напротив, слишком много против существования исхода.

Но если даже Левиафан - это какой-то фаллический символ, то мы теряем подлинное значение "левиафана" - символ хаоса и смертельной, неуправляемой стихии, с которой вначале борется ханаанский бог, а затем и Яхве.

А что вы думаете насчет умирания/воскрешения Яхве и возможного пробуждения Левиафана?
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Atmel » Пн авг 01, 2011 18:26

Эндрю Тегмарк писал(а):А что вы думаете насчет умирания/воскрешения Яхве и возможного пробуждения Левиафана?

В принципе, я согласен с мнением Stalker -а, правда, нам неизвестно, к какому типу принадлежал бог Яхве (бог землепашцев или бог овцеводов), если он входил в финикийский пантеон, откуда его и могли позаимствовать израильтяне. Из книги Финкельштейна явствует, что евреи ниоткуда не приходили, а поэотму и заимствовать никого не могли, поскольку издавна жили в Палестине и поклонялись всему типичному ханаанскому пантеону.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Stalker » Чт авг 04, 2011 13:31

Atmel писал(а):
Эндрю Тегмарк писал(а):А что вы думаете насчет умирания/воскрешения Яхве и возможного пробуждения Левиафана?

В принципе, я согласен с мнением Stalker -а, правда, нам неизвестно, к какому типу принадлежал бог Яхве (бог землепашцев или бог овцеводов), если он входил в финикийский пантеон, откуда его и могли позаимствовать израильтяне. Из книги Финкельштейна явствует, что евреи ниоткуда не приходили, а поэотму и заимствовать никого не могли, поскольку издавна жили в Палестине и поклонялись всему типичному ханаанскому пантеону.

Вот забавно. Я написал про тотемизм, и пришла в голову такая мысль: может быть древние прото-израильтяне не ели свиней, потому что свинья была у них тотемом?
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Atmel » Чт авг 04, 2011 16:16

Эндрю Тегмарк писал(а):А имя Моше разве не египетское7 Или по вашему это тупо плагиат истории с Саргоном?

Вообще-то, это вопрос спорный.
Финккельштейн пишет:
He was given the name Moses (from the Hebrew root "to draw out" of the water)
Т.е. от ивритского корня "вытаскивать" (из воды). Во всяком случае

Фрейд насчет этого в своей работе "Этот человек Моисей" пишет так:
Первое, что настораживает нас в личности Моисея, — его имя, которое на иврите пишется "Моше". Возникает законный вопрос: откуда оно взялось? что оно означает? Как известно, на этот вопрос отвечает история Исхода. Из нее мы узнаем, что египетская принцесса, которая вытащила ребенка из нильских вод, нарекла его этим именем, добавив "этимологическое" разъяснение: "Поскольку я вытащила его из воды...". Но это разъяснение явно недостаточно. "Библейское токование имени Моисея, — "тот, что вытащен из воды", — пишет автор "Юдише лексикон", — это народная этимология и не согласуется с активной формой его значения на иврите: "Моше" — это в лучшем случае тот, кто вытаскивает" ( 0т ивритского глагола "лимшот" — вытаскивать (например, из воды) . К этому возражению можно добавить еще два: во-первых, вряд ли можно приписывать египетской принцессе знание ивритской этимологии; а во-вторых, как мы увидим, вода, из которой был вытащен ребенок, скорее всего не была водой Нила, да и вообще какой бы то ни было реки.

С другой стороны, многие и уже давно высказывали предположение, что имя "Мозес" взято из египетского словаря. Ограничусь цитатой из Брестеда ("На заре сознания"), основной труд которого, "История Египта", считается весьма авторитетным. "Существенно отметить, что имя Мозес является египетским. Это попросту египетское слово, означающее "дитя", которое является сокращением таких имен, как "Амон-мозе" (Амон-дитя) или "Пта-мозе" (Пта-дитя), а они сами, в свою очередь, вероятно, являются сокращениями полных выражений "Амон (дал) дитя" или "Пта (дал) дитя". Сокращенное "дитя" довольно рано стало удобной заменой громоздкого полного имени, и слово "Мозе", "дитя" — не редкость на египетских памятниках. Отец Моисея, скорее всего, дал своему сыну имя какого-нибудь египетского бога, вроде Амона или Пта, но это божественное имя постепенно утерялось при употреблении, пока ребенка не стали называть просто "Мозе". Дополнительное "с" в конце появилось при переводе на греческий язык и не связано с ивритом, в котором это имя произносится просто "Моше"..." Я привел цитату буквально и не беру на себя ответственность за все ее детали. Меня, однако, удивляет, что, упоминая все эти имена, Брестед прошел мимо аналогичных богоподобных имен египетских царей: А-мозе (Амос), Тут-мозе (Тутмос) и Ра-мозе (Рамсес).
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Atmel » Чт авг 04, 2011 16:18

Stalker писал(а):Вот забавно. Я написал про тотемизм, и пришла в голову такая мысль: может быть древние прото-израильтяне не ели свиней, потому что свинья была у них тотемом?

Но почему тогда она стала таким ритуально "нечистым" животным? И как воспринимали свиней египтяне, у которых она тоже не приветствовалась?

Stalker писал(а):
Эндрю Тегмарк писал(а):Советский востоковед Илья Шифман выдвинул гипотезу : Имеется текст (Пс. 44[43]:24), позволяющий думать, что Яхве был умирающим и воскресающим богом и что существовал обряд пробуждения Яхве от смертного сна: Проснись, почто спишь, мой господь?!

Едва ли. Периодическая смерть и воскресание бога неразрывно связано с земледелием. Яхве древнее земледелия.
С этим согласуется 3 Цар.20:28:
И подошел человек Яхве, и сказал царю Израильскому: так говорит Яхве: за то, что Сирияне говорят: "Яхве есть Бог гор, а не Бог долин, Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я - Яхве. "
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Эндрю Тегмарк » Чт авг 04, 2011 20:17

Едва ли. Периодическая смерть и воскресание бога неразрывно связано с земледелием. Яхве древнее земледелия.
С этим согласуется 3 Цар.20:28:
И подошел человек Яхве, и сказал царю Израильскому: так говорит Яхве: за то, что Сирияне говорят: "Яхве есть Бог гор, а не Бог долин, Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я - Яхве. "

Насколько я понимаю, здесь говорится об Эль Шаддае (Боге гор. По моему, Яхве обиделся, что Сирияне его с ним спутали и решил их наказать. Яхве мог быть громовержцем, так же как и его предполагаемые родной братец Ваал, а следовательно отвечать и за плодородие.
В книге пророка Иеремии (10:12—13) говорится:

Он соделал землю своею силою,

утвердил мирозданье своею мудростью

и своим разумением распростер небеса.

На голос, который он издает,

шумят воды в небесах.

И он поднимает облака от края земли,

молнии при дожде делает

и выводит ветер из своих закромов. У пророка Захарии (10:1) сказано:

Просите у Яхве ливня

во время поздних дождей!

Яхве производит молнии

и ливневый дождь. Он дает вам,

каждому зелень в поле.

Таким образом, Яхве — бог-громовержец, податель благостного дождя.
И книги Ильи Шифмана Ветхий Завет и его мир.
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Stalker » Пт авг 05, 2011 17:38

С этим согласуется 3 Цар.20:28:
И подошел человек Яхве, и сказал царю Израильскому: так говорит Яхве: за то, что Сирияне говорят: "Яхве есть Бог гор, а не Бог долин, Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я - Яхве. "

Может быть, не "бог гор", а "бог горы"? В смысле, локальный бог горы Синай :)
К тому же я не очень понимаю, почему "бог гор" связан с земледелием. Долины как-то больше подходят для земледелия, чем горы.

И еще. Яхве приносили животные жертвы - первородных скота (а в некоторых особых случаев - и людей). Что согласуется с версией, что Яхве - это бог скотоводов. Растительные жертвы тоже приносили, но, судя по некоторым намекам (история Каина и Авеля, например, да и в Жреческом кодексе животным жертвам уделяется больше внимания чем растительным) такие жертвы считались менее угодными.

Так что, думаю, очевидно, что изначально Яхве был именно богом скотоводов, и лишь позже ему стали приписывать и земледельческие функции.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Эндрю Тегмарк » Пт авг 05, 2011 18:04

Stalker писал(а):
С этим согласуется 3 Цар.20:28:
И подошел человек Яхве, и сказал царю Израильскому: так говорит Яхве: за то, что Сирияне говорят: "Яхве есть Бог гор, а не Бог долин, Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я - Яхве. "

Может быть, не "бог гор", а "бог горы"? В смысле, локальный бог горы Синай :)
К тому же я не очень понимаю, почему "бог гор" связан с земледелием. Долины как-то больше подходят для земледелия, чем горы.

И еще. Яхве приносили животные жертвы - первородных скота (а в некоторых особых случаев - и людей). Что согласуется с версией, что Яхве - это бог скотоводов. Растительные жертвы тоже приносили, но, судя по некоторым намекам (история Каина и Авеля, например, да и в Жреческом кодексе животным жертвам уделяется больше внимания чем растительным) такие жертвы считались менее угодными.

Так что, думаю, очевидно, что изначально Яхве был именно богом скотоводов, и лишь позже ему стали приписывать и земледельческие функции.

Ваал, как пишут, был богом плодородия, ему приносились человеческие жертвы. И если считать, что евреи ниоткуда не приходили и были оседлым народом, а также допустить, что у Яхве была жена Ашера, то и он сам ничем особо не отличался от Ваала.
Эндрю Тегмарк
 
Сообщения: 440
Зарегистрирован: Вт июл 19, 2011 17:05

Re: Яхве воскресающий и умирающий бог?

Сообщение Atmel » Пт авг 05, 2011 20:55

Stalker писал(а):
С этим согласуется 3 Цар.20:28:
И подошел человек Яхве, и сказал царю Израильскому: так говорит Яхве: за то, что Сирияне говорят: "Яхве есть Бог гор, а не Бог долин, Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я - Яхве. "

Может быть, не "бог гор", а "бог горы"? В смысле, локальный бог горы Синай :)

Там множественное число. К тому же контекст этой фразы поясняют предыдущие стихи:
Слуги царя Сирийского сказали ему: Бог их есть Бог гор, поэтому они одолели нас; если же мы сразимся с ними на равнине, то верно одолеем их
(3 Цар. 20:23)



К тому же я не очень понимаю, почему "бог гор" связан с земледелием. Долины как-то больше подходят для земледелия, чем горы.

Напротив, эта фраза подтверждает Ваши слова. Поэтому вряд ли бог Яхве умирал и воскресал, подобно Ваалу, хотя и перенял у последнего множество функций, в том числе и молниеметательство. :)

И еще. Яхве приносили животные жертвы - первородных скота (а в некоторых особых случаев - и людей). Что согласуется с версией, что Яхве - это бог скотоводов. Растительные жертвы тоже приносили, но, судя по некоторым намекам (история Каина и Авеля, например, да и в Жреческом кодексе животным жертвам уделяется больше внимания чем растительным) такие жертвы считались менее угодными.

Ну, это вполне понятно, ведь мясо - гораздо более питательный продукт, чем хлебы предложения. :)

Но в общем-то, ритуалы жертвоприношений, которые описывает Жреческий кодекс, были выдуманы не яхвистами, а попросту скопированы у ханаанеев, и даже названия жертв. Что еще раз демонстрирует, что израильская религия выросла из "обычного" ханаанского язычества.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Пред.След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13