Форум портала "Наука и религии мира"

Когда возник еврейский монотеизм?

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Atmel » Ср янв 08, 2014 11:33

Humri писал(а):Но это старинная версия про Моисея - египетского жреца, можете поискать инфу, это и библеисты подтверждают.
Да я подробно читал это у нашего Михаила Зильбермана.

Humri писал(а):У самарийцев Эл был вроде, отсюда и элохвист.
Эл - всеобщий бог у всех хананеев (также как и Баал). Но у каждого города был свой бог-покровитель, отсюда религия генотеизм - религия происхождения. В мифе про Авраама читаем, что Яхве произвел еврейский народ. Вместе с этим, библейскими анахронизмами и археологическими данными мы со всей очевидностью понимаем, что изначальная форма яхвизма - именно генотеизм.

Humri писал(а):Монотеистичность религии Эхнатона вполне доказана. К тому же речь идёт о частичных заимствованиях, естественно и греческие философско-религиозные системы сыграли немалую роль в становлении иудаизма.
Монотеистичность религии Атона никто и не отриает. Весь вопрос в том, когда яхвизм стал монотеистичным.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Humri » Ср янв 08, 2014 15:40

Atmel писал(а):Эл - всеобщий бог у всех хананеев (также как и Баал). Но у каждого города был свой бог-покровитель, отсюда религия генотеизм - религия происхождения. В мифе про Авраама читаем, что Яхве произвел еврейский народ. Вместе с этим, библейскими анахронизмами и археологическими данными мы со всей очевидностью понимаем, что изначальная форма яхвизма - именно генотеизм.

В Самарии вполне мог быть таковым богом-покровителем именно Эл(Эль).
Можно предположить что и у Авраама был изначально не Яхве, а Эл, а Яхве стал уже в библейской трактовке.


Atmel писал(а):Монотеистичность религии Атона никто и не отриает. Весь вопрос в том, когда яхвизм стал монотеистичным.

Возможно что окончательно после Ирода, т.е. 1 в. н.э.
Humri
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Вт янв 07, 2014 15:10

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение taras » Ср янв 08, 2014 15:45

Стелла царя Моава Меши рассказывает нам о том, что в Израиле 9 века до н.э. главным божеством был ЯХВЕ.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Humri » Ср янв 08, 2014 16:08

taras писал(а):Стелла царя Моава Меши рассказывает нам о том, что в Израиле 9 века до н.э. главным божеством был ЯХВЕ.

Со стелой Меши не всё гладко, она же была взорвана как известно, потом собирали по кускам у разных продавцов в разных местах, т.е. частичная подделка не исключена(именно по "Израилю" например).
Humri
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: Вт янв 07, 2014 15:10

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Stalker » Ср май 28, 2014 23:15

Что было раньше - монотеизм или политеизм? Ортодоксы отвечают на этот вопрос однозначно: сначала был монотеизм, а политеизм есть извращение истинной религии. Ученые, на основе археологии, исторических данных и даже анализа текста той же Библии утверждают, что монотеизм есть позднее явление. Но на самом деле все несколько сложнее. Христианство, как показал Абрам Ранович в книге "Как создавались жития святых", по сути своей не является монотеизмом. Поклонение многочисленным святым, мученикам, Богородице — ничем принципиально не отличается от язычества, хотя формально они богами не считаются. В Исламе, кстати, то же самое, хотя формально это монотеизм.
То есть, простая схема политеизм->монотеизм не работает. Схема получается сложнее: политеизм->монотеизм->политеизм.
Почему христианство превратилось в политеизм? Дело в том, что, как говорил Фейербах, человек творит богов по своему образу и подобию, другими словами, экстраполирует на небеса земной порядок. Владимир Пропп в книге "Исторические корни волшебной сказки" показывает, как менялись представления о загробном мире в зависимости от общественного строя: у охотников какого-то отдельного загробного мира не было, духи умерших превращались в животных и жили тут же рядом, у земледельцев появилось представление о подземном мире мертвых, затем представление о небесной (солнечной) стране и т.д. Происхождения религии Пропп касается только очень вскользь, потому что это не является темой его работы, но тем не менее тот же принцип применить можно.
По сути, представление о высших силах на каждом этапе развития общества есть экстраполяция человеческой иерархии на весь мир. Так, в первобытнообщинном строе еще не было собственности, поэтому не было и понятия бога. Ведь смысл слова бог - податель благ, а в первобытном обществе излишков благ не было. Никто не мог, даже при всем желании, "подать блага" другому - у самого не было. Поэтому богов не было, но были тотемы. Свои отношения человек экстраполировал на животный мир: считалось, что, скажем, у медведей есть вождь медведей, который имеет власть над другими медведями. С появлением земледелия появляется собственность. Теперь уже человеческий вождь, имея избытки собственности, может, при желании, поделиться ей с другими, но, разумеется, не просто так. И по аналогии возникают уже первые антропоморфные боги. Они тоже могут дать что-то человеку (например дождь), но требуют взамен услуг (жертвы). Правда, надо отметить, что новые представление никогда не вытесняют старые бесследно, они сложным образом накладываются и переплетаются с ними. Так, первые боги долгое время сохраняют зооморфные черты (очень сильно это видно в Египте, где почти все боги бывают представлены либо непосредственно животным, либо с головой животного, отголоски этого есть в Греции. В дальнейшем эволюция религиозных представлений приводит к тому, что старые зооморфные "боги"-тотемы превращаются в свою противоположность — противников богов, отсюда и враждебность Библии к золотому тельцу, и Митра, убивающий быка, и битвы Одина с Фенриром, а Тора с Ёрмунгандом, и Ра с Апопом, и зооморфность дьявола. Но это я далеко отвлекаюсь от темы).

Точно таким же образом иудейский монотеизм превратился в христианский политеизм — по образу и подобию общества, в котором жили христиане. Абрам Ранович пишет об этом так: "Небесное царство рисовалось христианину по образу и подобию царства земного. Во главе империи стоит могущественный император, одаренный неограниченной, почти неземной, властью, воплощенное божество. Он стоит настолько высоко над простыми смертными, что о непосредственном обращении к нему не может быть и мысли. Множество промежуточных инстанций отделяет рядового гражданина от личности цезаря, окруженного многочисленными царедворцами, евнухами, гвардейцами, вольноотпущенниками и фаворитами-рабами. Ту же картину верующий переносит и на небо. Всемогущий бог, обитающий где-то далеко в небесных сферах, — слишком отвлеченное и далекое от земли существо, которому нет, пожалуй, дела до нужд и потребностей отдельного человека, а потребности эти слишком многообразны, чтобы одному богу за этим уследить, даже если у него есть и соправители в лице Христа, богородицы и других высших богов. Ведь и цезари не становились доступнее оттого, что у них были соправители. Поэтому монотеизм христианский был такой же фикцией, как и монотеизм иудейский. эллинский или египетский". (Кстати, и у русских крестьян была поговорка - "Бог высоко, царь далеко" - в которой удивительно лаконично выражена и та же мысль (бог слишком далеко от человека, и ему нет дела до мелких людских проблем), и ее логическое обоснование: по аналогии с земным устройством, в котором царю точно также нет дела, до мелких проблем крестьянина).

Но остается главный вопрос - а откуда собственно взялся монотеизм? Логично предположить, что он тоже является отражением каких-то реально существующих человеческих отношений.
Прежде всего, стоит вспомнить, что ветхозаветный монотеизм, собственно, таковым не является. Существование других богов не отрицается - они реально существуют, их именем жрецы творят чудеса. Но поклоняться другим богам запрещено. Такое мировоззрение называется генотеизмом. Лишь в поздних библейских книгах, написанных во время или даже после вавилонского плена, появляется мысль, что прочие боги кроме Яхве не являются "живыми", что они лишь порождение человеческих рук, "камни и деревяшки".

А теперь вспомним, что такое феодализм. Суть его в том, что верховный феодал - монарх, отдает наделы земли своим вассалам. За это вассал должен защищать эту землю от врагов, и сам выступать в военных походах на стороне своего сюзерена, а сюзерен, в свою очередь, защищает вассала. В этом они дают друг другу клятву - сюзерен - что не отберет просто так землю, вассал - что не предаст сюзерена.
Но ведь это ровно то же самое, что мы видим в договоре Яхве с евреями! Он дает в пользование землю "навечно", но при условии выполнения ряда условий: не поклоняться чужим богам (оно и понятно: кому нужен вассал, который только и думает перебежать к другому господиину?), защищать землю от других племен (это вообще основной смысл феодализма).
Интересно, что первая документально зафиксированная попытка ввести монотеизм (фараоном Эхнатоном) была связана именно с попыткой фараона установить единоличную власть (попытка оказалась неудачной - жрецы не пожелали делиться властью, что привело к гражданской войне, которую Эхнатон проиграл, но сама такая попытка показательна). Также, становление раннего феодализма в Европе и на Руси очень хорошо совпадает по времени с христианизацией, соответственно, Римской империи и Руси. По-видимому, эти совпадения не случайны. Зарождение централизованного государства (которое приходит на смену племенных союзов) естественным образом приводит к монотеистическим представлениям.
Если феодальное государство достаточно протяженно географически или существует достаточно долго, то феодальная зависимость становится многоуровневой (у вассалов появляются свои вассалы), кроме того, появляется развитая система бюрократии. Это закономерно приводит к новым изменениям в представлении о "том свете": человек экстраполирует земные отношения на небесные. То есть, появляются всевозможные посредники между единым Богом и человеком: всевозможные святые и мученики, как это и описал Ранович. Монотеизм как бы размывается, превращаясь опять в политеизм (хотя и на другом уровне). Но Иудея была очень мелким государством, да и просуществовала недолго (всего два века - с 8 по 6 до н.э.). Новые представления просто не успели в ней развиться. А потом в вавилонском плену, генотеистические представления законсервировались и стали развиваться в изоляции. Евреи в вавилонском плену, страдая комплексом национальной неполноценности, компенсировали свое жалкое положения, с одной стороны — выдумывая легенды о славных подвигах и победах еврейского народа над остальными народами, а с другой — утверждая, что только их бог - истинный, а остальные — вовсе и не боги, а рукотворные идолы. Таким образом, еврейский генотеизм, законсевировавшись во враждебном окружении, превратился в монотеизм.
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Крупин » Чт май 29, 2014 09:09

Atmel писал(а):... Ашер Зильберман и Исраэль Финкельштейн в книге "Раскопанная Библия" дают обзор археологических свидетельств против традиционной версии, вслед которыму обосновывают мнение, что монотеизм возник в историческую силу политических обстоятельств, когда с лица Земли исчезло мощное государство Израиль, и посреди горных гребтов осталось только малюсенькая Иудея, которое остро нуждалось в новой объединяющей идеологии, которая и воплотилась в виде новоявленного монотеизма, проводимого царем и религиозной верхушкой. Надо сказать, чтоцентрализация культа была необходимо ради искоренения региональных мест поклонения, чтобы лишить поддержки местную аристократию и строго централизовать власть в Иерусалиме.

Но в ответ на это израильский историк Шломо Занд приводит свое мнение:

На наш взгляд, можно предложить следующую гипотезу: последовательный монотеизм, излучаемый едва ли не каждой строкой Библии, появился на свет не из-за «политики» местного царька, пытавшегося расширить свои владения; его корни следует искать в «культуре», а именно в уникальном соприкосновении иудейских интеллектуальных элит, изгнанных или вернувшихся из изгнания, с абстрактными персидскими вероучениями. По-видимому, монотеизм был изобретен продвинутой прослойкой интеллектуалов, однако политическое давление консервативного «центра» вскоре вытеснило его (в точной аналогии с другими революционными идеологиями различных эпох) на периферию общественной жизни. Не случайно ивритское слово «дат» (религия) заимствовано из персидского языка. Молодой монотеизм принял зрелую форму гораздо позже, после столкновения с эллинистическим язычеством.
(Шломо Занд. Кто и как изобрел еврейский народ

И надо сказать, что оно очень даже небезосновательное, учитывая огромное сходство между Авестой и Библией.


На самом деле эти две точки зрения вовсе не следует противопоставлять друг другу. Наоборот, они обе правильны и взаимно дополняют друг друга.
еврейский монотеизм весьма парадоксален. Породился в совсем вроде бы неподходящих условиях: политеистический регион, где переплелись множество верований, местных, заносимых из Египта, Ассирии, Вавилонии благодаря редкостному стечению обстоятельств.

Во-первых, до плена Ассирия разгромила окружающие соседние государства, в том числе Израильское царство. А во времена Езекии, вздумавшего взбунтоваться ассирийцы разгромили также и города Иудеи, кроме откупившегося Иерусалима. Так что нетронутым завоевателями остался лишь Иерусалим, престиж которого (и его Храма) резко возрос как по объективным причинам (разгромлены конкурирующие храмы соседних городов), так и субъективно (народ думает: почему всё разрушено, а Иерусалим стоит? Не иначе благодаря покровительству городского бога Яхве. Надо почтить этого бога...).
Крупин
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: Чт окт 03, 2013 14:51

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Крупин » Чт май 29, 2014 09:18

Таким образом в допленную эпоху начали складываться первые предпосылки для монотеизма. Влияние храмовых жрецов резко возросло. Но его весьма ограничивала царская власть. Хотя иудейский царёк сам по себе был слабеньким, но династия, основанная царём давидом правила в Иерусалиме почти четыре столетия. Даже могучая Ассирия не могла этим похвастать. Поэтому моральный авторитет царя в народе был очень высок - не иначе царский род находится под покровительством могучих богов ... или Бога?

До царя Иосии иудейские цари сами решали как государственные, так и религиозные вопросы (царь был и верховным жрецом) и в общем, похоже, проводили политику религиозной децентрализации, не позволяя храмовым жрецам монополизировать религиозную сферу.
Крупин
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: Чт окт 03, 2013 14:51

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Крупин » Чт май 29, 2014 09:28

Но на второй год царствования Амана, сына Манассии, произошла попытка государственного переворота. Царь был убит заговорщиками, но самих заговорщиков казнил народ. Кто стоял за заговором - история умалчивает. Не исключено, что рвавшиеся к власти жрецы. Но так или иначе, ситуация сложилась исключительно в пользу именно жрецов иерусалимского храма.

Наследником стал несмыслёныш восьмилетний отрок Иосия, воспитание которого, похоже, взяли в руки жрецы, вырастившие послушное орудие. Таким образом у них оказались в руках все рычаги как религиозной, так и светской власти. В Иудее была проведена религиозная реформа, искоренившая или очень ослабившая прочие культы. Внешнеполитическая ситуация также сложилась исключительно удачной - Ассирия рухнула и земли бывшего Израильского царства перешли под власть иудейского царя и жрецов - реформа распространилась и на них (хоть, может быть в более ослабленной форме).
Крупин
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: Чт окт 03, 2013 14:51

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Крупин » Чт май 29, 2014 09:31

Но всё-таки Иудея и Израиль оставались в окружении родственных политеистических народов и реформы, вероятно, при нормальном развитии должны были заглохнуть со временем, как заглохла реформа Эхнатона. Но парадоксальным образом монотеизму помогло завоевание Иудеи халдеями и вавилонское пленение.
Крупин
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: Чт окт 03, 2013 14:51

Re: Когда возник еврейский монотеизм?

Сообщение Крупин » Чт май 29, 2014 16:30

Благодаря разгрому Иерусалима новорожденная монотеистическая община была вырвана из родственного окружения и уведена в инородную среду. Евреи не были равномерно перемешаны, а компактно поселены на обезлюдевших (вроде бы после скифского нашествия) землях. Халдеи, хотя были бы не против ассимиляции евреев, насильственно её не проводили, а сами евреи, руководимые жреческой верхушкой, тщательно отгораживались от иноземных влияний. В этих условиях укреплялись монотеизм, фанатизм идея исключительности и богоизбранничества.

После персидского завоевания пленные евреи многое позаимствовали из (монотеистической по сути) религии персов того периода. Кроме того у них появилась идея написания священной книги по примеру Авесты. Гениальным новшеством была конструкция этой книги (идея принадлежащая самарийскому жрецу "Элохисту") - написать не просто скучный сборник священных текстов, но упаковать его в увлекательное литературное произведение, чтобы читателю интересно было такую книгу читать.
Крупин
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: Чт окт 03, 2013 14:51

Пред.След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3