Vivek писал(а):Чтобы не дублировать лишний раз уже написанное дам ссылку:
http://svob.narod.ru/bibl/priest.htm
Ваше мнение по поводу написанного?
Раз уж я там числюсь "научным консультантом", то мне ничего не остается, как согласится со всем написанным, разве что кроме "редукции субботы", но, я думаю, с этим мы разберемся в ближайшее время.
Далее я попробую подискутировать с Велльгаузеном, основываясь на аргументах ученых поддерживающих раннюю датировку ЖК.
Велльгаузен писал(а):Во Второзаконии единство культа требуется, в жреческом кодексе оно предполагается.
Велльгаузен видит, что этот вывод не работает для Лев 17: "для но за исключением Лев. XVII, оно нигде не заявляет определенных претензии".
Очень даже заявляет. В Лев. 17 прямо говорится, что если кто заколет животное где-либо еще, кроме как у входа в Скинию Собрания (читай - в Ерусалимский Храм), тот будет считаться пролившим кровь, и того "истребят из народа".
Велльхаузен писал(а):Так, оно[единство культа] имеется в виду, когда законодатель разрешает закалывать животных не для жертвы на всяком месте...
Это еще одно слабое место в рассуждениях. ЖК не позволяет закалывать животных вне храма никогда. Порассуждаем, в какую сторону мог эволюционировать закон о жертвах. Полный запрет на закалывание животных вне храма означает, что для того, чтобы поесть мяса, хозяин животного должен привести его в Иерусалим, и там заколоть. Очевидно, закон направлен запрет локальных культовых центов, но не исполним в практике - тяжело заставить людей каждый раз идти в Иерусалим (например из Дана или Беер Шевы это неделя пути) чтобы поесть мяса. Поэтому следующим шагом было разделение убоя на ритуальный и обычный - именно то, что предписывает Второзаконие. В такой последовательности закон следует естественному развитию понятия жерта: в древности любой убой скота воспринимался как ритуальное действо, а потом жертва стала отличаться от гражданского убоя скота.
Очень важный аргумент против Велльгаузена - лингвистическое сравнение языка ЖК и описания Храма в книге Езикиеля. Avi Hurvitz показал, что язык ЖК находится на более ранней ступени развития, чем язык Езикиеля.