Форум портала "Наука и религии мира"

Жреческий кодекс и Девторономист

Обсуждение вопросов библеистики со строго научных позиций. Эмоциональность и субъективизм не приветствуются.

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Облезлый кот » Вс апр 26, 2009 02:17

lysd писал(а): Различие диахроническое превращается в диалектическое. Такой вариант возможен?

Да, такой сценарий тоже возможен и тоже рассматривается учеными, которые занимаются диахроническим анализом текста. Для меня задаче о шеш и буц более убедительным выглядит сценарий с временным отличием языка, чем с географическим. Мы мало что знаем о диалектологии библейского Израиля (хотя, что-то знаем, например, историю о шиболет), но хорошо знаем, что, например, тагрумы появились позже ВЗ, мишнаитский иврит - позже библейского, Хроники - позже Царств.

Поэтому, если мы видим, что какое-то понятие в библейском иврите обозначено одним словом, а в Хрониках, мишнаитском иврите и в таргуме - другим, то естественно возникает желание провести датировку текстов по этому слову.

Вы из Донецка или из Харькова?
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение lysd » Пн апр 27, 2009 14:28

Облезлый кот писал(а):
lysd писал(а):
Вы из Донецка или из Харькова?


Из Донецка.
lysd
 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: Вт ноя 18, 2008 12:47
Откуда: Донецк

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Облезлый кот » Пн апр 27, 2009 15:17

lysd писал(а):Из Донецка.

Я тоже из Донецка, но для Вашей рыбы знаю только название "уклейка".
Аватара пользователя
Облезлый кот
 
Сообщения: 473
Зарегистрирован: Пт фев 01, 2008 20:57

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение lysd » Пн апр 27, 2009 20:53

Облезлый кот писал(а):Я тоже из Донецка


Приятно встретить земляка на просторах сети!

Облезлый кот писал(а):но для Вашей рыбы знаю только название "уклейка".


Возможно у Вас менее богатый рыбацкий опыт? :)

На диалектическом различии (тем более речь шла не только о "шеш" и "буц" а и др.) я, естествеено, не настаиваю. Так... прокунсультировался у Вас, возможно ли в принципе... Наличие архаизмов в языке Р мне показалось весомым аргументом в пользу более ранней его датировки, нежели у Велльгаузена, поэтому хотелось узнать все ли там однозначно.
lysd
 
Сообщения: 151
Зарегистрирован: Вт ноя 18, 2008 12:47
Откуда: Донецк

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Atmel » Ср июн 03, 2009 14:05

продолжение темы "Ляпы Библии - Ответ Дулуману"
hetrulycomes писал(а):Пусть это и так, только я вам говорю, ЧТО МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ГАДАТЕЛЬНЫМ.
А о самих же противоречиях, есть отдельные разговоры.
Противоречия противоречия, но я вам еще раз говорю, для документарной гипотезы они погоды не делают.

Да мало ли что Вы скажете, чтобы не говорить о догматических противоречиях конкретно. Факт тот, что догматические противоречия внутри текста, различные фрагменты которого лингвистически относятся к разным эпохам, явным образом свидетельствуют о разных эволюционирующих идеологических традициях. Эволюция концепций в Библии обнаруживается во множестве случаев. Так, к примеру, это концепция сатаны, а также взгляд на природу человека и его души, ряд других.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение taras » Пт янв 15, 2010 17:01

22 сторінки товкли воду в ступі...


Девтерономист, девтерономический редактор и компилятор книги Иеремии - это одно и то же лицо, писавшее после плена.
Жреческий кодекс - еще позднейшее произведение.
Книги Хроник, Эздры и Неемии, Даниила писались в Маккавейский период.



Не варто довіряти підписам на початку книги.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Atmel » Чт янв 21, 2010 12:11

taras писал(а):22 сторінки товкли воду в ступі...

Да вот в том-то и дело, что мы пытались найти аргументы, свидетельствующие в пользу той или противоположной позиции.


taras писал(а):Девтерономист, девтерономический редактор и компилятор книги Иеремии - это одно и то же лицо, писавшее после плена.
Жреческий кодекс - еще позднейшее произведение.

Может, и так, но что говорит в пользу этого? И читали ли Вы те аргументы, которые не в пользу последнегоо?


taras писал(а):Не варто довіряти підписам на початку книги.

Это верно. ))
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение taras » Пн янв 25, 2010 14:04

Atmel писал(а):Может, и так, но что говорит в пользу этого? И читали ли Вы те аргументы, которые не в пользу последнегоо?


В одной из дискуссий Облезлый кот дал ссылку на работу Вайнфельда, который приводит длинный список выражений, характерных для девтерономиста.
http://books.google.com/books?id=7vSnbQKLyCYC&pg=320

Обратите внимание, в каких книгах они содержатся.

Второе.
Внимательное прочтение книги Второзакония наводит меня на мысль, что автор цитирует не только книги Бытие-Числа, ему также известны книги Иисуса Навина, Суддей, Самуила, Царей, Иеремии.
Возможно, Второзаконие - это последняя книга девтерономиста.

Если вы приведете твердые аргументы, которые докажут что это невозможно, то я буду вам вдячний.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение Stalker » Чт июл 15, 2010 16:53

Почитал тему. Очень интересно, раньше я не слышал, что существует версия о раннем происхождении ЖК.
Облезлый кот, а вы считаете, ЖК древнее Второзакония?
Просто я сейчас как раз читаю Велльгаузена, и его аргументы о более позднем происхождении ЖК кажутся мне неопровержимыми.
Насколько я понял, сравнивался только ЖК и Иезекиль, а как насчет других пророков?
И насколько достоверно датирование книги Иезекиля? Может это наоборот его книга позднего происхождения?
И еще вопрос, насколько я знаю, Велльгаузен считал что ЖК опубликован Ездрой в ~444 г до н.э. (это описано в книге Неемии). Вы с этим согласны? Если нет, то когда?

И еще. Вы как аргумент древнего происхождения ЖК приводили, что в ЖК убой скота неотделим от жертвоприношений и может производиться только в храме (скинии), а в Второзаконии допустим убой скота для еды в любом месте. На мой взгляд, это как раз наоборот железное доказательство, что ЖК появился не ранее плена. Т.к. для более-менее протяженного государства этот закон просто-напросто невыполним: невозможно каждый раз тащится в Иерусалим что бы зарезать барана. Да и проконтролировать выполнение этого закона нельзя. А вот во время и после плена, евреи приедставляли собой компактную секту (иерусалим был обнесен стеной, все язычники были выселены за стену и в город не допускались. Таким образом, действие ЖК ограничивалось городской стеной, и закон уже не выглядит невыполнимым).
Stalker
 
Сообщения: 380
Зарегистрирован: Ср сен 09, 2009 19:52

Re: Жреческий кодекс и Девторономист

Сообщение taras » Пт июл 16, 2010 01:38

Stalker писал(а):Облезлый кот, а вы считаете, ЖК древнее Второзакония?


На этот вопрос лучше ответит сам Облезлый кот. Но я предположу, что его точка зрения основана на убеждении о древности жреческого законодательства.

Stalker писал(а):Просто я сейчас как раз читаю Велльгаузена, и его аргументы о более позднем происхождении ЖК кажутся мне неопровержимыми.


Да, его аргументы по этому поводу неопровержимые.

Stalker писал(а):Насколько я понял, сравнивался только ЖК и Иезекиль, а как насчет других пророков? И насколько достоверно датирование книги Иезекиля? Может это наоборот его книга позднего происхождения?


Ваше предположение вполне возможно. Не стоит доверять подписям книг Ветхого Завета.

Stalker писал(а):И еще вопрос, насколько я знаю, Велльгаузен считал что ЖК опубликован Ездрой в ~444 г до н.э. (это описано в книге Неемии). Вы с этим согласны? Если нет, то когда?


Не знаю, что на это вопрос думает Облезлый кот, но я предположу, что события, описанные в книгах Эзры и Неемии, по большому счету вымышленные. Книги написанны намного позднее описываемых событий, язык книг очень поздний.
Цель, которую ставили перед собой писатели книг Эзры и Неемии, - это исполнение пророчества Иеремии о 70-летнем плене, прославление Кира как помазанника Яхве, легитимизация Пятикнижия, легитимизация праздников и законов.
Пятикнижие постоянно редактировалось вплоть до 2 века н.э.
Аватара пользователя
taras
 
Сообщения: 467
Зарегистрирован: Чт янв 14, 2010 14:23
Откуда: Тернопіль (Україна)

Пред.След.

Вернуться в Научная библеистика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 21