Второзаконие содержит также отличную концепцию Шаббата. По Р (Быт. 2:1-3; Исход. 31:17) и Декалогу в Исх. 20:8:11, основанием для субботы является то, что Бог работает шесть дней создавая мир, и покоится на седьмой. Это означает, что человек своим субботним отдыхом переживает, так сказать, покой Бога на седьмой день Творения - точка зрения, соответствующая жреческому кругу, который с помощью своего ритуал в храме, переживает то, что происходит в божественной сфере. Автор Второзакония отвергает это мифологическое обоснование и заменяет его на социальное: "чтобы твой раб и раба твоя могли отдохнуть как и ты "(Втор. 5:14). Таким образом, акцент переносится от причины к цели: цель Шаббата есть, несомненно, то, что человек должен отдыхать, но не потому, что Бог сам отдыхает в этот день. Понятие о том, что Бог трудится и отдыхает противоречит взгляду Второзакония и ее фундаментальной концепция Божества, и поэтому было отклонено автором как обоснование Шаббата. Вместо связывания Шаббата с мифологическим событием Творения, Второзаконие ассоциирует его происхождение с историческим событием: "Ты должен помнить, что ты был рабом в земле Египетской ... поэтому Господь, Бог твой, приказал вам хранить субботний день" (5:15). Таким образом, во Второзаконии Шаббат воспроизводит исторический момент, тогда как в Р он отмечает сакральный. Это не случайно, что в D переформулировано наставление "помни день субботний" на: "соблюдай день субботний". Ранняя формулировка несет сакральный смысл: "помнить" Шаббат значит как будто снова разыгрывать акт творения. Но девтерономическое "наблюдение" означает не больше, чем подразумевает естественный смысл Шаббата. Вполне возможно, что социальный мотив существовал параллельно сакральному и что оба могут сосуществовать. Фактом является то, что Шаббату дается социальная мотивация в Исх 23:12. Вместе с тем, значимость и в том, что автор Р специально выбрал сакральный смысл и разработал его по-своему, тогда как автор Второзаконие выбрал социальную мотивацию и сформулировал его своим собственным уникальным путем, то есть гуманистически.
M.Weinfeld "Deuteronomy and the Deuteronomic School"