Облезлый кот писал(а):Atmel писал(а):Нужно "не брать "заклятое" (херем) даже для целей рабства, или же нужно, напротив, взять для рабства это самое "заклятое"?
Я думаю, что херем - это то, что нельзя использовать в мирских целях, а также собственно посвящение посредством такого запрета. На ранних этапах херем - это доля Йахве в добыче, т.к. глагол "гехерим" означает "делить".
Чтобы ответить на Ваши вопросы, надо проанализировать - попадает ли Рама под "херем" с точки зрения хрониста, и что именно попадает.
Есть еще одно интересное место - в 3-й Царств (1 Царей):
15 Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер.
16 Фараон, царь Египетский, пришел и взял Газер, и сжег его огнем, и Хананеев, живших в городе, побил, и отдал его в приданое дочери своей, жене Соломоновой.
17 И построил Соломон Газер и нижний Бефорон,
18 и Ваалаф и Фадмор в пустыне,
19 и все города для запасов, которые были у Соломона, и города для колесниц, и города для конницы и все то, что Соломон хотел построить в Иерусалиме и на Ливане и во всей земле своего владения.
20 Весь народ, оставшийся от Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Хананеев,] Евеев, Иевусеев и [Гергесеев], которые были не из сынов Израилевых,
21 детей их, оставшихся после них на земле, которых сыны Израилевы не могли истребить, Соломон сделал оброчными работниками до сего дня.
22 Сынов же Израилевых Соломон не делал работниками, но они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников.
(3 Цар. гл. 9)
Очень созвучно с мнением о том, что "заклятые" народы принуждались к рабским работам. Из этой цитаты видно, что не только детей, но и всех оставшихся
"Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, [Хананеев,] Евеев, Иевусеев и [Гергесеев]" не истребляли, как требует закон Моисея, а использовали как рабочую силу. Снова прямое нарушение Закона. Стоит еще раз озвучить его:
10 Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир;
11 если он согласится на мир с тобою и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе;
12 если же он не согласится на мир с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его,
13 и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужеский пол острием меча;
14 только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычею врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой;
15 так поступай со всеми городами, которые от тебя весьма далеко, которые не из числа городов народов сих.
16 А
в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души,
17 но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, [и Гергесеев,] как повелел тебе Господь Бог твой, 18 дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим.
(Второзаконие 20:10-18)
Честно говоря, я в недоумении: если Закон известен (а это Второзаконие, которое написано вроде как ранее 3-й Царств), то почему не поставлен во грех поступок Соломона? По тексту Соломон еще поступает согласно воле Яхве, и еще не впал в грех идолопоклонничества под влиянием своих многочисленных жен. ))
Если с Давидом более-менее разобрались (осталось поточнее идентифицировать тех, кого именуют "
народом, бывшим в нем", но по всей вероятности "народ" включает также и оставшихся в живых мужчин аммонитских городов), то поведение Соломона под законное уж точно никак не подпадает.