Форум портала "Наука и религии мира"

Борьба за выживание среди богов

Обсуждения, гипотезы, факты, цитаты - все, что нужно светскому человеку знать о Библии.

Сообщение Владимир777 » Чт фев 21, 2008 22:47

Игнатья писал(а):Но если словом "Господь" -- замена имени "Иегова", то "Иегова Савоф" не имеет смысла, так как подразумевает, что, кроме "Иеговы воинств" существовал какой-то ещё. Значит, везде где говорится "Господь Саваоф" стояло "элохим (то ли боги, то ли судьи) савоф"? Но тогда где же здесь имя?


Где в Синодальном переводе стоит «Господь Саваоф», в оригинале стоит Иегова Саваоф. Например:

«…Господь (יְהוָה) Саваоф…». (1-я Царств 1:11)

Переводится как Яхве Воин (ну, примерно, как Сталин - генералиссимус). Таких мест очень много.

В некоторых местах употребляются все три слова, например в 1-й Царств 17:45.

Еврейское слово цваот (саваоф) (צְבָאֹות) встречается и в других местах Библии без всяких Иегов и элохимов:

«Когда надзиратели скажут все это народу, тогда должно поставить военных (צְבָאֹות) начальников в вожди народу». (Второзаконие 20:9)
Аватара пользователя
Владимир777
Администратор
 
Сообщения: 532
Зарегистрирован: Пт фев 15, 2008 05:03

Сообщение Владимир777 » Пт фев 22, 2008 01:48

Игнатья писал(а):
Владимир777 писал(а):В главе 9 книги Судей везде стоит элохим.

С шестого стиха главы 10 книги Судей начинается Яхвист, появляется ни с того ни с сего Яхве.



Почему "ни с того, ни с сего"? С того, что сынов Израимлевых "теснили и мучили Аммонитяне", они, потеряв за 18 лет надежду на других богов, обратились к Иегове.

Кстати, эти события происходили, более, чем через 50 лет после того, что описано в главе девятой!


Я говорю не о событиях, а о структуре Библии. Библию составляли из многочисленных САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ источников (сказок). Ученые делят их на т.н. «Яхвист» и «Элохист».

В начале XVIII века немецкий лютеранский пастор из г. Гильдесгейма Г. Б. Виттер, составляя комментарии к Библии, заметил, что, как уже отмечалось, в первых книгах древнееврейского подлинника Ветхого Завета бог далеко не всегда именуется одним и тем же именем: иногда он называется Яхве, в других случаях — Элохим. Он обратил внимание также на то, что в Ветхом Завете есть много повторений, причем каждое из них представляет собой новый вариант, в деталях отличающийся от прежнего изложения.

Обо всем этом он написал в изданном им в 1711 г. комментарии к Библии. Однако работа Виттера прошла незамеченной и его современниками и последующими поколениями; к тому же Виттер не сделал из замеченных им фактов никаких серьезных выводов. Только через полвека известный французский врач Жан Астрюк, занимавшийся как любитель исследованием библейского текста, сделал важное открытие, которое и опубликовал в 1753 г. в своей книге «Предположения о тех самостоятельных источниках, какими, по-видимому, пользовался Моисей для составления книги Бытия».

Так же, как и Виттер, Астрюк заметил чередование имен Яхве и Элохим. Оказалось, что в главе I книги Бытия бог называется только Элохим, с главы II до главы V он именуется Яхве или двойным именем Яхве-Элохим. В главе V имя Яхве исчезает, потом опять появляется только в первой половине VI главы.

Это обстоятельство навело Астрюка на серьезные размышления. Можно было бы еще предположить, что бога одновременно называли двумя именами. Называют же его господом или еще как-нибудь! Но оказалось, что двум именам в Библии соответствуют различные варианты сказаний и что, если разделить те части книги Бытия, в которых бог называется Яхве, и те части, в которых он называется Элохим, получатся два самостоятельных изложения. Очевидно, рассудил Астрюк, здесь соединены два разных источника: один принадлежит автору, называвшему бога Элохим, другой написан человеком, употреблявшим имя Яхве. Первого автора он назвал элохистом, второго — яхвистом. (И.А. Крывелёв «Книга о Библии»)


И я просто обратил внимание форумчан на то, что 9 глава книги Судей – типичный «Элохист». В ней изложена история об Авимелехе, и везде стоит только Элохим (в Синодальном переводе слово Бог). А склейка с «Яхвистом» происходит в шестом стихе главы 10, где появляется слово Яхве.
Аватара пользователя
Владимир777
Администратор
 
Сообщения: 532
Зарегистрирован: Пт фев 15, 2008 05:03

Сообщение Игнатья » Пт фев 22, 2008 14:20

Atmel писал(а):
Да видела я этот псалом, как и три остальных! Меня интересует вопрос, каким конкретно образом из них был сделан такой вывод?

Какой вывод?

Что "пред богов" в Исходе 21:6 следует понимать как "пред судей-людей".

Не думаю, что их "смешали, чтоб напустить побольше туману". Атмел же сказал, что "элохим" могло означать и "боги", и "судьи". Скорее всего, то ли богов называли судьями, то ли судей считали богами, может быть, это вобще случайное совпадение, как, например, два значения слова "лук", но, во всяком случае, намереной заменой не является.
ничего такого я не писал. Напротив, оснований трактовать элохим как "судьи" нет никаких.

Atmel писал(а):
«То пусть господин его приведет его пред богов (הָאֶלֹהִים – элохим) и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно». (Исход 21:6)

Из этого отрывка ясно видно, что древние Израильтяне поклонялись множеству богов.

Здесь не вполне это очевидно, так как в другом месте этим же словом именуют судей.


Владимир777 писал(а):
Игнатья писал(а):Видно, хакера мне не понять вообще никогда!
Я так понял, Вы пользуетесь бумажной Библией (в смысле читаете).

Правильнее сказать канонической, хотя и не только бумажной.

Но существуют хорошие компьютерные программы. Например, очень хорошая бесплатная программа «Цитаты из Библии».

Ее можно скачать отсюда: http://jesuschrist.ru/software/ (там все по-русски).

К сожалению, я не могу себе позволить скачивать.

Владимир777 писал(а):И я просто обратил внимание форумчан на то, что 9 глава книги Судей – типичный «Элохист». В ней изложена история об Авимелехе, и везде стоит только Элохим (в Синодальном переводе слово Бог). А склейка с «Яхвистом» происходит в шестом стихе главы 10, где появляется слово Яхве.

Правильнее сказать, что склейка имеет место между девятой и десятой главами: в первых пяти стихах десятой главы нет ни того слова, ни другого.
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20

Пред.

Вернуться в Разговоры о Библии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3