Азазель (Арамейский: רמשנאל, Иврит: עזאזל, Арабский: عزازل Azazil) — название древнего обряда «Козла отпущения грехов» (X в. до н.э — I в. н.), позже (не ранее III века до н. э.) по верованиям древних евреев — демон пустыни.
Ангел
Предание об Азазеле как об одном из падших ангелов возникло довольно поздно (не ранее III века до н. э.) в еврейском фольклоре и зафиксировано, в частности, в известной апокрифической Книге Еноха. В Книге Еноха Азазель — предводитель допотопных гигантов, восставших против Бога. Он изобрёл оружие и косметику, научил мужчин воевать, а женщин — искусству обмана, совратил людей в безбожие и научил их разврату.
Азазель — это один из первых падших ангелов, который не побоялся Бога и его воли, после чего Архангелам было приказано убить его, но никто не был сильней, чем он, и тогда Бог приказал его брату Архангелу Михаилу срубить ему крылья и отправить его в Ад.
Нет сомнений, что само имя "Азазель"- лишь позднейшее наименование этого персонажа, так, в ряде текстов он выполняет функции Нахаша (змея- искусителя), сходные с функциями Прометея или стандартного культурного героя, также, он играет роль, сходную с ролью богов преисподни или пустыни- ханаанейским Муту, который также олицетворял не только подземный мир, но и губительный солнечный жар, или Сетха, тоже воплощавшего пустыню и фаллическую мощь.
Обряд
С Азазелем связан один из древних иудейских обрядов (Лев.16). Обряд исполнялся во времена Иерусалимского храма (X в. до н.э — I в. н.) в день Йом-Кипур (Лев.16:29,34). В день «козлоотпущения», отбирались жертвенные телец и два козла. Жребием священники выбирали, которого из козлов принести в жертву за грехи, а которого — отослать в пустыню к Азазелю (Лев.16:8). Тельца и первого козла закалывали за грехи священника и народа, их кровью освящалась скиния (туши позже сжигали вне стана). Далее первосвященник возлагал руки на второе жертвенное животное, «исповедуя над ним все беззакония, преступления и грехи сынов Израиля», символизируя этим перенос на него всех грехов народа. Затем козла отводили в пустыню — символ подземного царства и естественное место для грехов.
Надо заметить, что в книге Исход (Исх.29:10) и далее повсеместно в книге Левит есть требование Моисея приносить скот в жертву за грех (искупительная жертва) и во всесожжение (во славу Бога). Так, в зависимости от уровня богатства иудея, за грехи требуется приносить в жертву: тельца (кожа и мясо которого сжигаются вне поселения), козла, овна, козу, горлицу или голубя, муку и зерно.
Видимо именно отсюда возник популярный образ Дьявола в виде пылающего быка с туловищем кровавого цвета, будто с него сняли кожу. Близка образу и история о сжигании в огне Золотого тельца Моисеем (Исх.32:19-20), незадолго до утверждения им данной традиции о сжигании жертвенного скота. Надо сказать, что последнее роднит образ Азазеля с образом ханаанского божества преисподни, Муту, так как в угаритских храмовых текстах Шеол (подземный мир) изображается в виде коровы. Также в Египте в честь победы Гора над Сетхом (персонажем, сходным с Азазелом по ряду черт) существовали жертвоприношения животных с рыжей шкурой.