Atmel писал(а):Ага, сначала откровенно обманывают, что Яхве подсылает пророкам духов лжи, а людям - духов зла, а потому выясняется, что духи зла ему вовсе и не подчинялись, а взбунтовались во главе с сатаной? И самое-то интересное, то это "откровение" приходит к евреям только с появлением на арене зороастризма с одним из его главных героев - Ариманом! Какое удивительное совпадение!
[/quote]
Я про Пятикнижие vs последующая часть Танаха - от Иисуса Навина до Малахии. " взбунтовались во главе с сатаной" - это когда проскользнули такие идеи и где по-Вашему? По-моему это уже чисто христианская фишка, и такие мотивы можно найти в апокрифах 1 века, но не ранее.
Atmel писал(а):В чем эта "обычность"? В Торе монизм, Яхве - единственный владыка, которому ничего и никто не протовостоит. А вот в Хрониках идея меняется, и налицо персидское влияние, где "светлым" богам противостоит не менее сильный демон Ариман. И смотрите, какую власть год от году в представлениях иудеев приобретает сатана! У христиан он уже владелец "мира сего"!
Обычность в том, что в Иове Сатан действует строго с санкции Яхве, а не самостоятельно-общается с Иеговой по-дружески, Иегова типа спрашивает "ну как делы, чем занимаешься?", а сатана отвечает, что путешествовал по Земле.У Захарии он обвинитель на божьем суде, противодействующий некоему иерею Иисусу, а во II Хроник гл. 18 злой дух вообще действует по указанию Яхве, обманывая царя Ахава. На Саула же злого духа тоже вроде Яхва послал?
Где в Хрониках есть про противостояние? Очевидно, что эта история про сатану пересказ иными словами истории из II царств 24. А там получается так - ревнивый, гневливый и коварный Иегова захотел найти предлог, чтобы помучить б-гоизбранный народец, поэтому "возбудил" Давида - примерно аналогично тому, как он при Исходе ожесточал сердце фараона.
А потом, судя по Лопухину, как ни в чём не бывало-а ты мол сам виноват в том что решил устроить перепись, ибо ты честолюбивый и ещё хрен знает какой.
Полагают, что в числе побуждений, заставивших царя перечислить евреев, не последнее место занимали честолюбивое услаждение своим господством над еврейским народом и властолюбивое стремление к ненадлежащему усилению этого господства. http://www.bible.in.ua/underl/Lop/ При этом, конечно, Давид сам не пострадал, хотя мог и бегать 3 месяца от врагов, но выбрал язву. Вуаля, цель Иеговы была достигнута. Логика конечно охренительная в этом во всём, но факт-никакого противостояние Иегове Сатан тут не оказывал тогда, а действовал в его целях.
Персидский период - это 539-331 BC, потом Македония, эллинизм,Хасмонеи, Рим.Я не совсем понимаю тогда, чем обусловлено поступательное усиление моно-дуалистических персидских воззрений после Александра Македонского.
Atmel писал(а):Так ведь само значение слова "льсатан" - "противник".
Вот что и странно. Ведь все упоминания сатаны в ВЗ показывают, что он ничего сам по себе сделать не может, как и считается в современном раввинистическом иудаизме. А ещё к тому же:
Книга Исаия > Глава 45 > Стих 7:
Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.