можно я вмешаюсь?
Ветхий Завет говорит о Боге-Троице в следующих цитатах:
- пророк Исаия 9:6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, БОГ крепкий, Отец вечности, Князь мира
- пророк Исаия 7:14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил("с нами Бог")
- пророк Михей 5:2 И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных
- книга Сираха 51:14 воззвал я к Господу, Отцу Господа моего, чтобы Он не оставил меня во дни скорби, когда не было помощи от людей надменных
- Псалом 44:8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих
- Псалом 109:1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих
Кстати, о боговдохновленности 109 псалма Давида говорил Сам Иисус Христос - [Мк 12:35,36] 35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? 36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих
Таким образом другая ипостась Бога - Сын упоминается в Ветхом Завете
Говорил ли Сам Христос о Своей божественности? -
[Ин 17:5] 5. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
[Ин 8:58] 58. Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
[Ин 1:1,3,14,18]
1. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
3. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
14. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
18. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
[Ин 8:25] 25. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
надо отсетить что Сущий - это имя Бога - [Исх 3:14]
14. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам.
Нас могут спросить - а почему тогда в Евангелии Иоанн Богослов говорит о "сущих в мире"? - [Ин 13:1]
1. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
Также и Иоанн Креститель говорит о "сущем от земли" - [Ин 3:31]
31. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех,
Дело с том, что слово "Сущий" имеет значение Существующий, Пребывающий, и Христос делает различие между людьми - "сущими от земли" и Богом - "Сущим на небесах" - [Мф 6:9]
9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
Далее, Христос также говорит о Себе -
[Ин 10:30] 30. Я и Отец -- одно.
[Мф 12:42] 42. .. и вот, здесь больше Соломона.
хотя никто из людей кроме Бога не мог быть мудрее Соломона - по словам - [3 Цар 3:12]
12. вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;
[Мф 12:6] 6. Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
[Лк 13:35] 35. Се, оставляется вам дом ваш пуст. ..
Так же то, что Христос не считал Себя равным обычным людям гововорят слова - [Мф 17:25,26]
25. Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26. Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
[Мф 18:20] 20. ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
Но может возникнуть вопрос - как же тогда Христос не считал Себя благим, а благим называл Бога? - [Мф 19:16,17]
16. И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
17. Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Однако дело в том, что Христос первоисточником всех благ считал Отца -
[Ин 5:19] 19. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.
[Ин 7:16] 16. Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение -- не Мое, но Пославшего Меня;
[Ин 5:30] 30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
[Мф 11:27] 27. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
Так же может возникнуть вопрос - как же Христос Бог, если Он говорит что Отец более Его? - [Ин 14:28]
28. Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
Однако слово "более" Христос так же говорит о служении - [Лк 22:26,27]
26. а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий -- как служащий.
27. Ибо кто БОЛЬШЕ: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий.
Отсюда вывод - Христос говорит "более Меня" о Своем служении Отцу - [Мф 20:28]
28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.