Форум портала "Наука и религии мира"

Двукратное воскрешение мертвых в Апокалипсисе (Откровении)

Обсуждения, гипотезы, факты, цитаты - все, что нужно светскому человеку знать о Библии.

Двукратное воскрешение мертвых в Апокалипсисе (Откровении)

Сообщение Atmel » Сб апр 04, 2015 18:27

В ходе разговоров на форуме пришлось освежиться чтением Откровения Иоанна. Это апокалипсическое произведение, полное фантастических видений автора, вдохновленного книгой Даниила, сдобренных образным пересказом иудейской истории первого века н.э.

В конце произведения в главе 20 рассказывается о том, что дракона, древнего змия, который есть сатана и диавол, сковали цепями на тысячу лет. Сразу после этого оживают те, кто перед этими драматическими временами не поклонились зверю, они будут царствовать вместе с Христом тысячу лет. Это первое воскресение. Воскрешённые праведники уже бессмертны.

Но когда тысячу лет оканчиваются, из темницы зачем-то снова выпускают сатану, и он выходит соблазнять народы и собирает их сражаться против Христа. Сатану с воинством снова побеждают и кидают в озеро огненное навсегда.

После этого воскрешают остальных и судят. Все, кто судом был оправдан, обретают бессмертие, остальных же кидают в то же озеро.

Вот цитата из главы 20 Откровения:

    1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.
    2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,
    3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.
    4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.
    5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.
    6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
    (Откр.20:1-6)

В следующей главе 21 создаются новое небо и земля (аллюзия на Исайя, 67:17 ) и новый Иерусалим.

Так понимается это произведение как есть, без лишних лукавых толкований. Такое понимание приобрело большое распространение среди многих христианских авторитетов - Папия Иерапольского; встречается оно у св. мученика Иустина, у Иринея, Ипполита, Мефодия и Лактанция, и получает название "хилиазма".

Православная церковь, однако, осуждает хилиазм, утверждая, что на самом деле следует понимать так, что оживление праведников на тысячу лет следует понимать как нравственно-духовное, а не из мертвых. В противном случае мы имеем двукратное вокресение из мертвых, а в евангелиях везде Иисус говорил только об одном единственном воскресении для всех. Статью об этом можно почитать на сайте саратовской епархии.

Такое толкование создает свои проблемы. Если "души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою" ожили нравственно только сейчас, то до этого они были безнравственными? Остается только удивляться, как такие безнравственные люди устояли перед сатанинскими соблазнами и удостоились такой чести?


Может быть, их просто пробудили от некоего сна, в котором они до "оживления" находились? Но это также будет противоречить многим положениям христианства. В частности, Иисус обещает разбойнику, которого казнят рядом с ним, что тот сегодня же будет с ним в раю. В каком состоянии - возникает закономерный вопрос, неужели он там будет спать, ничего не зная, ничего не чувствуя - чем же такое посмертное состояние отличается от понимания тех же саддукеев?

Наиболее радикальные толкования доходят до объяснения, что "оживление" - это момент принятие христианства и крещение, и все моральные подвиги на поприще христианства. Но тогда получается, что все "прочие" его примут через тысячу лет тоже. Кого же тогда будут бросать в огненное озеро?
Вообще, стихи 4 и 5 здесь нам ясно говорят, что речь в главе идет о царстве мертвых, души одних из пребывающих там оживают на глазах автора до телесного состояния, а другие (прочие умершие) будут ожидать своего воскрешения еще тысячу лет.


Можем ли мы следовать толкованию церкви? Если оставаться в рамках первоисточника и здравого смысла, то, очевидно, нет. И искать корреляции между Евангелиями и Откровением вряд ли уместно, потому что, по всей вероятности, автор не был знаком с ними.

Таким образом, воскресение праведников на тысячу лет, описанное у автора Апокалипсиса, происходит все-таки из мертвых, а не иносказательно - "духовно".
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Re: Двукратное воскрешение мертвых в Апокалипсисе (Откровени

Сообщение Roland » Ср апр 08, 2015 16:25

Таким образом, воскресение праведников на тысячу лет, описанное у автора Апокалипсиса, происходит все-таки из мертвых, а не иносказательно - "духовно".


совершенно верно

Но никаких проблем в двумя воскресениями не вижу.Первое - для мучеников во времена Антихриста, второе - для всех остальных.

В Откр. такая парадигма - после смерти люди впадают во временное небытие, и воскреснут в день суда. Хотя Павел говорит, что они де изменятся - тут противоречие. И разбойник попадает с Иисусом в рай немедленно.

Я думаю Откр. неспроста долго не входило в канон - оно больше напоминает какие-то сказки - вспомните хотя бы то, как описаны там Антихрист и его лжепророк - как чуда-юда какие-то - Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва.
Roland
 
Сообщения: 1210
Зарегистрирован: Чт апр 07, 2011 23:34


Вернуться в Разговоры о Библии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3