Форум портала "Наука и религии мира"

Что есть душа?

Обсуждения, гипотезы, факты, цитаты - все, что нужно светскому человеку знать о Библии.

Сообщение dargo » Пт янв 04, 2008 17:36

Это по-христиански так. А по-даргински: тело + душа = живой или одушевленный человек.
Аватара пользователя
dargo
 
Сообщения: 594
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 23:33
Откуда: Дагестан - Москва - ?

Сообщение Игнатья » Пт янв 04, 2008 17:39

У меня сложилось впечатление, что ветхозаветные евреии относили к душе вообще все ощущения, даже такие, как голод и жажда:

Плач. 1:19 Зову друзей моих, но они обманули меня; священники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою.
Да, возможно. Что ж тут небывалого?
И природа тоже непроста:
подойдёшь — взаимопожиралово,
чуть отступишь — снова красота.
(c) Лукин
Аватара пользователя
Игнатья
 
Сообщения: 1162
Зарегистрирован: Пн дек 24, 2007 16:20

Сообщение Digger Rebel » Пт янв 04, 2008 17:40

Тот же ап.Павел противопоставлял человека душевного и человека духовного:

1 Кор.2:14-16
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.


У меня лично возникло впечатление, что под духом он подразумевает "просвещенный богом" разум, а под душой - чувства, которые находятся с этим разумом в противоречии. Т.е. "душевный человек" - это живущий по чувствам, а духовный - по разуму (или уму) Христову.


1 Кор.2:11-16
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.

"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Сообщение Atmel » Пт янв 04, 2008 17:49

Digger писал(а):Если я правильно понимаю написанное в библии, получается, типа того : тело человека+дух=душа живая
Да вот как раз не получается. Я ведь не случайно написал, что уже еврейский библейский канон крайне непоследовательный в этом определении. А о христианстве и говорить не приходится. Возьмем хотя бы Вашу цитату:

Digger писал(а):А Павел пишет так:

[1 Фес.5:23] Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Здесь, видимо под душой понимается либо жизнь, либо внутренние чувства.
Как, извините, "внутренние чувства" могут сохраниться у умершего? Или Павел здесь ожидает скорого "второго пришествия Христа?

Возьмите сцену, изображающую Лазаря на "лоне Авраамовом" (Лука, гл. 16).

"И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
"


Смотрите, как натуралистично видят верующие загробное существование! Душа после смерти по их представленниям сохраняет все свойства человеческого характера и даже чувствует и нуждается самым "плотским" образом.
А теперь сравните с Второзаконием:

"И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе" (Втор. 28:45 )

А все эти "проклятия" - самые что ни на есть "земные". И - ни слова о посмертном воздаянии! Если вслед за хананеями еврейский народ верил в "шеол" (собственно, такое верование существовало во всем семитском мире, и оно мало чем отличалось от верований других древних народов - тех же греков с их "царством Аида", "царством "теней"), но Второзаконие утверждает совсем иную концепцию! И здесь интересно подумать над мотивами этого. Я предполагаю, что это предпринималось в целях отмежевания от древних языческих пережитков.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение Коля » Пт янв 04, 2008 18:38

Игнатья писал(а):У меня сложилось впечатление, что ветхозаветные евреии относили к душе вообще все ощущения, даже такие, как голод и жажда:

Плач. 1:19 Зову друзей моих, но они обманули меня; священники мои и старцы мои издыхают в городе, ища пищи себе, чтобы подкрепить душу свою.
Предполагаю, что в подлиннике выражение "душу свою" в данном контексте значит просто "себя". Как и по-английски, например: my=self.
И назавтра мне скажет повешенный раб:
"Ты не прав, господин!" — и я вспомню твой взгляд
И скажу ему: "Ты перепутал, мой брат, —
В этой жизни я не ошибаюсь."
Аватара пользователя
Коля
 
Сообщения: 408
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:41

Сообщение Digger Rebel » Пт янв 04, 2008 18:40

Atmel писал(а):
Digger писал(а):Если я правильно понимаю написанное в библии, получается, типа того : тело человека+дух=душа живая
Да вот как раз не получается. Я ведь не случайно написал, что уже еврейский библейский канон крайне непоследовательный в этом определении. А о христианстве и говорить не приходится.


О какой последовательности может идти речь? Последовательности и нет, это же библия! :)

А вывод я сделал из приведенного стиха

[Быт.2:7] И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Возьмем хотя бы Вашу цитату:

Digger писал(а):А Павел пишет так:

[1 Фес.5:23] Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Здесь, видимо под душой понимается либо жизнь, либо внутренние чувства.
Как, извините, "внутренние чувства" могут сохраниться у умершего? Или Павел здесь ожидает скорого "второго пришествия Христа?


Именно так. Ранние христиане ждали пришествия очень скоро
1Кор.15:51-52
51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Сообщение Digger Rebel » Пт янв 04, 2008 19:00

Atmel писал(а):Возьмите сцену, изображающую Лазаря на "лоне Авраамовом" (Лука, гл. 16).

"И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
"


Смотрите, как натуралистично видят верующие загробное существование! Душа после смерти по их представленниям сохраняет все свойства человеческого характера и даже чувствует и нуждается самым "плотским" образом.


Эта притча вообще выбивается из библейских понятий (я имею ввиду ветхозаветние). Я слышал разные версии, но есть такая, что иудеи "нахватались" этих представлений в вавилонском плену (и много чего переняли от них и привнесли в свои представления). Их пророк Иезекииль очень ревновал по этому поводу

Иезек.Гл.8
1 И было в шестом году, в шестом [месяце], в пятый день месяца, сидел я в доме моем, и старейшины Иудейские сидели перед лицем моим, и низошла на меня там рука Господа Бога.
2 И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже - огонь, и от чресл его и выше - как бы сияние, как бы свет пламени.
3 И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование.
4 И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле.
5 И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвенника - тот идол ревности при входе.
6 И сказал Он мне: сын человеческий! видишь ли ты, что они делают? великие мерзости, какие делает дом Израилев здесь, чтобы Я удалился от святилища Моего? но обратись, и ты увидишь еще большие мерзости.
7 И привел меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене скважина.
8 И сказал мне: сын человеческий! прокопай стену; и я прокопал стену, и вот какая - то дверь.
9 И сказал мне: войди и посмотри на отвратительные мерзости, какие они делают здесь.
10 И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом.
11 И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху.
12 И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: "не видит нас Господь, оставил Господь землю сию".
13 И сказал мне: обратись, и увидишь еще большие мерзости, какие они делают.
14 И привел меня ко входу в ворота дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе,
15 и сказал мне: видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости.
16 И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей [стоят] спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу.

А Фаммуза - это - Божество, по которому израильтянки плакали у входа в храм (Иез. 8:14), согласно Иерониму, финикийский бог Адонис, соответствующий Озирису египтян, символ дремлющей зимой, но теплотою солнца вновь пробуждаемой силы природы. Сперва женщины праздновали смерть этого божества плачем, распутством и соответствующими похоронными обрядами, а затем его воскресение — удовольствиями и весельем. По Шрадеру, название Фаммуза — вавилонского происхождения: Думузи, т.е. «сын жизни».

http://mirslovarei.com/content_his/FAMMUZA-64262.html

Хотя это только версия.



Atmel писал(а):А теперь сравните с Второзаконием:

"И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа Бога твоего и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе" (Втор. 28:45 )

А все эти "проклятия" - самые что ни на есть "земные". И - ни слова о посмертном воздаянии! Если вслед за хананеями еврейский народ верил в "шеол" (собственно, такое верование существовало во всем семитском мире, и оно мало чем отличалось от верований других древних народов - тех же греков с их "царством Аида", "царством "теней"), но Второзаконие утверждает совсем иную концепцию! И здесь интересно подумать над мотивами этого. Я предполагаю, что это предпринималось в целях отмежевания от древних языческих пережитков.


Так Второзаконие же написано раньше, чем Новый завет. Представление о бессмертной душе ИМХО у иудеев появилось позже.
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Сообщение Atmel » Пт янв 04, 2008 19:18

Digger писал(а):Эта притча вообще выбивается из библейских понятий (я имею ввиду ветхозаветние). Я слышал разные версии, но есть такая, что иудеи "нахватались" этих представлений в вавилонском плену (и много чего переняли от них и привнесли в свои представления). Их пророк Иезекииль очень ревновал по этому поводу.
Но ведь эта притча - не иудейская! Это притча - христианская. А что такое христианство? - Это производная от сочетания иудаизма и митраизма (в дальнейшем обработанная в стиле греческой философии). Но именно в вавилонском плену, по всей вероятности, произошли самые значительные изменения в религиозной идеологии в смысле отхода от язычества (я имею в виду прежде всего монотеизацию религии). Традиционному яхвизму до той поры (или по крайней мере до усилий царя Езекии - 4 Цар. гл. 18) были свойственны все представления всего семитского мира, и "шеол" (преисподняя) тому - не исключение. Иудаизм конца последнего тысячелетия до н.э. - это во многом возврат к традиционным верованиям. Новшество здесь только в идее посмертного воздаяния и всеобщего "воскресения мертвых", которая была совершенно чужда семитскому миру до начала мидо-персидского влияния ва этом регионе.
Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?
Аватара пользователя
Atmel
Администратор
 
Сообщения: 5454
Зарегистрирован: Пн дек 17, 2007 17:12
Откуда: о. Чунга-чанга

Сообщение Digger Rebel » Пт янв 04, 2008 19:47

Atmel писал(а):
Digger писал(а):Эта притча вообще выбивается из библейских понятий (я имею ввиду ветхозаветние). Я слышал разные версии, но есть такая, что иудеи "нахватались" этих представлений в вавилонском плену (и много чего переняли от них и привнесли в свои представления). Их пророк Иезекииль очень ревновал по этому поводу.
Но ведь эта притча - не иудейская! Это притча - христианская.


Правильно. Только разницы в данном случае я большой не вижу так как:
Atmel писал(а):А что такое христианство? - Это производная от сочетания иудаизма и митраизма (в дальнейшем обработанная в стиле греческой философии).

Вы сами и ответили.


Atmel писал(а):Но именно в вавилонском плену, по всей вероятности, произошли самые значительные изменения в религиозной идеологии в смысле отхода от язычества (я имею в виду прежде всего монотеизацию религии). Традиционному яхвизму до той поры (или по крайней мере до усилий царя Езекии - 4 Цар. гл. 18) были свойственны все представления всего семитского мира, и "шеол" (преисподняя) тому - не исключение. Иудаизм конца последнего тысячелетия до н.э. - это во многом возврат к традиционным верованиям.


С весьма переменным успехом. В чем-то да, возврат, в чем-то - нет. Я думаю, что это в какой-то степени связано с тем, какую линию вели израильские и иудейские цари в своих царствах. Например, сын того же Езекии - Манассия, предстает со страниц той же библии так:
4Царств 21:1-7
Гл.21
1 Двенадцати лет был Манассия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Хефциба.
2 И делал он неугодное в очах Господних, [подражая] мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых.
3 И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему.
4 И соорудил жертвенники в доме Господнем, о котором сказал Господь: "в Иерусалиме положу имя Мое".
5 И соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня,
6 и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников; много сделал неугодного в очах Господа, чтобы прогневать Его.
7 И поставил истукан Астарты, который сделал в доме, о котором говорил Господь Давиду и Соломону, сыну его: "в доме сем и в Иерусалиме, который Я избрал из всех колен Израилевых, Я полагаю имя Мое на век;


Т.е. все эти перемены накладывали свой отпечаток.


Atmel писал(а):Новшество здесь только в идее посмертного воздаяния и всеобщего "воскресения мертвых", которая была совершенно чужда семитскому миру до начала мидо-персидского влияния ва этом регионе.


Возможно.
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Сообщение Digger Rebel » Пт янв 04, 2008 19:53

dargo писал(а):Это по-христиански так. А по-даргински: тело + душа = живой или одушевленный человек.


Я бы сказал, что в традиционном христианстве (католичестве и православии) именно так и считают - "тело + душа = живой или одушевленный человек" :)
"У слепой веры злые глаза"
Станислав Ежи Лец
Аватара пользователя
Digger Rebel
 
Сообщения: 846
Зарегистрирован: Вс дек 16, 2007 22:13

Пред.След.

Вернуться в Разговоры о Библии

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3