dargo писал(а):Я почти согласен с библейскими определениями. Понимание то же...
Сдается мне, что Вы знакомы с Библией только из вольного изложения ее экзальтированными проповедниками. Между тем Священное Писание евреев крайне противоречиво в отношении состояния человека после смерти, а оно целиком включено в состав христианского канона. Часть стихов говорит о том, что после физической смерти исчезает всякая психическая деятельность:
"Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" (Пс. 6:6)
"Что пользы, когда я сойду в могилу? Будет ли прах славить Тебя? Будет ли возвещать истину Твою?" (Пс. 29:10).
"Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя?" (Пс. 87:11).
"Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу". (Пс. 114:25).
"Выходит дух его и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его". (Пс. 145:4).
Да возьмите мою подпись из Экклезиаста - она тоже заявляет, что ничего не ждет нас после смерти. Или вот:
"Живые знают что умрут, а мертвые ничего не знают и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. И любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем". (Еккл. 9:5-6).
Выражая свою надежду на будущее, псалмист Давид свидетельствует:
"А я в правде буду взирать на лицо Твое: пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16:15).
Заметим к слову, что ни один из допленных канонических пророков ничего не пишет о "воскресении". Умершим ничего из грядущего ЗЕМНОГО рая не достанется.
В исторических книгах еврейского канона есть отдельные случаи "воскресения", например, сына Сарептской вдовы (3 Цар. 17) или сына Сонамитянки (4 Цар. 4), но это - отдельные исключения. В целом ваначале еврейская религия в смысле посмертного существования ничем не отличалась от религии хананеев, так много давшей яхвизму (я прежде всего имею в виду
"шеол"). Но по всей видимости в период отмежевания от язычества и укрепления национального самосознания евреев пропорционально укреплению их государственности, происходило и отмежевание от своих истоков, выразившееся, в частности, в полном отрицании посмертного существования. Вот еще пример:
"Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя". (Ис. 38:18-19).
При этом канон оставался насквозь противоречивым - ведь, например, случай с вызыванием Саулом духа Самуила (2 Цар) в нем остался. Остались и древние псалмы, типа:
"10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление," (Пс. 15:10)
В период персидского господства традиционная жреческая власть (представленная к концу тысячелетия небезызвестными саддукеями, с которыми спорил евангельский Иисус) утратила свое прежнее влияние в обществе, и поднялась простонародная волна раввинистического движения, у которого надежды на посмертное воздаяние, равно как и на грядущее воскресение, усиливалась от века к веку, и она явно испытывала идеологическое влияние персидской религии (зороастризма).